12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Разумова В.Н.1702
Я работаю воспитателем в детском саду. Выпустила моих любимых подготовишек в 2017 году. Сейчас ко мне в группу придут детки 3-4 лет. Люблю творчество, природу, музыку, книги.
Россия, Вологодская обл., село Шухободь Череповецкий район

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в технологии «Ситуация» для подготовительной группы компенсирующего вида для детей с ТНР  "Путешествие в Антарктиду".

Автор: Разумова Валентина Николаевна, воспитатель логопедической группы МДОУ «Шухободский детский сад», село Шухободь, Череповецкий район.

Описание: конспект образовательной деятельности по развитию речи составлен в технологии «Ситуация» (деятельностный метод). Материал может быть полезен для педагогов логопедических групп в дошкольных учреждениях. Предназначен для детей 6-7 лет.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Тип образовательной ситуации: тренировочное занятие.

Цель: Развитие всех компонентов речи у детей компенсирующей группы.

Задачи:

- учить составлять рассказы научного типа, сказочные, рассказ-доказательство; строить разные типы высказываний по одной теме, различать их характерные особенности, соблюдать структуру повествования и использовать разнообразные средства связи;

- тренировать умение применять при составлении рассказа мнемосхемы и модели, план повествования;

- упражнять в подборе и согласовании притяжательных прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;

- расширять запас синонимов, упражнять в подборе антонимов, активизировать образную лексику (сравнения, фразеологизмы);

- закреплять знания в рамках лексической недели «Животные холодных стран»;

- воспитывать умение работать в парах и группах.

Материалы: картинка с изображением пингвинёнка Лоло (заламинированная с магнитом с обратной стороны), письмо, «волшебные льдинки» (вырезанные из белого картона с напечатанными заданиями на обороте), картинки с изображением животных и картина с изображением Антарктиды, глобус, предметные картинки, мнемосхемы и модели для рассказывания «Птицы», «Рыбы», «Млекопитающие», «Пингвин».

Ход образовательной деятельности

1 этап. Введение в ситуацию.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около мольберта, на котором в ряд расположены предметные картинки.

   - Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)                                                             - Хотите сегодня отправиться в путешествие?                                                                        - А вот куда мы отправимся, узнаем, если расшифруем слово на мольберте. Нужно прочитать только первые буквы в названии картинок. Получается слово АНТАРКТИДА.

- Давайте присядем, посмотрим на глобус и найдём Антарктиду. (Дети с воспитателем садятся в круг на ковре) 

  - Почему она изображена белым цветом? Кто там живёт? (В краткой беседе дети отмечают, что это самый холодный материк на Земле. Край снега и льда. А ещё это край пингвинов, потому, что они основные обитатели Антарктиды) 

 - Ребята, у меня как раз есть письмо от жителя Антарктиды, пингвинёнка Лоло. Воспитатель читает письмо:

"Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвинёнок Лоло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды волшебные льдинки с заданиями».

2 этап. Актуализация знаний

Образовательная задача: актуализировать словарный запас детей по теме. 

Данный этап включает в себя развивающие речевые дидактические игры. Дети передвигаются от льдинки к льдинке, выполняя игровые задания, написанные на них. Порядок игр может быть разным, в зависимости от выбора детей. Количество дидактических игр также можно уменьшать или увеличивать в зависимости от затраченного времени, уровня подготовки детей.

Воспитатель: "Итак, отправляемся в путь. Ищем волшебные льдинки."

1. Дидактическая игра «Назови по другому».

Дети подбирают слова синонимы, похожие по смыслу: 

  • Умный – сообразительный, догадливый;
  • Смелый – отважный, мужественный, храбрый;
  • Весёлый – радостный, жизнерадостный;
  • Быстрый – резвый, шустрый, ловкий;
  • Медлительный – неуклюжий, неловкий, неповоротливый. 

2. Дидактическая игра «Наоборот».

Задача: подобрать слова антонимы, противоположные по смыслу. 

  • Слабый – сильный;
  • Смелый – трусливый;
  • Решительный – трусливый;
  • Больной – здоровый;
  • Грубый – вежливый; 

3. Дидактическое упражнение «Про что мы так говорим?»

Подбор слов, согласование их в роде, числе, падеже. 

  • Пингвиний – крик, гомон, пляж, язык, клюв, враг, друг...
  • Пингвинья – стая, тропа...
  • Пингвиное – яйцо, перо, крыло, гнездо, море...
  • Пингвиньи – глаза, гнёзда, перья, враги, друзья... 

4. Дидактическое упражнение «Докажи»

Составление рассказа-доказательства с опорой на мнемосхемы.

- Ребята, кто такой пингвин? Это птица? Рыба? Зверь?

Ребята высказывают предположения и должны их доказать. Здесь может возникнуть затруднение у детей. поскольку как правило есть предположения, что пингвин-рыба или зверь. Если дети уверены, что пингвин-птица, воспитатель умышленно создаёт ситуацию затруднения, например, высказываясь, что пингвин хорошо плавает, а это признак рыб или он не летает, а значит это зверь. Такая ситуация нужна, чтобы дети умели отстаивать и доказывать своё мнение, не боятся ошибиться. Детям также предлагаются мнемосхемы с признаками РЫБ, ПТИЦ, ЗВЕРЕЙ. На основании который дети должны сделать вывод, что у пингвина больше всего признаков ПТИЦ ( тело покрыто перьями, детёныши вылупляются из яиц, есть клюв и крылья), а значит он птица.

5. Дидактическая игра «Кто живёт в Антарктиде?»

Задача: составление предложений по теме, согласование существительных в роде, числе, падеже.

Детям предлагаются картинки животных, из которых нужно выбрать и поместить на картину только тех, которые обитают в Антарктиде.

Детям нужно составить предложение: «В Антарктиде живут (обитают) пингвины, морские львы, касатки, поморники...» или «В Антарктиде можно встретить китов, чаек, тюленей...»

Затем всем вместе можно составить предложение: «В Антарктиде не живут слоны, тигры, белые медведи, песцы, северные олени...» или «В Антарктиде нельзя встретить слонов, львов, верблюдов....»

Здесь также можно создать ситуацию затруднения, чтобы дети осознанно подходили к выполнению задания, предложив картинки с животными Арктики.

 

 7. Дидактическая игра «Разложи по порядку»

- Ребята, слышите, как воет вьюга? Значит, мы уже совсем близко к Антарктиде. Посмотрите, а здесь ветер перепутал льдинки, попробуем разложить их по порядку.

Воспитатель зачитывает отрывки из сказки, дети определяют, какая часть прозвучала (начало, середина или конец истории), объясняют, почему они так думают. 

  • Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит белый, как вата, снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины. (Начало).
  • Вдруг, откуда ни возьмись, появился морской леопард. Пингвинёнок испугался и бросился наутёк. (Середина).
  • В далёкой холодной Антарктике жил-был маленький пингвинёнок. (Начало).
  • Так звери помогли пингвинёнку. И малыш радовался, что нашёл много новых друзей. (Конец).
  •  В это время к нему подошёл зверь, которого он никогда раньше не видел. (Середина).
  •  А пингвинёнок стал жить-поживать, да друзей вспоминать. (Конец). 

3 этап. Применение знаний.

Задача этапа: применение детьми имеющихся знаний в новой ситуации.

- Ребята, а вот и Антарктида. Пингвинёнок Лоло уже ждёт нас. Но пройти сможет тот, кто умеет ходить по пингвиньи.

Дети проходят, изображая пингвинов. Садятся на стульчики около магнитной доски. На доске оформление пейзажа Антарктиды (льдины и торосы) и картинка с Лоло. 

  

 - Ребята, поздороваемся с Лоло и скажем слова приветствия.

Педагог предлагает детям порадовать пингвинёнка интересными историями

- Давайте покажем Лоло, что мы всё-всё про него знаем. Разделимся на две команды (если время позволяет, можно поделиться на пары). Одна команда описывает пингвина так, как описал бы его учёный полярник (составляет научный рассказ, опираясь на мнемосхему «Пинвин»). А другая придумывает сказочную историю. Использует красивые слова-помощники.

Ребятам даётся время подготовить рассказы. Педагог в это время помогает каждой команде советами. Первой команде предлагает мнемосхему «Пингвин». Обговаривается, что в рассказе даются сведения только научного характера, то есть достоверные. Со второй командой проговариваются особенности сказочной истории (зачин, концовка, возможность необычных приключений, диалогов, персонажи могут говорить, и т.п.) , составляется план сказочной истории.

Варианты схем, которые можно использовать при составлении описательного рассказа о пингвине.

1.


2.
 
 3.

 Заслушивание рассказов детей.

Обсуждение каждого рассказа. Дети отмечают, что им понравилось, что можно было бы добавить.

Используемая форма организации детей группы (пары) при составлении рассказа позволяет задействовать большинство детей, поскольку они становятся более активными участниками процесса. Позволяет не заслушивать рассказы всех детей, то есть экономит время на занятии. Оно проходит более динамично и интересно. При такой форме проведения занятия дети сидят на стульчиках только в конце занятия уже непосредственно при составлении рассказов.

- Ребята, Лоло очень доволен. Он рад, что у него появилось столько друзей. Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Помогут вернуться волшебные льдинки. Идём по дорожке из льдинок по-пингвиньи.

Дети выкладывают собранные по дороге льдинки дорожкой и возвращаются по ней в детский сад.

4. Рефлексия.

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь.Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Дети с воспитателем встают или садятся в круг на ковре.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

- Какие знания и умения позволили вам справиться со всеми заданиями и попасть в Антарктиду?

- Вы все молодцы, постарались и сумели порадовать Лоло.

Литература:

1. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. – М.,ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека воспитателя);

2. Интернет-ресурс:

- https://www.googl.ru/search?g=модели+птицы&newwindow

- https://www.googl.ru/search?g=схемы+для+рассказывания+в+детском+саду&

Опубликовано


Комментарии (2)

Астахова Татьяна Николаевна, 21.07.17 в 23:41 1Ответить Пожаловаться
Полезный материал для работы.
Разумова В.Н., 23.07.17 в 20:54 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, я рада такой оценке материала. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.