Конспект открытого урока по слушанию музыки «Музыкальные инструменты-предшественники фортепиано»

2
1
Материал опубликован 7 October 2018

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска

«Городская школа искусств №29»

Конспект открытого урока по учебному предмету «Слушание музыки»

Тема урока: «Клавишные инструменты - предшественники фортепиано»

Разова Елена Георгиевна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО ГШИ №29


 

Информационная карта урока

Информация об открытом занятии

1

Учреждение дополнительного образования

МБУДО ГШИ №29

2

Преподаватель

Разова Елена Георгиевна

3

Предмет

«Слушание музыки»

4

Класс

2

5

Количество человек в группе

10 – 15 человек

6

Продолжительность занятия

40 минут

7

Тема урока

Клавишные инструменты – предшественники фортепиано

8

Тип урока

Урок изучения нового

9

Форма урока

Открытый урок

10

Цель урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний по клавишным инструментам (клавикорд и клавесин)

11

Задачи урока

Обучающие:

дать учащимся представление о старинных клавишных инструментах;

дать сравнительную характеристику клавишным инструментам;

закрепить новые понятия

Развивающие:

развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления тембра клавишных инструментов

способствовать развитию внимания;

развить творческую активность.

Воспитательные:

воспитать навыки работы в коллективе;

повысить культуру слушания музыки;

выработать позитивное отношение к процессу обучения

12

Формы, методы и приёмы обучения

Форма: фронтальная, групповая;

Методы:

Словесные: беседа с использованием средств визуальной и

слуховой наглядности: просмотр слайдов презентации по теме урока, рассказ, диалог; дискуссия.

Наглядные: показ презентации

Метод активизации зрительного и слухового восприятия: активизация восприятия через просмотр презентации и слушание муз. фрагментов, сопоставление тембров

13

Предполагаемый результат урока: какими знаниями, умениями и опытом деятельности овладеют дети в результате изучения темы.

В конце урока обучающиеся:

узнают и закрепят новые понятия - названия новых инструментов и их особенности;

научатся различать тембры новых инструментов;

разовьют коммуникативные умения - умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать.

14

Наглядные материалы урока

Презентация с изображением инструментов.

Музыкальный материал урока - записи звучания инструментов: клавикорда, клавесина, спинета, верджинела.

15

Материально-техническое оснащение урока

ПК или ноутбук

Презентация


 

Технологическая карта урока

Блоки

урока

Этап урока

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Время

Подготови-

тельный

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке

Организовать начало урока.

Создать психологический настрой.

Активизировать внимание на предстоящую работу.

Постановка цели, задач занятия; аннотация предстоящей деятельности

 

3 мин.

Основной

Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Беседа - диалог о клавишных инструментах, которые знают дети. Презентация, слайд №1

Осмысление начала работы

5 мин.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации

Рассказ преподавателя о инструментах – предшественниках фортепиано, их конструктивных особенностях, тембровой окраске, сравнительной характеристике инструментов с мультимедийным видео и аудио сопровождением (слайды № 3-15).

Запись учащимися в тетради новых терминов - названия инструментов и их элементов.

Освоение новых знаний

22 мин

 


 

Обеспечение усвоения новых знаний

Творческое мини-задание: ответить на вопросы, расположенные в левой части слайда, выбрав правильный ответ из правой части (слайд № 16).

Осознанное усвоение нового материала

5 мин

Итоговый

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Обсуждение ошибок, недочетов и путей их корректировки.

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

3 мин

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Вопросы преподавателя о прошедшем уроке: Какие моменты наиболее понравились и запомнились на уроке? Что вам показалось трудным или непонятным на уроке?

Самоутверждение детей в успешности

2 мин


 

План-конспект открытого урока.

Подготовительный блок. Организационный этап. Перекличка учащихся, проверка их готовности к уроку. Постановка цели, задач занятия; аннотация предстоящей деятельности.

Основной блок:

Подготовительный этап (подготовка к освоению нового содержания). Беседа с детьми о клавишных инструментах, которые они знают.

Вопросы учащимся: Какие клавишные инструменты вы знаете? (фортепиано, синтезатор). Какой из этих инструментов старше? (фортепиано). При помощи чего у фортепиано появляется звук (струны, клавиши, молоточки). Когда появилось фортепиано? Какие разновидности фортепиано вы знаете? Знаете ли вы инструменты, которые появились раньше фортепиано? (Презентация слайд №2)

Усвоение новых знаний. Рассказ преподавателя о инструментах – предшественниках фортепиано.

Клавикорд. Самый первый клавишный струнно-ударный – клавикорд – известен с XV века. Инструмент сохранял свою популярность более трёх столетий и совершенствовался на протяжении всего этого времени. Звукоизвлечение на клавикорде представляет собой следующую картину: при нажатии клавиши укреплённый на её задней части металлический штифт (тангент) касается струны; чем сильнее удар по клавише (и давление тангента на струну), тем громче звук. Пока тангент прижат к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваться эффекта vibrato и даже имитировать crescendo. (слайд №3).

-Запись в тетради по слушанию музыки определение клавикорда: клавикорд - клавишный струнно-ударный инструмент.

-Вопрос: посчитайте, сколько октав на клавикорде (иллюстрация презентации, слайд №3)

Давайте послушаем, какой диапазон звучания этого инструмента (слайд №4, 1-й аудио-файл) и его тембр в произведении (слайд №4, 2-й аудио-файл).

- Вопрос: похоже ли звучание клавикорда на звучание фортепиано? Чем похож? Чем отличается?

(слайд №5) – Обратите внимание на внешний вид инструмента и цвет клавиатуры.

Клавесин. (Слайд № 6)

Название инструмента «клавесин» происходит от латинского слова clavis — ключ, отсюда название — клавиша. Клавесин считается клавишным струнно-щипковым инструментом потому, что, в отличие от рояля, где по струнам ударяют молоточки, струны клавесина защипываются плектром.

Струна на нем приводится в колебание перышком или язычком, укрепленным на особом стерженьке — толкачике. Толкачик находится у заднего конца клавиши. При нажатии клавиши он поднимается вверх, вследствие чего перышко зацепляет струну и она начинает звучать. В старинных инструментах в качестве плектра использовались птичьи пёрышки. Позднее их заменили кусочки кожи, а в наше время – пластик.

-Запись в тетради по слушанию музыки определение клавесина: клавесин - клавишный струнно-щипковый инструмент.

Самые ранние упоминания клавесина фигурируют в источниках конца XIV века, самые ранние изображения относятся к первой четверти века XV-го. В начале XIX века клавесин был практически полностью вытеснен фортепьяно и почти забыт на долгие сто лет. XX век возродил и сам инструмент, и почти забытое искусство игры на клавесине. (Слайд №7 (иллюстрация и аудиофайл).

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника; его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров на разных высотных уровнях. Для изменения тембра звучания, используются ручные и ножные (коленные) переключатели. С их помощью действие двух мануалов распространяется на три комплекта струн. (Слайд №8 (иллюстрация и аудиофайл с диапазоном инструмента). У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны защипываются вблизи порожка) и ещё один регистр, по тембру напоминающий пиццикато струнных.

-Запись в тетради по слушанию музыки: мануал – клавиатура клавесина.

Даже современный и усовершенствованный инструмент весьма серьёзно уступает современному фортепьяно в виртуозности, в силе звука, в динамике. Не переключая регистров, клавесин невозможно заставить звучать ни тише, ни громче. Но у него имеется одно неоспоримое достоинство: клавесин необыкновенно естественно сливается с ансамблем струнных инструментов, не подавляя и не заглушая их. Сочинение музыки для клавесина требовало от композиторов большого мастерства. Инструмент мог материализовать музыкальную мощь лишь тогда, когда она была заложена в композицию искусством и умением автора. Этот инструмент был очень популярен в своё время. Его включали в различные ансамбли, в оркестре он исполнял партию сопровождения. Дирижёр в оркестре долгое время сидел за клавесином. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Клавесин широко использовали и как сольный инструмент в XVII-XVIII вв. Это было время, когда носили напудренные парики, пышные платья с оборками и кринолинами. К этому галантному времени очень подходил тембр клавесина, напоминающий звучание струнных щипковых, но более полный и богатый. Для этого инструмента писали музыку знаменитые французские клавесинисты - Рамо, Куперен, Дакен. (Слайд №9 (иллюстрация и аудиофайл), слайд №10 (иллюстрация и видеофайл).

Разновидности клавесина. Поразительно разнообразным было богатство форм клавесина и его многочисленных разновидностей. Инструментальные мастера настолько увлеклись поисками новых форм корпуса, что, например, один из них, французский мастер Руккерс, выпустил за короткий срок свыше семидесяти различных образцов. И среди них — самые необычные: изящные спинеты, не превышавшие размера шкатулки; высокие, похожие на жирафов, неуклюжие клавиарфы; и даже складные клавесины, предназначенные специально для гастролирующих исполнителей-клавесинистов. (Слайд №11)

-Запись в тетради: разновидности клавесина - спинет, мюзелар, вёрджинел, клавицитериум, чембало, флюгель, арпсихорд.

Рассказ преподавателя.

Спинет (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо. (Слайд №12, иллюстрация и аудиофайл).

(Слайд №13, иллюстрация и аудиофайл). Вёрджинел, также вирджина́л (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Получил распространение в Англии в XVI—XVII вв. Делали его обычно прямоугольной формы, чаще всего без ножек и с одним мануалом (клавиатурой). На каждый звук приходилось по одной струне; струны располагались по диагонали (слева направо). Корпус, как правило, богато украшался инкрустациями и живописью. Диапазон не превышал четырех октав. Во время игры вёрджинел без ножек ставили на стол. Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. Существовало две разновидности вёрджинела: в наиболее распространенной клавиатура располагалась справа от центра обращенной к исполнителю стороны корпуса, струны защипывались ближе к середине, звук был глуховатым; в другой — клавиатура располагалась по левую сторону от центра, а струны защипывались ближе к краю, что делало звук более нежным и серебристым, а его тембр отличался мягкостью, нежностью и приглушенной окраской, что приближало его к арфе и лютне.

(Слайд №14, иллюстрация). Мюзела́р — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.

(Слайд №15, иллюстрация и аудиофайл). Клавицитериум, или клавицитерий («клавишная кифара») — разновидность клавесина с вертикальным расположением корпуса и струн. Послушайте произведение, исполненное на этом инструменте и ответьте на вопрос – отличается ли тембр клавицитериума от других видов клавесина, и если отличается, то чем?

Контрольный. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Для выявления уровня овладения изученным материалом учащимся предлагается мини-тест, в котором необходимо ответить на вопросы, расположенные в левой части слайда, выбрав правильный ответ из правой части (слайд № 16). Это задание можно провести как в устной, так и в письменной форме, раздав вопросы-ответы каждому учащемуся и предложить соединить их стрелками.

Итоговый блок.

Итоговый этап. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Обсуждение сделанного задания, анализ, что сделано правильно, что нет. Обозначение проблемы – если что-то не получилось, необходимо выучить названия инструментов, почитать о них дополнительно. Домашнее задание на следующий урок – выучить названия инструментов, сделать кроссворд из названий клавишных инструментов (6-8 терминов).

Рефлексивный этап. Вопросы преподавателя о прошедшем уроке: Какие моменты наиболее понравились и запомнились на уроке? Что вам показалось трудным или непонятным на уроке?


Презентация к конспекту урока
PPTX / 46.14 Мб


 

Литература


 

Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

https://ru.wikipedia.org/

http://mybiblioteka.ru

http://sonata-etc.ru/

http://eomi.ws/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тема истории клавишных инструментов мне близка, благодарю за систематизированный методический материал.

5 May 2020