Конспект открытого урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3 классе

1
0
Материал опубликован 1 February 2016

Конспект открытого урока,

по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,

проведенного в 3 классе МБОУ «СОШ № 37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Тема: Осторожно – огонь!

Цели: 1. повторить правила пожарной безопасности; 2. формировать у учащихся ответственное отношение за безопасность окружающих их людей; бережное отношение к природе.

Оборудование: выставка детских книг с упоминанием про пожар и огонь.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока

На прошлом уроке мы с вами говорили о вреде курения. Еще один вред от курения – возникновение пожаров. Часто от незатушенной сигареты сгорают квартиры, дома, погибают люди. Сегодня мы вспомним правила пожарной безопасности.

III. Знакомство с новым материалом

Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Ученик 1. Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Он надежно дружит с нами.

Гонит холод.

Гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

Ученик 2. Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом - посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов.

Варил он суда из огромных листов...

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить.

Ученик 3. Знают все: человек без огня.

Не живет ни единого дня.

При огне как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь — повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно. Послу­шайте, что однажды произошло.

Большой ребенок спас троих маленьких.

В тот воскресный день Фирсово праздновало День села. Народные гулянья по случаю торжества были организованы в школе, именно туда и направлялся 19-летний житель села Николай Бахилин. Настроение было приподнятое: праздник, погожий денек в разгаре осени, да еще друг приехал из Новосибирска...

Проходя по улице Набережной, парень заметил дымок над крышей одного из домов. Дым шел не из трубы... Николай забеспокоился, что в доме могут быть дети - хозяйка жилища Наталья иногда отлучалась, оставляя трех дочерей в одиночестве. Спустя мгновение он был уже у окон дома.

Сквозь закопченные стекла Бахилин увидел жуткую картину, за­быть которую едва ли возможно. В одной из комнат старого деревянного дома огонь полыхал уже вовсю, другая была в дыму. Девочка стояла на подоконнике и молотила кулачками по стеклу, другая, стремясь вы­браться из этого кошмара любым путем или просто потеряв ориенти­ры в пространстве, пыталась прямо через огонь пробиться к входной двери. «Стой!» - закричал ей Николай, но она вряд ли его услышала. Третью, самую младшую, не было видно. Парень вцепился в оконную раму и рванул на себя...

- Страха за свою жизнь не было. Я думал только о том, чтобы дети остались живы. Жалко их было. От меня зависело, сгорят они заживо или будут жить, - вспоминает Николай.

Первую девочку он сразу вынес на воздух, вторую вытащил из огня. Сквозь дым, гарь и жару, почти вслепую, блуждал Николай по малень­кой комнате, задыхаясь от кашля. Теряя сознание, он упал и ощутил под . рукой лежащего на полу ребенка. Собравшись с силами, одним рывком Николай выбросил девочку в окно и пополз к выходу. У последней спасенной малышки остановилось дыхание. Казалось, что вернуть ее к жизни невозможно, но Николай сдаваться не собирался:

- Она лежала на полу почти мертвая. Я ее выкинул, потом сам выполз. Положил ее на руку, несколько раз стукнул в грудь. Девочка прокашлялась и пришла в себя.

На место происшествия сбежались люди, вызвали пожарных. До этого момента у злополучного дома никого рядом не было и даже спа­сенных детей принять у Коли было некому, так уж получилось. Подъе­хали пожарные, в считанные минуты сбили пламя, локализовали пожар. Пришедших в себя девочек закутали в одеяла, согрели и успокоили. Ни одна из спасенных не была травмирована.

Николай сидел на траве среди разбитых стекол и обломков оконных рам. Он плакал.

- Я сидел и ревел, - признается парень. - Девочек жалко было - как так, оставлять детей одних, да еще с включенным электричеством...

Уходя из дома, Наталья оставила дочерей одних, как это случалось уже не раз. В доме печь, а топить нечем, и чтобы дети не замерзли, она включила электроплитку, самодельный обогреватель и уехала к родным в соседнее село Санниково. Видимо, какая-то тряпка попала на один из раскаленных электроприборов и мгновенно вспыхнула.

Дети растерялись и уже ничего не смогли сделать, ведь самой стар­шей из них - 5 лет. Входная дверь была заперта снаружи на висячий замок. На окнах - решетки. Совершенно очевидно: если бы Николай Бахилин не оказался в нужное время в нужном месте, у Лауры, Валерии и Алины не было бы ни единого шанса выжить.

Ученик 4. Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре.

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Ученик 5. Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищник делает бросок.

Ученик 6. Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит - три минутки

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Ученик 7. Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Сережу врач

Лечит от ожогов.

От такого пугача

Путь обычный до врача.

Ученик 8. Этот дядя не жалеет

Что в лесу окурок тлеет..

На такого дядю глядя.

Мы, ребята, скажем речь:

- Как же вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!

Ученик 9. Да, огонь бывает разный -

Бледно-желтый, ярко-красный.

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Ученик 10.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают ноль - один.

И вот машины красные

Спешат в места опасные.

Прохожие сторонятся –

Пожарные торопятся.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до ми­нимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую пожарным помогают и обычные люди.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно.

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

- Из какого произведения эти строки? (С. Михалков. «Дядя Степа»)

- О причинах пожаров и бедах, которые приносит огонь, написано немало книг, в том числе для детей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- На нашей выставке представлена лишь небольшая часть та­ких книг. А сейчас вспомните, из каких произведений взяты следующие строки?

Книжная викторина

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом... (С Михалков. «Дядя Степа».)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит: «Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!» (К. Чуковский. «Путаница».)

И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак. (Кошкин-дом».)

- А теперь отгадайте загадки.

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь.)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар.)

Летела мошка –

Осиная ножка.

На стог села –

ее сено съела, (Спичка.)

IV. Физкультминутка

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом!

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Что же нужно сделать, если...

Ученик 1. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

Ученик 2. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять).

Ученик 3. Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все... (убрали).

Ребята, несколько советов вам, чтобы избежать пожара.

Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем,

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Спички – не тронь!

В спичках - огонь!

Не играй, дружок, со спичкой.

Помни ты, она мала.

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла,

Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте.

Утюг горячий выключайте.

Во избежание всяких бед

Огню на елку хода нет.

Ученик 4. Запомните, дети,

Правила эти!

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Ученик 5. Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер 01.

01 - запомните этот телефон.

В случае пожара пригодится он.

Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в об­ращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

VI. Закрепление пройденного материала

(Творческое задание по группам.)

Рисование знаков пожарной безопасности

Нарисуйте знак пожарной безопасности, который напомнит о правилах пожарной безопасности.

Скороговорки и пословицы

1. Кто лучше проговорит скороговорку

- Уголек из печки скок и поджег половичок.

- Шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.

- Уголек в уголок принеси, в уголке уголек погаси.

2. Собери пословицу и объясни ее значение.

1) Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)

2) Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)

3) Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)

4) Москва, от, копеечной, свечи, сгорела (Москва от копеечной свечи сгорела.)

Вопросы на смекалку

1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (Дно)

2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)

3. Чего не обнесешь вокруг дома? (Воду в решете.)

4. У кого язык самый длинный? (У огня.)

5. Без чего нельзя хлеб испечь? (Вез корки.)

6. По чему утка плавает? (По воде.) 7.Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым.)

8. Что портится быстрее всего? (Настроении)

9. Чем заканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)

10. Что выше дерева растет? (Дым.)

11. Какие два местоимения портят дорогу? (Я, мы.)

12. Рта нет, а пожирает. (Огонь.)

13. Что стоит между огнем и водой? (Буква «и».)

14. Что в руку не схватишь? (Дым.)

15. Какой огонь не жжет? (Нарисованный.)

16. В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек. По­тушил две свечи. Сколько свечей осталось? (Две - остальные сгорели.)

17. Что на свете дороже всего? (Здоровье.)

18. Что сильнее всех на свете? (Вода.)

19. Без чего не может жить человек? (Без имени.)

Конкурс частушек

Мы частушки вам споем,

Слушайте внимательно.

Когда пожар приходит в дом –

Беда тут обязательно.

Затопила мама печь.

Захотелось ей прилечь.

В это время Ваня встал.

Уголечек в руки взял.

Уголек наш аленький,

А наш Ваня маленький.

Бросил Ваня уголек -

Дым квартиру заволок.

Загорелся наш домина,

Прибыла туда машина,

Поливает дом водой,

А наш Ваня - чуть живой.

Что ж ты, Ваня, натворил?

Про огонь ты позабыл.

Мог и дом сгореть дотла,

Коль машина б не пришла.

VII. Итог урока

Огонь - наш друг,

Но не всегда.

Бывает от него беда.

Спички тоже брать опасно,

Это всем должно быть ясно.

Дополнительный материал

Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат «сгустки мудрости» - пословицы, по­говорки и загадки об огне.

Загадки

- Без рук, без ног, а на гору ползет.

- В камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол по­летел.

- Дрожит свинка - золотая щетинка.

- Красный кочеток по жердочке бежит.

- Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня и все губят меня.

Пословицы

- Огонь не вода- схватит, не выплывешь.

- Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

- Огню да воде Бог волю дал.

- «Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица.

Викторина «Когда огонь перестал быть другом»

- Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01, потом вывести детей и престарелых, только затем тушить пожар своими средствами)

- Что делать, если загорелся телевизор в стенке? (Его надо сразу отключить от сети, а затем тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки (стоять сбоку) или. наоборот, набросив плотное одеяло, чтобы огонь не перебрался на шторы, только потом бежать за водой. Если кинескоп взорвется, то опасен ядовитый дым. В этом помещении нельзя дышать.)

- Почему нельзя держать телевизор в стенке? (Он перегревается, кроме того, там его трудно потушить)

- Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)

- Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)

- Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)

- Что опаснее на пожаре - огонь или дым? (Дым. Хватит несколь­ко глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продукта­ми горения различной синтетики.)

- Как нужно дышать в задымленной квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, нужно защитить легкие про­тивогазом или респиратором.)

- Как нужно передвигаться по задымленным коридорам? (На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма.)

- Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда? (а) Нельзя давать ему бегать — пламя разгорится сильнее; б) нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду либо погасить ее водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, пальто, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения; в) необходимо вызвать «скорую помощь»; г) оказать посильную доврачебную помощь. При ожогах I и II степени: положить стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или жирами, при тяжелых ожогах завернуть пострадавшего в чистую простыню, укрыть потеплее, дать одну-две таблетки анальгина или амидопирина, напоить теплым чаем.)

- Какая естественная реакция часто губит людей во время пожаров в многоэтажном доме? (Попытка выбежать из него на улицу. Многоэтажный дач - неестественное образование, и рефлексы здесь не помогают, надо вести себя, парадоксально: закрыть дверь, забить щели мокрыми тряпками, заткнуть вентиляци­онные отверстия и ждать пожарных.)

- Нужно ли звонить в пожарную охрану в том случае, если другие уже вызвали помощь? (Нужно. Вы должны сообщить, в какой квартире вы находитесь. Эта информация дежурным пожарной охраны сразу передается по рации на место пожара, и помощь будет оказана быстрее.)

- Каковы «нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы из­бежать пожара? (а) Курить в постели; б) разрешать малышам играть со спичками; в) оставлять без присмотра электропри­боры; г} включать в одну розетку два прибора большой мощно­сти; д) пользоваться «жучками» « электрощите; е) держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах; ж) ра­зогревать лаки и краски на газовой плите; з) сушить белье над плитой; и) захламлять чердаки, подвалы, пути эвакуации, бал­коны, лоджии; к) хранить на балконах горючие вещества.)

Комментарии

нет технического оснащения

5 February 2016

Похожие публикации