12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шаяхметова Зульфия Муратовна38 |
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН", 4 класс
ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КЛАСС: 4
АВТОР УМК: А.А.ПЛЕШАКОВ. МИР ВОКРУГ НАС.
ТЕМА УРОКА: ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Планируемые результаты:
Предметные:
иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
обогащать словарный запас,
расширять кругозор детей,
повторить понятия о родственных и однокоренных словах.
Регулятивные:
определять цель урока,
определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
определять правильность выполнения заданий,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;
ориентироваться в материале урока;
сопоставлять и отбирать информацию;
делать выводы;
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
читать про себя и понимать прочитанное,
отстаивать свою точку зрения,
соблюдать правила речевого этикета,
понимать точку зрения другого человека,
участвовать в работе группы,
распределять роли,
договариваться друг с другом,
оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Ученик получит возможность научиться:
освоению личностного смысла учения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: для учителя - карточки с названием темы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, модель славянской деревни; для детей — карточки с заданиями для групповой работы, предметы обихода: клубок ниток, кованая тяпка, подкова, плетёное лукошко, карта расселения древних славян.
Ход урока:
Орг. момент.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
Нам историю, конечно,
Интересно изучать.
Я вам сегодня предлагаю отправиться в необычное историческое путешествие. Вы любите путешествовать? А путешествовать я вам предлагаю соседскими племенами. Дайте название своему племени.
- А сейчас определим с каким же настоением вы отправляетесь в путешествие. Найдите лист оценивания ( белый) и впишите свою ФИ ( слайд 2).Посмотрите на слайд и в листе оценивания (приложение 1) отметьте, с каким настоением вы отправляетесь в путешествие, выберите символ (СОЛНЦЕ - радость, ТУЧКА — тревожность, ОГОНЬ - активность) и обведите его в кружок.
2. Сообщение темы.
- Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории».
- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.
- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)
Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).
- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры, в прошлое на полторы тысячи лет назад. Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».
- Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны. Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина, родная страна, страна, в которой человек родился и гражданином которой он является, наша родина).
Раздел учебника «Страницы истории Отечества» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России.
А теперь посмотрите на предметы на столе. Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы? (Дети высказывают различные предположения)
Потомкам, предкам, современникам? ( Слайд 3)
-Дайте определение, кто такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами.
-А современники? Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,
в настоящее время.
-Кто же такие потомки? Потомки - это люди, которые будут жить после нас.
-К кому мы отправимся в путешествие?
Чтобы определить, кто были наши предки я предлагаю прочитать текст на слайде.
(Слайд 4) Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.
Прочитай выделенные слова.
Как называются эти слова?
Какие слова называют однокоренными?
- Назовите общий корень.
- Если в данную схему запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков (слайд 5)
– Славяне (слайд 6)корень=суф. »ян»= окон. » е»
Определите тему нашего урока — путешествия (Слайд 7) О ком мы сегодня будем говорить?
- О жизни наших предков - славян.
- Тема: Древние славяне. Какую цель вы поставите перед собой?
(Узнать о жизни и быте древних славян.) Прикрепить карточки на доске.
Какие задачи мы поставим перед собой?
-Узнать, где поселились?
-Узнать, как они выглядели? Как жили? Чем они занимались? Кому поклонялись?
3.Работа по карте (слайд 8)
- Покажите на карте нашей страны территорию Восточно-Европейской равнины. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности). Как вы думаете? Почему именно на этих территориях остановились славяне, а не пошли в другие места?
В поисках мест, удобных для земледелия, богатых зверями птицей, рек и озёр, богатых рыбой, люди поднимались по Днепру. Славяне селились в труднодоступных местах, окружённых крутыми склонами глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами.
Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга. Именно эти территории начали заселять славяне в VI веке.
- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
- Мы сегодня будем говорить о восточных славянах. Перечислите союзы племён восточных славян.
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. ( слайд 9)
3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
стр. 13 контурную карту. Обведите на ней территорию, которую заселяли восточные славяне.(слайд 10)
- А дома подпишите названия племён восточных славян, границы западных и южных славян.
- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Арина:
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
Организация работы в группах.
Ребята, материал очень интересный и мне хочется, чтобы вы больше узнали о жизни славян. Предлагаю вам поработать в группах.
1 группа – Ваша задача - описать жилище славян, подготовьте рассказ о том, как одевались древние славяне, используя учебник и дополнительную литературу, (учебник стр. 37-38)
2 группа - Вам предстоит узнать чем занимались славяне в древности. (учебник стр.36-37)
3 группа - Вы расскажите о славянских богах и верованиях. (учебник стр.38,)
4. Физкультминутка (перед выступлением групп) (слайд 11)
- Встало солнце из-за туч (руки через стороны вверх)
Бросило на Землю луч (наклон вперёд)
Наполняет жизнью почки ( потянуться вверх)
На полях растут цветочки ( присели)
А в лесных избушках люди встали рано ( встали)
Потянулись к солнцу ( потянулись)
И работать стали. (сели за парты)
Самостоятельная работа в группах (тихая музыка)
5. Выступления групп: (слайды 12-14)
1 группа – Место для поселения выбирали …, пригодное для жилья, вблизи …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили … . Носили одежду из … и …
рассказ о жилище славян с опорой на иллюстрацию слайда
На уроке технологии мы с вами сделали макет посёлка восточных славян, мне очень понравилось, как вы дружно работали в группах, теперь вам стало понятно почему же вы сделали дома без труб.
Поподробнее о жилище славян расскажет Серёжа:
Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
-Я хотела бы добавитьо том, что жили славяне племенами, каждое племя состояло из рода, род-это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. (слайд 15)
- А как выглядели древние славяне нам расскажет Алсу (слайд16)
Алсу: Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.
Ребята, ответьте на вопрос какими были славяне? (ответы детей).
2 группа - Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы (слайд 17)
Как охотились, рыбачили древние славяне? что такое собирательство? бортничество? чем занимались женщины?
Славяне были ____________________________________________________.
Мужчины занимались______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________.
Женщины готовили ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Сообща они занимались ____________________________. Для это им приходилось _________________________________. Деревья сжигали __________________________________________________________.
Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Более подробно об этом расскажет Денис.
Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.
Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.
Что же такое бортничество, послушаем Арслана.
В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).
Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Фильм:
А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма о том, как создавали фильм о славянах, действие будет происходить в Государственном историческом музее.
Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие. Труд земледельца был очень тяжёлым. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя почву. Землю рассеивали 2-3 года подряд, пока она давала хороший урожай, а затем переходили на новый участок.
Итак, основные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство, бортничество.
Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.
Физминутка
А сейчас все дружно встанем
Отдохнем мы на привале
Вправо, влево повернись
Наклонись и поклонись
Будем дружно мы опять
По истории шагать
3 группа – Верования славян (боги). ( слайд 18 -19)
Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали _______________________________
_________________________________________________________________. Главный бог -____________________________________________________.
Славяне верили, что дом охраняет _____________________, в лесу водится ________________________, в реках и озерах живут ___________
__________________. Были и другие духи природы __________________
_________________________________________________________________.
- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
Семён:
Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.
Арсен:
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.
Тимофей:
Сварог. Бог неба (“сваро” – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.
Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.
Славяне считали, что их родную природу населяют духи и
фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.
Эльмира:
Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.
Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.
Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку.
6. Славянские праздники.(слайд 20-21)
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.
Многие из них сохранились до наших дней.
- Как вы думаете, какие это праздники?
Масленица.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Слышали праздник «Иван-Купала»?
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
1. Книжная выставка – рекомендуемая литература.
Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.
А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. Давайте вспомним всё, о чём мы говорили на уроке и поработаем с тестом.
Взяли в руки лист оценивания и отвечаем на вопросы, правильный ответ подчёркиваем.
ТЕСТ (слайд № 22, 23)
Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку; б) семьями; в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс; б) Перун; в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:а) льна и шерсти;б) хлопка;в) шёлка.
А теперь проверяем тоже самостоятельно. На доске ответы. Если ответили правильно, ставим один балл. Посчитали у кого сколько баллов. У кого 5, у кого 4. У нас все практически работали активно и хорошо.
V. Подведение итогов урока.
Ребята, давайте мы с вами вернёмся в начало урока. Какая тема урока была? Что нам нужно было узнать? (дети перечисляют вопросы)
-Узнали мы, ответили на эти вопросы?
В листе оценивания укажите то настроение, которое у вас сейчас в конце урока, обведите символ.
Домашнее задание даётся по выбору: Прочитать текст на стр. 34-39, Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3
А) составить план текста «Жизнь древних славян»
Б) Подготовить материал о славянских традициях и праздниках.
В) Нарисовать предметы быта восточных славян
Арина:
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
Ученик: Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
- А как выглядели древние славяне нам расскажет Алсу:
Алсу: Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.
Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.
23 слайд
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
24 слайд
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.
25 слайд
Сварог. Бог неба (“сваро” – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.
Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.
26 слайд
Славяне считали, что их родную природу населяют духи и
фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.
Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.
Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.
Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку.
1.Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.
2.В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).
Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.