Конспект открытого урока по слушанию музыки «Музыкальные инструменты-предшественники фортепиано»
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска
«Городская школа искусств №29»
Конспект открытого урока по учебному предмету «Слушание музыки»
Тема урока: «Клавишные инструменты - предшественники фортепиано»
Разова Елена Георгиевна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ГШИ №29
Информационная карта урока
№ |
Информация об открытом занятии |
|
1 |
Учреждение дополнительного образования |
МБУДО ГШИ №29 |
2 |
Преподаватель |
Разова Елена Георгиевна |
3 |
Предмет |
«Слушание музыки» |
4 |
Класс |
2 |
5 |
Количество человек в группе |
10 – 15 человек |
6 |
Продолжительность занятия |
40 минут |
7 |
Тема урока |
Клавишные инструменты – предшественники фортепиано |
8 |
Тип урока |
Урок изучения нового |
9 |
Форма урока |
Открытый урок |
10 |
Цель урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний по клавишным инструментам (клавикорд и клавесин) |
11 |
Задачи урока |
Обучающие: дать учащимся представление о старинных клавишных инструментах; дать сравнительную характеристику клавишным инструментам; закрепить новые понятия Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления тембра клавишных инструментов способствовать развитию внимания; развить творческую активность. Воспитательные: воспитать навыки работы в коллективе; повысить культуру слушания музыки; выработать позитивное отношение к процессу обучения |
12 |
Формы, методы и приёмы обучения |
Форма: фронтальная, групповая; Методы: Словесные: беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: просмотр слайдов презентации по теме урока, рассказ, диалог; дискуссия. Наглядные: показ презентации Метод активизации зрительного и слухового восприятия: активизация восприятия через просмотр презентации и слушание муз. фрагментов, сопоставление тембров |
13 |
Предполагаемый результат урока: какими знаниями, умениями и опытом деятельности овладеют дети в результате изучения темы. |
В конце урока обучающиеся: узнают и закрепят новые понятия - названия новых инструментов и их особенности; научатся различать тембры новых инструментов; разовьют коммуникативные умения - умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать. |
14 |
Наглядные материалы урока |
Презентация с изображением инструментов. Музыкальный материал урока - записи звучания инструментов: клавикорда, клавесина, спинета, верджинела. |
15 |
Материально-техническое оснащение урока |
ПК или ноутбук Презентация |
Технологическая карта урока
Блоки урока |
Этап урока |
Задачи этапа |
Содержание деятельности |
Результат |
Время |
Подготови- тельный |
Организационный |
Подготовка учащихся к работе на уроке |
Организовать начало урока. Создать психологический настрой. Активизировать внимание на предстоящую работу. Постановка цели, задач занятия; аннотация предстоящей деятельности |
3 мин. |
|
Основной |
Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания) |
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности |
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Беседа - диалог о клавишных инструментах, которые знают дети. Презентация, слайд №1 |
Осмысление начала работы |
5 мин. |
Усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации |
Рассказ преподавателя о инструментах – предшественниках фортепиано, их конструктивных особенностях, тембровой окраске, сравнительной характеристике инструментов с мультимедийным видео и аудио сопровождением (слайды № 3-15). Запись учащимися в тетради новых терминов - названия инструментов и их элементов. |
Освоение новых знаний |
22 мин
|
|
Обеспечение усвоения новых знаний |
Творческое мини-задание: ответить на вопросы, расположенные в левой части слайда, выбрав правильный ответ из правой части (слайд № 16). |
Осознанное усвоение нового материала |
5 мин |
||
Итоговый |
Итоговый |
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы |
Обсуждение ошибок, недочетов и путей их корректировки. |
Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов |
3 мин |
Рефлексивный |
Мобилизация детей на самооценку |
Вопросы преподавателя о прошедшем уроке: Какие моменты наиболее понравились и запомнились на уроке? Что вам показалось трудным или непонятным на уроке? |
Самоутверждение детей в успешности |
2 мин |
План-конспект открытого урока.
Подготовительный блок. Организационный этап. Перекличка учащихся, проверка их готовности к уроку. Постановка цели, задач занятия; аннотация предстоящей деятельности.
Основной блок:
Подготовительный этап (подготовка к освоению нового содержания). Беседа с детьми о клавишных инструментах, которые они знают.
Вопросы учащимся: Какие клавишные инструменты вы знаете? (фортепиано, синтезатор). Какой из этих инструментов старше? (фортепиано). При помощи чего у фортепиано появляется звук (струны, клавиши, молоточки). Когда появилось фортепиано? Какие разновидности фортепиано вы знаете? Знаете ли вы инструменты, которые появились раньше фортепиано? (Презентация слайд №2)
Усвоение новых знаний. Рассказ преподавателя о инструментах – предшественниках фортепиано.
Клавикорд. Самый первый клавишный струнно-ударный – клавикорд – известен с XV века. Инструмент сохранял свою популярность более трёх столетий и совершенствовался на протяжении всего этого времени. Звукоизвлечение на клавикорде представляет собой следующую картину: при нажатии клавиши укреплённый на её задней части металлический штифт (тангент) касается струны; чем сильнее удар по клавише (и давление тангента на струну), тем громче звук. Пока тангент прижат к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваться эффекта vibrato и даже имитировать crescendo. (слайд №3).
-Запись в тетради по слушанию музыки определение клавикорда: клавикорд - клавишный струнно-ударный инструмент.
-Вопрос: посчитайте, сколько октав на клавикорде (иллюстрация презентации, слайд №3)
Давайте послушаем, какой диапазон звучания этого инструмента (слайд №4, 1-й аудио-файл) и его тембр в произведении (слайд №4, 2-й аудио-файл).
- Вопрос: похоже ли звучание клавикорда на звучание фортепиано? Чем похож? Чем отличается?
(слайд №5) – Обратите внимание на внешний вид инструмента и цвет клавиатуры.
Клавесин. (Слайд № 6)
Название инструмента «клавесин» происходит от латинского слова clavis — ключ, отсюда название — клавиша. Клавесин считается клавишным струнно-щипковым инструментом потому, что, в отличие от рояля, где по струнам ударяют молоточки, струны клавесина защипываются плектром.
Струна на нем приводится в колебание перышком или язычком, укрепленным на особом стерженьке — толкачике. Толкачик находится у заднего конца клавиши. При нажатии клавиши он поднимается вверх, вследствие чего перышко зацепляет струну и она начинает звучать. В старинных инструментах в качестве плектра использовались птичьи пёрышки. Позднее их заменили кусочки кожи, а в наше время – пластик.
-Запись в тетради по слушанию музыки определение клавесина: клавесин - клавишный струнно-щипковый инструмент.
Самые ранние упоминания клавесина фигурируют в источниках конца XIV века, самые ранние изображения относятся к первой четверти века XV-го. В начале XIX века клавесин был практически полностью вытеснен фортепьяно и почти забыт на долгие сто лет. XX век возродил и сам инструмент, и почти забытое искусство игры на клавесине. (Слайд №7 (иллюстрация и аудиофайл).
Клавесин имеет форму продолговатого треугольника; его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров на разных высотных уровнях. Для изменения тембра звучания, используются ручные и ножные (коленные) переключатели. С их помощью действие двух мануалов распространяется на три комплекта струн. (Слайд №8 (иллюстрация и аудиофайл с диапазоном инструмента). У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны защипываются вблизи порожка) и ещё один регистр, по тембру напоминающий пиццикато струнных.
-Запись в тетради по слушанию музыки: мануал – клавиатура клавесина.
Даже современный и усовершенствованный инструмент весьма серьёзно уступает современному фортепьяно в виртуозности, в силе звука, в динамике. Не переключая регистров, клавесин невозможно заставить звучать ни тише, ни громче. Но у него имеется одно неоспоримое достоинство: клавесин необыкновенно естественно сливается с ансамблем струнных инструментов, не подавляя и не заглушая их. Сочинение музыки для клавесина требовало от композиторов большого мастерства. Инструмент мог материализовать музыкальную мощь лишь тогда, когда она была заложена в композицию искусством и умением автора. Этот инструмент был очень популярен в своё время. Его включали в различные ансамбли, в оркестре он исполнял партию сопровождения. Дирижёр в оркестре долгое время сидел за клавесином. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Клавесин широко использовали и как сольный инструмент в XVII-XVIII вв. Это было время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками и кринолинами. К этому галантному времени очень подходил тембр клавесина, напоминающий звучание струнных щипковых, но более полный и богатый. Для этого инструмента писали музыку знаменитые французские клавесинисты - Рамо, Куперен, Дакен. (Слайд №9 (иллюстрация и аудиофайл), слайд №10 (иллюстрация и видеофайл).
Разновидности клавесина. Поразительно разнообразным было богатство форм клавесина и его многочисленных разновидностей. Инструментальные мастера настолько увлеклись поисками новых форм корпуса, что, например, один из них, французский мастер Руккерс, выпустил за короткий срок свыше семидесяти различных образцов. И среди них — самые необычные: изящные спинеты, не превышавшие размера шкатулки; высокие, похожие на жирафов, неуклюжие клавиарфы; и даже складные клавесины, предназначенные специально для гастролирующих исполнителей-клавесинистов. (Слайд №11)
-Запись в тетради: разновидности клавесина - спинет, мюзелар, вёрджинел, клавицитериум, чембало, флюгель, арпсихорд.
Рассказ преподавателя.
Спинет (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо. (Слайд №12, иллюстрация и аудиофайл).
(Слайд №13, иллюстрация и аудиофайл). Вёрджинел, также вирджина́л (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Получил распространение в Англии в XVI—XVII вв. Делали его обычно прямоугольной формы, чаще всего без ножек и с одним мануалом (клавиатурой). На каждый звук приходилось по одной струне; струны располагались по диагонали (слева направо). Корпус, как правило, богато украшался инкрустациями и живописью. Диапазон не превышал четырех октав. Во время игры вёрджинел без ножек ставили на стол. Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. Существовало две разновидности вёрджинела: в наиболее распространенной клавиатура располагалась справа от центра обращенной к исполнителю стороны корпуса, струны защипывались ближе к середине, звук был глуховатым; в другой — клавиатура располагалась по левую сторону от центра, а струны защипывались ближе к краю, что делало звук более нежным и серебристым, а его тембр отличался мягкостью, нежностью и приглушенной окраской, что приближало его к арфе и лютне.
(Слайд №14, иллюстрация). Мюзела́р — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.
(Слайд №15, иллюстрация и аудиофайл). Клавицитериум, или клавицитерий («клавишная кифара») — разновидность клавесина с вертикальным расположением корпуса и струн. Послушайте произведение, исполненное на этом инструменте и ответьте на вопрос – отличается ли тембр клавицитериума от других видов клавесина, и если отличается, то чем?
Контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями.
Для выявления уровня овладения изученным материалом учащимся предлагается мини-тест, в котором необходимо ответить на вопросы, расположенные в левой части слайда, выбрав правильный ответ из правой части (слайд № 16). Это задание можно провести как в устной, так и в письменной форме, раздав вопросы-ответы каждому учащемуся и предложить соединить их стрелками.
Итоговый блок.
Итоговый этап. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
Обсуждение сделанного задания, анализ, что сделано правильно, что нет. Обозначение проблемы – если что-то не получилось, необходимо выучить названия инструментов, почитать о них дополнительно. Домашнее задание на следующий урок – выучить названия инструментов, сделать кроссворд из названий клавишных инструментов (6-8 терминов).
Рефлексивный этап. Вопросы преподавателя о прошедшем уроке: Какие моменты наиболее понравились и запомнились на уроке? Что вам показалось трудным или непонятным на уроке?
Презентация к конспекту урока
PPTX / 46.14 Мб
Литература
Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
http://sonata-etc.ru/
http://eomi.ws/
Лапина Светлана Александровна