Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.
Упражнять в умении различать и называть зимующих птиц ( по внешнему виду, голосам)
Расширять словарный запас по теме.
Расширять представление о том, чем питаются зимующие птицы.
Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать полными предложениями.
Коррекционно – развивающие:
Развивать речь, познавательную активность, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, общую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимних условиях.
Предварительная работа: Прослушивание голосов птиц, чтение рассказов, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание картинок.
Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, аудиозапись «Голоса птиц» Картинка кормушки, силуэты птиц, картинки с изображением корма для птиц, изображение птиц в формате презентации.
Ход занятия:
Воспитатель подходит к детям и говорит:
Хочу проверить, кто из вас самый внимательный:
Я загадаю загадку, а глядя в окно, вы сможете увидеть отгадку.
Загадка:
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите.
Дети, кто мы, назовите. ( Птицы)
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
О птицах.
Посмотрите каких птицы спрятались на картинке? ( на доске зашумлённая картинка силуэты птиц)
Дети называют ( Голубь, ворона, воробей, снегирь, сова, тетерев, сорока)
Как можно назвать этих птиц одним словом?
А почему их называют зимующими?
( они не боятся морозов и могут сами найти себе корм)
Скажите пожалуйста, чем птицы похожи?
(У Все птиц есть голова, клюв, глаза, крылья, хвост, лапы, тело покрыто перьями)
А чем они отличаются друг от друга?
Птицы разные по размеру, оперению, по разному подают голос.)
Предложить детям поиграть в игру
Д/И «4 –ый лишний»
Предлагаю детям найти и выложить картинки птиц:
1)Найдите птицу, которая находится между ….,
Найдите птицу, которая воркует,
Найдите птицу, у которой клюв похож на крестик.
птицу, которая находится в верхнем правом углу;
Назовите кто здесь лишний и почему?
2) найдите - желтогрудую птицу,
птицу, которая прилетает с первым снегом.
птицу, которая – чирикает
найдите всеядную птицу;
Назовите кто здесь лишний и почему?
3) найдите птицу - самую болтливую,
птицу, которая любит сало
найдите шуструю птицу.
Найдите птицу, которую называют лесным доктором.
Назовите кто здесь лишний и почему?
Звучит фонограмма ( голоса птиц)
Предложить подойти и посмотреть, откуда раздаются звуки.
Посмотрите ребята, какие странные птицы к нам прилетели.
Д/ И « Найди ошибку»
Посмотрите на картинки и скажите, что перепутал художник?
Кто угадает, что не так на этой картинке?
Подумайте и скажите:
- Для чего птицам клюв?
Клювом птицы щиплют, хватают, чистят пёрышки, долбят, нападают.
- Зачем птицам перья? Перья спасают птицу от холода и жары, маскируют от врагов.
- Зачем птицам крылья?
(Птицам нужны крылья чтобы летать, ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов.)
Зачем птицам нужен хвост?
Птицы используют хвост, как руль (изменять направление полета, служит тормозом при посадке. У сидящей на ветке птицы хвост служит для равновесия.
- Для чего птицам лапки?
Лапки нужны птицам для того, чтобы ходить, хватать, грести, защищаться и нападать, держатся за ветку, когда сидят.
Молодцы.
Ребята, как вы думаете, а что для птиц страшнее холод или голод?
Для птиц страшнее голод. Птицы от голода погибают. Поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
А как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?
( Делать кормушки и каждый день их подкармливать)
Посмотрите, в группе, что бы могло помочь птицам пережить голод?
(кормушка)
Ребята, смотрите кормушка пустая.
Кого здесь нет?
Птиц.
Возьмите изображение понравившейся птицы.
Давайте отдохнем и немного с птицами поиграем
(Представьте, что вы птицы.
Игра – стихотворение «На кормушке»
Я буду читать стихотворение. Та птичка, которая услышит о себе
«прилетает» на «кормушку». (Дети прикрепляют птиц на кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Ну, а воскресенье
было общее веселье.
Назовите птиц, которые прилетели на кормушку?
Чего у нас нет в кормушке?
Давайте вспомним, что птицы с удовольствием поклюют.
А любой корм можно положить в кормушку?
(Нельзя класть жареное, солёное, испорченный корм)
Д/И «Угостим птиц»
У каждой птички есть свой любимое лакомство.
Возьмите карточки и стрелками соедините птичку с кормом, который она любит, а что не любит - зачеркните.
-Кого и чем угостили. ( я угостил синичку салом) и тд.
Молодцы всех птиц угостили.
Давайте послушаем, какая птица вас поблагодарила и как?
Д/И « Угадай, какая птица поёт»
Итог занятия:
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру
Игра «Верю – не верю»
Возьмите сигнальные карточки.
Если я говорю верный ответ, то вы поднимаете синий огонёк.
Если не верный ответ, то красный.
У птицы тело покрыто шерстью?
У птицы есть клюв?
У синицы жёлтая грудка
У воробья длинный клюв. (не верно)
У сороки короткий хвост?
Снегири любят сало( не верно) любят ягоды рябины
Ворона – это маленькая птичка?
Молодцы не ошиблись.
Ребята, вы много знаете о птицах.
Посмотрите, какая у меня есть кормушка. Мы с вами повесим эту кормушку на участке, насыплем корм и будем наблюдать, какие птицы будут к ней прилетать.