Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группым «Учимся, играя!»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Тема: «Учимся, играя!»
Образовательная область: Речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.
Задачи:
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса и любви к русскому языку; создать условия для закрепления навыков соблюдения правил поведения в детском саду; развития способностей оказывать помощь сверстнику.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику, фонематический слух детей, связанную речь, память, умение анализировать. Совершенствовать звуковую культуру речи детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес.
Образовательные: Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»; умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук; закрепить правильное печатание букв.
Планируемый результат: Проявляют интерес в процессе образовательной деятельности, умеют вести диалог, высказывать свою точку зрения. Различают такие понятия, как «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные». Умеют делить слова на слоги.
Методы и приемы: Показ, объяснение, вопросы, рассматривание, сравнение, физкультминутка, игра, индивидуальная работа на листочках с заданиями
Наглядные средства обучения: Демонстрационный материал: проектор интерактивная доска ноутбук, Mimio презентация, картинки с мягкими и твердыми звуками; раздаточный материал: цветные карандаши, цветные квадратики, задания на листочках, воздушные шарики, смайлики с эмоциями.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, дидактические игры «Найди звук в слове», «Узор из звуков», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»
ХОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. Что это? (конверт). Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте. «Мои дорогие юные друзья! Я, королева Знаний, прошу вас о помощи. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения, то звуки местами поменяются, то буквы убегут из слов, то слоги рассыпятся. Помогите, пожалуйста, навести порядок. - Ну что, согласны отправиться в страну Знаний? А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Но шарики у нас не простые, а волшебные. Нужно выбрать каждому свой шар по первому звуку в своем имени. (шарики на каждого ребенка, на которых стоят буквы).
Воспитатель: А теперь готовы отправиться? Прежде чем отправиться, скажем, волшебные слова.
Артикуляционная гимнастика (хором).
Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.
Им – им – им, мы на шариках хотим.
Ши – ши – ши, всем поможем от души.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Звучит песня (минус) «Воздушные шарики»
Воспитатель: Вот мы и очутились в стране Знаний. Присаживайтесь.
Слышатся звуки города (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, вы слышите, сколько разных звуков звучит, которые издают разные предметы или явления. И для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук? (Его надо произнести).
Воспитатель: Значит, что такое звук? (Это то, что мы можем услышать и произнести).
Воспитатель: Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду).
Воспитатель: Как произносятся согласные звуки? (при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).
Егор
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Роман
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Воспитатель: Гласные звуки очень дружат с согласными звуками. А в нашей стране звуки заблудились. Послушайте стихотворение и поставьте звуки по местам.
Игра «Звук заблудился»
1. Сели в лож(д)ку и айда
По реке туда-сюда.
2. На глазах у детворы
Крыс(ш)у красят маляры.
3. Мы собирали васильки,
На головах у нас щ(в)енки.
4. Мама с б(д)очками пошла
По дороге вдоль села.
5. Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно в( грачей).
Воспитатель: Вот теперь стихи стали понятными. А у нас опять беда: звук потерялся, нужно найти его место в слове: в начале, в середине или в конце слова и отметить красным цветом.
Игра «Найди место звука в слове»
Дети выполняют задание индивидуально, затем один ребенок выходит к доске, все проверяют правильность выполненной работы.
Воспитатель: В нашей сказочной стране живут два гномика. Динь и Дон. Да вот они и сами пожаловали.
Динь: Я—Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет!
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший—нет!
Дон: Я—Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет!
Вместе: Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал!
(на интерактивной доске картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого или мягкого звука)
Игра «Поможем гномикам»
Воспитатель: Ребята, помогите гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются с … звука. А Диню?
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту ничего не мешает. А согласные не пропоешь, когда мы их произносим, во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые или мягкие. Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем? Верно – буквы!
Воспитатель: Но в нашей стране буквы заболели. Нам нужно помочь им. Возьмите листочки с буквами и допишите их.
Игра «Допиши букву»
Дети за столом дописывают буквы, у них получается слово «Весна».
Полина М.
Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а какое слово у вас получилось?
Давайте попробуем выложить слово «ВЕСНА» нашими условными обозначениями: гласные - красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый и расскажем про звуки этого слова.
Звуковой анализ слова «ВЕСНА»
Дети выкладывают цветные квадратики (зеленый,/красный,/синий,/синий,/красный) и называют звуки, характеризуя их.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что слова бывают короткими и длинными. Как можно измерить слово? (слогами). Что такое слог? (часть слова, которую мы произносим одним толчком воздуха). Сколько в слове гласных, столько и слогов. А еще мы с вами может подставить ладонь под подбородок или раздвигать ладошки сколько раз раздвинули столько и слогов.
Игра – физкультминутка «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «Машина», подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «мяч», покружиться, присесть и т.д.
(воспитатель называет слово, дети выполняют задание)
Воспитатель: А в нашей стране слоги потерялись. Давайте найдем каждому слогу свое место, чтобы получилось слово.
Игра «Найди слог»
Воспитатель, ребята скажите, кого мы встретили в нашем увлекательном путешествии? Правильно гномиков. Скажите мне, пожалуйста, с какого звука начинается слово гном, правильно со звука [г]. Перед вами на тарелочках лежат разноцветные цветочки, выберите цвет, который необходим вам выложите из этих цветочков букву Г и приклейте на цветной прямоугольник (анализирую выполнение задания детьми)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Вот наше путешествие подходит к концу.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои шарики и полетим обратно в детский сад (аудиозапись «Шарики воздушные»)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Королева Знаний благодарит вас, ребята, и она передает вам в подарок смайлики-настроения. Если вы получили заряд хорошего, радостного настроения, то возьмите смайлик хорошего настроения, а если вам было скучно, грустно, неинтересно, возьмите смайлик грустного настроения.