Конспект открытого урока «Выразительные средства музыки»
Пермский край
Кунгурский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Комсомольская детская школа искусств»
Выразительные средства музыки
Конспект открытого урока
Преподавателя по классу баяна
Инюшиной Галины Александровны
2023г.
Открытый урок
преподавателя Инюшиной Галины Александровны
с обучающимся 1 класса Козыревым Романом.
Тема: «Выразительные средства музыки»
Цель: Прививать любовь к музыке; развивать умение анализировать различные пьесы с учётом выразительных средств музыки.
Задачи:
1.Уточнить основные понятия, термины.
2.Учить слушать музыкальные произведения.
3. Развивать навык самооценки деятельности на уроке.
Оборудование: баян, картинки с изображением: черепахи, медведя, лисы, детей, птички, собачки. Аншлаги со словами: регистр, темп, штрихи, динамика и т.д.
Ход урока.
Прежде чем объявить о теме урока, я бы хотела прочесть стихотворение:
Мир вокруг нас полон звуков:
Скрипов, шорохов и стуков,
Птичьи трели, звон капели
Вдруг весною зазвенели.
Летом ручеёк журчит,
Над цветком пчела жужжит,
И смеётся детвора:
Хи-хи –хи да ха-ха-ха!
Осенью звенит звонок,
Всех зовёт он на урок,
Дождь в окно твоё стучит,
И на кошку пёс рычит.
Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт-
Кап, кап?
Не поймём не я не ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава…
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать начнёт оно! ( Б. Заходер).
Чтобы понять песенку Дождика надо знать его язык. Чтобы понять музыку нужно знать её язык. И тема нашего урока « Выразительные средства музыки» - это язык музыки.
Все музыкальные звуки делятся на три регистра: НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ И ВЫСОКИЙ.
РЕГИСТР – (АНШЛАГ-картинка - медведь).
Низкий регистр.
В нем изображаются страшные сказочные герои, большие животные и страшные силы природы. ( Звучит пьеса Е.Тиличеевой – «Медведь» -исполняет учитель.
Высокий регистр. (картинка- птичка )
В нём живут добрые и маленькие сказочные герои и добрые силы, например - птички.
( Звучит пьеса Е.Тиличеевой «Птичка» - исполняет учитель.)
Средний регистр. ( картинка- голос, поэтому в нём изображаются люди и близкие им герои и животные. (Звучит песенка В. Шаинского «Кузнечик» -ученик поёт с учителем.
АНШЛАГИ- Низкий регистр- большая октава, малая октава.
Средний регистр- малая октава, первая октава, вторая октава.
Высокий регистр- третья октава, четвертая октава
А сейчас попробуем сыграть гамму – до мажор-
Начиная с низкого регистра до высокого, также в обратном движении от высокого регистра к низкому.
Для чего мы играем гаммы? (для развития пальчиков.)
Попробуем сыграть гамму побыстрее т. е. что мы будем изменять? ( ТЕМП)
(АНШЛАГ)-ТЕМП –это скорость звучания музыки.
Темпы бывают: МЕДЛЕННЫЙ, УМЕРЕННЫЙ, БЫСТРЫЙ. В музыке используются латинские обозначения: АДАЖИО ( аншлаг- с изображением черепахи- МЕДЛЕННО).
МОДЕРАТО ( аншлаг- с изображением картинки идущей лисы- УМЕРЕННО).
АЛЛЕГРО ( аншлаг – с изображением бегущей собачки - БЫСТРО).
А теперь попробуем сыграть « Этюд» Г.И.Крыловой в трёх темпах: медленно, умеренно, быстро т. е. Адажио, модерато, аллегро.
Какие ещё средства выразительности существуют? Послушаем стихотворение:
Раскричались петухи на заре (читаем громко)
Раскричались петухи во дворе.
Не жалеют петухи голосов (читаем потише)
Долетают голоса до лесов.
Не кричите петухи по утрам (ещё тише)
Не кричите петухи по дворам.
Петушиные уймите голоса (шепотом)
Пусть в лесу отдыхает лиса.
(Стихотворение читается (исполняется), используя динамику: форте. пиано, меццо форте, пианиссимо, в квадратики ученик записывает знаки динамических оттенков.)
АНШЛАГИ – ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ.
У нас есть произведение «Лошадка» латышская нар песня, сыграем это произведение с динамикой.
Какие приёмы игры используются в этом произведении? ( стаккато, легато, нон легато)
(Работа над произведением.)
На баяне звук можно извлекать различными приёмами игры. Такое разное извлечение звука называется – ШТРИХАМИ. (Аншлаг: нон легато, легато, стаккато), а теперь посмотрим - Штрихи на музыкальном произведении «Менуэт» Сперонтеса.
Менуэт- это старинный народный французский грациозный танец, исполняется в умеренном темпе непосредственно и просто. Вначале исполняли крестьяне. С середины 17 века становится бальным и широко распространился по всей Европе. Работа над произведением.
Послушайте стихотворение: Менуэт. Мовшович Анатолий Григорьевич
Из далёких стран и лет
к нам приходят танцы.
Плавный танец менуэт –
он пришёл из Франции.
Танцевал его народ
в старину, а позже
полюбили танец тот
знатные вельможи.
Красовались на балах
дамы и невесты,
отражались в зеркалах
вежливые жесты.
Пышный веер, взмах руки,
пудреные плечи,
кавалеры, парики,
свечи, свечи, свечи…
Работа над произведением.
Обращаем внимание на таблицу: Аншлаг-регистр, темп, динамика, штрихи - из них складывается Характер (аншлаг) .
Собралась детвора
Во дворе идёт игра.
Вдруг заспорили ребята:
У кого какой характер!
Пашка –задавака,
Ромка – забияка!
Добрая –Наташка,
Хитрая -Дуняшка.
А Алёнка и Анютка
Дня не проживут без шутки:
Развесёлые, смешные
Эти сёстры озорные.
Вот Денис –мастеровой
И серьёзный такой.
А Маринка- модница,
А Иришка – шкодница!
Петр- изобретатель,
А Сергей - мечтатель.
А у Макса кличка» плакса»!
Шутят все над бедным Максом:
Что из синих его глаз
Слёз нальётся целый таз.
Каждый человек имеет свой характер. Музыкальное произведение тоже имеют характер. (АНШЛАГ)- весёлый, грустный, спокойный, взволнованный, шутливый, задумчивый, ласковый, жалобный, грозный.
Давай посмотрим какой характер имеет произведение «Машенька-Маша» С. Невельштейна - ансамбль с учителем.
Какой характер имеет произведение «Русская частушка»
Работа над произведением.
И так сделаем вывод: какие средства выразительности мы сегодня рассмотрели?
АНШЛАГ-регистр, темп, динамика, штрихи, характер.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: самостоятельно разобрать «Мишка с куклой пляшут полечку» пьеса М. Качурбина, определить выразительные средства.
Заключительный этап
Рефлексия:
Учитель: Что нового ты узнал на уроке? Что больше всего запомнил? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?
Ученик: Трудно было соединять пьесы двумя руками. Легко разбирать отдельно каждой рукой. Интересно послушать одну и ту же песню на различных инструментах. На уроке я старался, быть внимательным к объяснениям преподавателя.
Определяю цель следующего урока и задаю домашнее задание. Ставлю оценку за урок.