12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Элина386 Учитель музыки высшей квалификационной категории Россия, Челябинская обл., Челябинск Материал размещён в группе «Интересные идеи для урока музыки» |
Народные праздники. Троица
Конспект открытого урока в 4 классе
Предмет: Музыка
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: Народные праздники. « Троица»
Цели урока:
- познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, народными праздниками,
- способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе,
- прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.
Задачи урока:
1. Обучающие:
Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;
Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Троицы;
Развитие творческих способностей;
Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка;
Выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу.
2. Развивающие:
Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;
Музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление;
Вокально-хоровых навыков.
3. Воспитывающие:
Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;
Побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.
Оборудование: Компьютер, муз. центр.
Музыкальный материал:
Р.н.п. «Во поле береза стояла »;
Русские народные плясовые;
«Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»
Видеоматериал:
Видеоролики «Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»; «День Святой Троицы. Пятидесятница»
Зрительный ряд:
Иллюстрация икон «Троица» ;
Иллюстрации весенней природы., березового леса;
Фото куполов православных храмов.
Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
Ход урока:
Учитель: (фоном звучит музыка)
Светлейший праздник соберет народ,
В молитве прославляющий святое.
И летний дождь им тихо подпоет
И радуга объединит дугою...
И вновь поверит сердце в чудеса,
А колокольный звон очистит душу.
В День Троицы открыты небеса!
Крещенным этот день, как воздух, нужен.
Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с еще одним великим русским православным праздником — праздником Святой Троицы . А какие русские православные праздники вы уже знаете:
Дети: Рождество Христово, Крещение, Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха и т.д.
Учитель: Это самый важный летний праздник русского народа. Он отмечает конец весны и начало лета. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Этот день еще называют Пятидесятница. В этом году (2016г) Троица празднуется 19 июня. Давайте посмотрим, откуда пришёл к нам этот праздник и что он означает.
(Просмотр видеофрагмента. «День Святой Троицы. Пятидесятница»)
Итак, Днем Святой Троицы зовется этот праздник потому, что явлено было людям в этот день третье лицо Бога – Дух Святой, сошедший на апостолов.
Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов.
(Показ иллюстраций икон «Троица»)
Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица:
Бог Отец – Творец всего существующего в мире,
Бог Сын – Иисус Христос
Бог – Дух Святой – наполняющий все жизненной силой.
Лица Святой Троицы едины, неслиянны и нераздельны!
Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная 500 лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым.
(Иллюстрация иконы А. Рублева «Троица»)
Древняя икона преподобного Андрея сохранилась до нынешних дней и находится в музее, в Государственной Третьяковской галерее. Написал эту икону Андрей Рублев для того, чтобы смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать "страх ненавистной розни мира сего”: вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви.
Кто-то однажды сказал замечательные слова об этой иконе, послушайте:
«Великая тайна кроется
В иконе "Святая Троица”!
Идет от нее благодать,
А тайну… не разгадать…
(фоном звучит музыка)
Троица – великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины.
Другое название праздника Праздник русской березки. Почему? С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы. Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду.
(Показ иллюстрации березового леса)
Но прежде, чем рассказывать вам о празднике дальше, я попрошу вас помочь ответить на сложные, но интересные вопросы.
За каждый правильный ответ ,вы получаете цветок и прикладываете его к этому кругу, который у меня в руках(каркас круга, сделанный из проволоки). Если вы не знаете ответ на вопрос ,то говорите «дальше» и передаёте цветок следующему товарищу.
(на доске вывешивается кроссворд )
Учитель: Ребята перед вами кроссворд с вопросами - вставив пропущенные буквы, мы узнаем слово-главный символ праздника Троица.
1 С(..)(..)В(..)(..)
2 (..)Р (..)Е(..)(..)(..)
3 (..)(..) С(.. )(..) Н (..)(..)(..)
4 (..)О(..)Я(..)(..)(..)
5 (..)Е(..)(..) Ч(..)С (..)(..)
6 (..) Н Е(..)(..)(..)(..)(..)(..)(..)
7(Б)(.)(.)(.)(.)(.)Й К(..)
1.Как называются дощечки, которыми закрывают на ночь окна в русской избе? (ставни)
2.Как называется большое собрание музыкальных инструментов?(оркестр)
3.Как называется древний народный праздник, который отмечается в конце зимы и наступлении весны? (масленица)
4.Как называется песенка, с которой ходят по дворам в Рождество? (колядка)
5.Назовите главную особенность русской народной песни? (певучесть)
6.Назовите оперу Н.А. Римского-Корсакова, в котором звучит фрагмент «Прощание Масленицы» (Снегурочка)
7.Назовите 3х-струнный инструмент - символ России. (балалайка)
Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось?
Дети: «ВЕНОЧЕК»
(показ веночка сделанного ребятами из цветков)
Благодаря вашим правильным ответам мы собрали красивый венок, который является главным символом праздника, о котором сегодня мы с вами говорим.
Учитель:
А теперь, дети, угадайте загадку:
Одно дерево четыре угодья дает:
Темной ночью — свет;
Старому — здоровье;
Разбитому — связь;
И, как некопаный колодец, поит всех.
Дети (хором). Это береза.
Учитель: Темной ночью свет — это лучина, ее раньше в деревнях жгли.
Старому здоровье — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще — настой из березовых почек.
Разбитому связь — это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи,
а некопаный колодец — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный! (предлагаю вам его испробовать)
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Девушки в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом .
Надо нам на Троицу
Ребяток угостить.
Не забудьте лентами
Березку нарядить,
Веночки плести,
Хороводы завести...
Учитель: Выходите, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?
Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Учитель: Мы попросим одного из наших гостей побыть в роли березки.
(Исполнение Р.н.п. « Во поле берёза стояла» с музыкально-ритмическими движениями)
Учитель: И конечно же любой праздник не обходится без веселых игр и забав, я предлагаю вам игру-конкурс «Косички». У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Мне нужны два участника, которые на счет «три», заплетут косу, кто быстрее и аккуратнее.
(Игра «Косички»)
Музыка для игры:
Учитель: Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.
(показ иллюстраций «Празднование Троицы в православном храме»)
Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви?
Праздник Троицы – это один из самых торжественных праздников, и поэтому в этот день в православных храмах правится одна из самых торжественных и красивых служб. На вечерней службе поют песни – стихиры,прославляющие сошествие Святого Духа. Сегодня мы познакомимся с еще одной красивой и светлой молитвой, которая произносится в этот праздник.
(Просмотр-слушание ««Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»)
Учитель: Ребята, понравилось вам исполнение молитвы? Кто исполнял эту молитву?
Дети: Мужской хор.
Учитель: Что вы себе представляли, когда слушали эту музыку?
Дети: Ясное небо, тихий свет, доброту, счастье и покой.
Учитель: На каком языке исполняются молитвы в православных храмах?
Дети: На старославянском.
Учитель: Молитва исполняется с музыкальным сопровождением или нет?
Дети: Нет ,потому. что в православных храмах молитвы исполняются всегда без музыкального сопровождения, Это один из законов русской Православной Церкви.
Учитель: Давайте посмотрим на текст молитвы и прочитаем его.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Смысл молитвы:
Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.
Учитель: С помощью наших Словариков эмоций, подберите пожалуйста слова, которые лучше всех подходят для исполнения этой молитвы?
Дети: Ответы.
Учитель: В нашем родном городе есть большое количество православных храмов, больших и не очень. Один из самых известных храмов носит название Свято-Троицкий храм.
(показ иллюстрации Свято-Троицкий храм г.Челябинска)
Обратите внимание, ребята, в какой цвет окрашены купола на этом храме? ( в зеленый) И это неспроста, по церковным законам купола покрывали цветом, который соответствовал названию храма, а именно: Золотой - означал самого Иисуса Христа и его Небесную славу. Синие со звёздами - были посвящены Богородице, Деве Марии. Серебряные- прославляли Всех Святых в земле Русской просиявших и Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Вот так на Руси встречали и отмечали торжественный древний праздник - Троицу. Ребята, каждый из вас узнал сегодня много нового и интересного о традициях и обычаях этого праздника:
Почему этот праздник назвали Троицей?
Какие еще названия есть у этого праздника? Почему?
С какой знаменитой иконой вы познакомились сегодня? Кто ее автор?
Какой главный символ праздника Троица?
Какую новую молитву вы сегодня услышали? О чем она?
Что означает зеленый цвет куполов на православных храмах?
Учитель: Сегодняшний урок я хочу закончить такими словами:
Мы чтим Святую Троицу:
В Трех Лицах Бог един,
Все – равного достоинства –
Отец, и Дух, и Сын:
И пусть сердца раскроются
На Святую Троицу!