Конспект открытого урока музыки в 4 классе «Народные праздники. Троица»
Конспект открытого урока в 4 классе
Предмет: Музыка
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема урока: Народные праздники. « Троица»
Цели урока:
- познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, народными праздниками,
- способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе,
- прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.
Задачи урока:
1. Обучающие:
Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;
Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Троицы;
Развитие творческих способностей;
Воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка;
Выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу.
2. Развивающие:
Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции;
Музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление;
Вокально-хоровых навыков.
3. Воспитывающие:
Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки;
Побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.
Оборудование: Компьютер, муз. центр.
Музыкальный материал:
Р.н.п. «Во поле береза стояла »;
Русские народные плясовые;
«Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»
Видеоматериал:
Видеоролики «Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»; «День Святой Троицы. Пятидесятница»
Зрительный ряд:
Иллюстрация икон «Троица» ;
Иллюстрации весенней природы., березового леса;
Фото куполов православных храмов.
Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
Ход урока:
Учитель: (фоном звучит музыка) https://cloud.mail.ru/public/L7Zj/stu7iReym
Светлейший праздник соберет народ,
В молитве прославляющий святое.
И летний дождь им тихо подпоет
И радуга объединит дугою...
И вновь поверит сердце в чудеса,
А колокольный звон очистит душу.
В День Троицы открыты небеса!
Крещенным этот день, как воздух, нужен.
Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с еще одним великим русским православным праздником — праздником Святой Троицы . А какие русские православные праздники вы уже знаете:
Дети: Рождество Христово, Крещение, Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха и т.д.
Учитель: Это самый важный летний праздник русского народа. Он отмечает конец весны и начало лета. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Этот день еще называют Пятидесятница. В этом году (2016г) Троица празднуется 19 июня. Давайте посмотрим, откуда пришёл к нам этот праздник и что он означает.
(Просмотр видеофрагмента. «День Святой Троицы. Пятидесятница»)
https://cloud.mail.ru/public/3UN3/hYQB2quRV
Итак, Днем Святой Троицы зовется этот праздник потому, что явлено было людям в этот день третье лицо Бога – Дух Святой, сошедший на апостолов.
Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов.
(Показ иллюстраций икон «Троица»)
https://cloud.mail.ru/public/GM7G/2VV9FDyy5
https://cloud.mail.ru/public/Lryq/tDtaQrrHs
https://cloud.mail.ru/public/D85V/E1ScXHyna
Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица:
Бог Отец – Творец всего существующего в мире,
Бог Сын – Иисус Христос
Бог – Дух Святой – наполняющий все жизненной силой.
Лица Святой Троицы едины, неслиянны и нераздельны!
Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная 500 лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым.
(Иллюстрация иконы А. Рублева «Троица»)
https://cloud.mail.ru/public/2v3H/7oaZmKuQX
Древняя икона преподобного Андрея сохранилась до нынешних дней и находится в музее, в Государственной Третьяковской галерее. Написал эту икону Андрей Рублев для того, чтобы смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать "страх ненавистной розни мира сего”: вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви.
Кто-то однажды сказал замечательные слова об этой иконе, послушайте:
«Великая тайна кроется
В иконе "Святая Троица”!
Идет от нее благодать,
А тайну… не разгадать…
(фоном звучит музыка) https://cloud.mail.ru/public/L3vx/bL74yZaD5
Троица – великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины.
Другое название праздника Праздник русской березки. Почему? С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы. Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду.
(Показ иллюстрации березового леса)
Но прежде, чем рассказывать вам о празднике дальше, я попрошу вас помочь ответить на сложные, но интересные вопросы.
За каждый правильный ответ ,вы получаете цветок и прикладываете его к этому кругу, который у меня в руках(каркас круга, сделанный из проволоки). Если вы не знаете ответ на вопрос ,то говорите «дальше» и передаёте цветок следующему товарищу.
(на доске вывешивается кроссворд )
Учитель: Ребята перед вами кроссворд с вопросами - вставив пропущенные буквы, мы узнаем слово-главный символ праздника Троица.
1 С(..)(..)В(..)(..)
2 (..)Р (..)Е(..)(..)(..)
3 (..)(..) С(.. )(..) Н (..)(..)(..)
4 (..)О(..)Я(..)(..)(..)
5 (..)Е(..)(..) Ч(..)С (..)(..)
6 (..) Н Е(..)(..)(..)(..)(..)(..)(..)
7(Б)(.)(.)(.)(.)(.)Й К(..)
1.Как называются дощечки, которыми закрывают на ночь окна в русской избе? (ставни)
2.Как называется большое собрание музыкальных инструментов?(оркестр)
3.Как называется древний народный праздник, который отмечается в конце зимы и наступлении весны? (масленица)
4.Как называется песенка, с которой ходят по дворам в Рождество? (колядка)
5.Назовите главную особенность русской народной песни? (певучесть)
6.Назовите оперу Н.А. Римского-Корсакова, в котором звучит фрагмент «Прощание Масленицы» (Снегурочка)
7.Назовите 3х-струнный инструмент - символ России. (балалайка)
Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось?
Дети: «ВЕНОЧЕК»
(показ веночка сделанного ребятами из цветков)
Благодаря вашим правильным ответам мы собрали красивый венок, который является главным символом праздника, о котором сегодня мы с вами говорим.
Учитель:
А теперь, дети, угадайте загадку:
Одно дерево четыре угодья дает:
Темной ночью — свет;
Старому — здоровье;
Разбитому — связь;
И, как некопаный колодец, поит всех.
Дети (хором). Это береза.
Учитель: Темной ночью свет — это лучина, ее раньше в деревнях жгли.
Старому здоровье — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще — настой из березовых почек.
Разбитому связь — это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи,
а некопаный колодец — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный! (предлагаю вам его испробовать)
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Девушки в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом .
Надо нам на Троицу
Ребяток угостить.
Не забудьте лентами
Березку нарядить,
Веночки плести,
Хороводы завести...
Учитель: Выходите, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?
Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Учитель: Мы попросим одного из наших гостей побыть в роли березки.
(Исполнение Р.н.п. « Во поле берёза стояла» с музыкально-ритмическими движениями)
https://cloud.mail.ru/public/581P/uLXYnVQce
Учитель: И конечно же любой праздник не обходится без веселых игр и забав, я предлагаю вам игру-конкурс «Косички». У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Мне нужны два участника, которые на счет «три», заплетут косу, кто быстрее и аккуратнее.
(Игра «Косички»)
Музыка для игры: https://cloud.mail.ru/public/5j6d/vUqKgHXHT
Учитель: Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.
(показ иллюстраций «Празднование Троицы в православном храме»)
https://cloud.mail.ru/public/BJ6f/CUEaugvA5
https://cloud.mail.ru/public/84AY/8ZMaJpFkk
https://cloud.mail.ru/public/Jv6f/jseKgSAM5
Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви?
Праздник Троицы – это один из самых торжественных праздников, и поэтому в этот день в православных храмах правится одна из самых торжественных и красивых служб. На вечерней службе поют песни – стихиры,прославляющие сошествие Святого Духа. Сегодня мы познакомимся с еще одной красивой и светлой молитвой, которая произносится в этот праздник.
(Просмотр-слушание ««Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»)
https://cloud.mail.ru/public/DXpf/zLeM6XZt9
Учитель: Ребята, понравилось вам исполнение молитвы? Кто исполнял эту молитву?
Дети: Мужской хор.
Учитель: Что вы себе представляли, когда слушали эту музыку?
Дети: Ясное небо, тихий свет, доброту, счастье и покой.
Учитель: На каком языке исполняются молитвы в православных храмах?
Дети: На старославянском.
Учитель: Молитва исполняется с музыкальным сопровождением или нет?
Дети: Нет ,потому. что в православных храмах молитвы исполняются всегда без музыкального сопровождения, Это один из законов русской Православной Церкви.
Учитель: Давайте посмотрим на текст молитвы и прочитаем его.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Смысл молитвы:
Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.
Учитель: С помощью наших Словариков эмоций, подберите пожалуйста слова, которые лучше всех подходят для исполнения этой молитвы?
Дети: Ответы.
Учитель: В нашем родном городе есть большое количество православных храмов, больших и не очень. Один из самых известных храмов носит название Свято-Троицкий храм.
(показ иллюстрации Свято-Троицкий храм г.Челябинска)
https://cloud.mail.ru/public/DFK6/YjUiEpkXE
Обратите внимание, ребята, в какой цвет окрашены купола на этом храме? ( в зеленый) И это неспроста, по церковным законам купола покрывали цветом, который соответствовал названию храма, а именно: Золотой - означал самого Иисуса Христа и его Небесную славу. Синие со звёздами - были посвящены Богородице, Деве Марии. Серебряные- прославляли Всех Святых в земле Русской просиявших и Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Вот так на Руси встречали и отмечали торжественный древний праздник - Троицу. Ребята, каждый из вас узнал сегодня много нового и интересного о традициях и обычаях этого праздника:
Почему этот праздник назвали Троицей?
Какие еще названия есть у этого праздника? Почему?
С какой знаменитой иконой вы познакомились сегодня? Кто ее автор?
Какой главный символ праздника Троица?
Какую новую молитву вы сегодня услышали? О чем она?
Что означает зеленый цвет куполов на православных храмах?
Учитель: Сегодняшний урок я хочу закончить такими словами:
Мы чтим Святую Троицу:
В Трех Лицах Бог един,
Все – равного достоинства –
Отец, и Дух, и Сын:
И пусть сердца раскроются
На Святую Троицу!