12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаяхметова Зульфия Муратовна38
3

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН", 4 класс

ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
КЛАСС:
4
АВТОР УМК: А.А.ПЛЕШАКОВ. МИР ВОКРУГ НАС.
ТЕМА УРОКА:
ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,

продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,

обогащать словарный запас,

расширять кругозор детей,

повторить понятия о родственных и однокоренных словах.

Регулятивные:

определять цель урока,

определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,

определять правильность выполнения заданий,

самостоятельно организовывать рабочее место.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;

ориентироваться в материале урока;

сопоставлять и отбирать информацию;

делать выводы;

понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;

использовать знаково-символические средства.

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

читать про себя и понимать прочитанное,

отстаивать свою точку зрения,

соблюдать правила речевого этикета,

понимать точку зрения другого человека,

участвовать в работе группы,

распределять роли,

договариваться друг с другом,

оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться:

освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: для учителя - карточки с названием темы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, модель славянской деревни; для детей — карточки с заданиями для групповой работы, предметы обихода: клубок ниток, кованая тяпка, подкова, плетёное лукошко, карта расселения древних славян.

Ход урока:

Орг. момент.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю, конечно,

Интересно изучать.

Я вам сегодня предлагаю отправиться в необычное историческое путешествие. Вы любите путешествовать? А путешествовать я вам предлагаю соседскими племенами. Дайте название своему племени.

- А сейчас определим с каким же настоением вы отправляетесь в путешествие. Найдите лист оценивания ( белый) и впишите свою ФИ ( слайд 2).Посмотрите на слайд и в листе оценивания (приложение 1) отметьте, с каким настоением вы отправляетесь в путешествие, выберите символ (СОЛНЦЕ - радость, ТУЧКА — тревожность, ОГОНЬ - активность) и обведите его в кружок.

2. Сообщение темы.

- Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории».

- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).

- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры, в прошлое на полторы тысячи лет назад. Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

- Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны. Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина, родная страна, страна, в которой человек родился и гражданином которой он является, наша родина).

Раздел учебника «Страницы истории Отечества» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России.

А теперь посмотрите на предметы на столе. Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы? (Дети высказывают различные предположения)

Потомкам, предкам, современникам? ( Слайд 3)

-Дайте определение, кто такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами.

-А современники? Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,

в настоящее время.

-Кто же такие потомки? Потомки - это люди, которые будут жить после нас.

-К кому мы отправимся в путешествие?

Чтобы определить, кто были наши предки я предлагаю прочитать текст на слайде.

(Слайд 4) Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.

Прочитай выделенные слова.

Как называются эти слова?

Какие слова называют однокоренными?

- Назовите общий корень.

- Если в данную схему запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков (слайд 5)

Славяне (слайд 6)корень=суф. »ян»= окон. » е»

Определите тему нашего урока — путешествия (Слайд 7) О ком мы сегодня будем говорить?

- О жизни наших предков - славян.

- Тема: Древние славяне. Какую цель вы поставите перед собой?

(Узнать о жизни и быте древних славян.) Прикрепить карточки на доске.

Какие задачи мы поставим перед собой?

-Узнать, где поселились?

-Узнать, как они выглядели? Как жили? Чем они занимались? Кому поклонялись?

3.Работа по карте (слайд 8)

- Покажите на карте нашей страны территорию Восточно-Европейской равнины. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности). Как вы думаете? Почему именно на этих территориях остановились славяне, а не пошли в другие места?

В поисках мест, удобных для земледелия, богатых зверями птицей, рек и озёр, богатых рыбой, люди  поднимались по Днепру. Славяне селились в труднодоступных местах, окружённых крутыми склонами глубокими оврагами, водой, густым  лесом и непроходимыми болотами.

Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга. Именно эти территории начали заселять славяне в VI веке.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- Мы сегодня будем говорить о восточных славянах. Перечислите союзы племён восточных славян.

Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. ( слайд 9)

3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)

Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр. 13 контурную карту. Обведите на ней территорию, которую заселяли восточные славяне.(слайд 10)

- А дома подпишите названия племён восточных славян, границы западных и южных славян.

- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Арина:

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)

Организация работы в группах.

Ребята, материал очень интересный и мне хочется, чтобы вы больше узнали о жизни славян. Предлагаю вам поработать в группах.

1 группа – Ваша задача - описать жилище славян, подготовьте рассказ о том, как одевались древние славяне, используя учебник и дополнительную литературу, (учебник стр. 37-38)

2 группа - Вам предстоит узнать чем занимались славяне в древности. (учебник стр.36-37)

3 группа - Вы расскажите о славянских богах и верованиях. (учебник стр.38,)

4. Физкультминутка (перед выступлением групп) (слайд 11)

- Встало солнце из-за туч (руки через стороны вверх)

Бросило на Землю луч (наклон вперёд)

Наполняет жизнью почки ( потянуться вверх)

На полях растут цветочки ( присели)

А в лесных избушках люди встали рано ( встали)

Потянулись к солнцу ( потянулись)

И работать стали. (сели за парты)

Самостоятельная работа в группах (тихая музыка)

5. Выступления групп: (слайды 12-14)

1 группа Место для поселения выбирали …, пригодное для жилья, вблизи …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили … . Носили одежду из … и …

рассказ о жилище славян с опорой на иллюстрацию слайда

На уроке технологии мы с вами сделали макет посёлка восточных славян, мне очень понравилось, как вы дружно работали в группах, теперь вам стало понятно почему же вы сделали дома без труб.

Поподробнее о жилище славян расскажет Серёжа:

Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

-Я хотела бы добавитьо том, что жили славяне племенами, каждое племя состояло из рода, род-это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. (слайд 15)

- А как выглядели древние славяне нам расскажет Алсу (слайд16)

Алсу: Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

Ребята, ответьте на вопрос какими были славяне? (ответы детей).

2 группа - Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы (слайд 17)

Как охотились, рыбачили древние славяне? что такое собирательство? бортничество? чем занимались женщины?

Славяне были ____________________________________________________.

Мужчины занимались______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

Женщины готовили ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сообща они занимались ____________________________. Для это им приходилось _________________________________. Деревья сжигали __________________________________________________________.

Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Более подробно об этом расскажет Денис.

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.

Что же такое бортничество, послушаем Арслана.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

Фильм:

А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма о том, как создавали фильм о славянах, действие будет происходить в Государственном историческом музее.

Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие. Труд земледельца был очень тяжёлым. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя почву. Землю рассеивали 2-3 года подряд, пока она давала хороший урожай, а затем переходили на новый участок.

Итак, основные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство, бортничество.

Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.

Физминутка

А сейчас все дружно встанем

Отдохнем мы на привале

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись

Будем дружно мы опять

По истории шагать

3 группа – Верования славян (боги). ( слайд 18 -19)

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали _______________________________

_________________________________________________________________. Главный бог -____________________________________________________.

Славяне верили, что дом охраняет _____________________, в лесу водится ________________________, в реках и озерах живут ___________

__________________. Были и другие духи природы __________________

_________________________________________________________________.


- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

Семён:

Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Арсен:

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.

Тимофей:

Сварог. Бог неба (“сваро” – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и

фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Эльмира:

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.


Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку.

6. Славянские праздники.(слайд 20-21)

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?

Масленица.

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Слышали праздник «Иван-Купала»?

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

1. Книжная выставка – рекомендуемая литература.

Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.

А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. Давайте вспомним всё, о чём мы говорили на уроке и поработаем с тестом.

Взяли в руки лист оценивания и отвечаем на вопросы, правильный ответ подчёркиваем.

ТЕСТ (слайд № 22, 23)

Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку; б) семьями; в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс; б) Перун; в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:а) льна и шерсти;б) хлопка;в) шёлка.


А теперь проверяем тоже самостоятельно. На доске ответы. Если ответили правильно, ставим один балл. Посчитали у кого сколько баллов. У кого 5, у кого 4. У нас все практически работали активно и хорошо.

V. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте мы с вами вернёмся в начало урока. Какая тема урока была? Что нам нужно было узнать? (дети перечисляют вопросы)

-Узнали мы, ответили на эти вопросы?

В листе оценивания укажите то настроение, которое у вас сейчас в конце урока, обведите символ.

Домашнее задание даётся по выбору: Прочитать текст на стр. 34-39, Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3

А) составить план текста «Жизнь древних славян»

Б) Подготовить материал о славянских традициях и праздниках.

В) Нарисовать предметы быта восточных славян

Арина:

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Ученик: Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

- А как выглядели древние славяне нам расскажет Алсу:

Алсу: Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

23 слайд

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.

24 слайд

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.

25 слайд

Сварог. Бог неба (“сваро” – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

26 слайд

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и

фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом.

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку.

1.Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети.

2.В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.


Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 02.11.19 в 17:02 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию к уроку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.