Конспект занятия на тему:
«Кашалот»
для детей старшего дошкольного возраста
Направление « Художественно-эстетическое развитие»
Нетрадиционное техника «Пластилинография»
Проектировочный компонент
Тема: «Кашалот»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие технических навыков работы детей в технике пластилинографии.
Задачи:
1. Образовательная
- Познакомить детей с морским животным кашалот.
- Закрепить приёмы скатывания кусочка пластилина в шар, колбаску и раскатывания в овал.
- Учить детей расплющивать пластилин.
2. Развивающая:
- Развивать речь, внимание, память, воображение, мышление, любознательность.
- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог, расширять словарь детей.
3. Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских животных.
Материалы: плотный картон голубого цвета, набор пластилина, картинка кашалота, салфетка для рук, доска для лепки, стек.
Оборудование: экран телевизора, флешка.
Организационный компонент.
В соответствии с СанПиНом.
Мотивационный момент.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Вроде рыба, вроде нет-
Шлёт фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит.
Чудо- юдо рыба…. (Кит)
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Правильно, отгадали мою загадку. А что вы знаете, про китов? Что это за зверь?
Ответы детей.
Показ иллюстрации кита на экране.
Воспитатель: Правильно, ребята, киты живут в море, это самые большие обитатели нашей планеты. Оказывается киты, это не рыбы, а млекопитающие. Дышат не жабрами, а лёгкими. Они поднимаются на поверхность воды каждые 5-10 минут для нового вдоха, а чтобы полностью сменить воздух в лёгких, киты пускают фонтан через дыхательное отверстие на передней части головы. Живут киты до 50 лет, питаются осьминогами, кальмарами, морскими окунями, скатами. Кашалоты живут стаями, новорождённый кит весит почти тонну, а в длину могут достигать до 4 метров. Кормит мама своего малыша молоком.
А теперь, давайте выполним физкультминутку.
Ходят волны на просторе,( Дети сгибают руки в локтях, пальцы переплетены. Плавные волнообразные покачивания сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.)
Вы узнали?
Это - море.
Через море океан (Дети, вытянув руки вперёд, переплетены пальцы, руки слегка округлённые, изображают овальное туловище кита.)
Плывёт чудо великан.
Фонтаны пускает.
Кто его узнает?
Воспитатель: Сегодня мы с вами создадим пластилиновую картину «Кашалот». Для этого нам понадобится лист голубого картона, это будет море, в котором плавает кит и пластилин. Но сначала, давайте с вами рассмотрим изображение кашалота, его внешний вид, особенности строения тела.
Дети описывают внешний вид кита, особенности его строения.
Воспитатель: А теперь, давайте приступим к изображению кита. Для этого возьмите большой кусочек серого пластилина, разомните его в руках, скатайте из него большой шар, а затем прямыми движениями раскатайте его в овал. Расположите овал в центре картонного листа, расплющите,не закрепляя удлинённую часть- хвост кита.
Дети выполняют, педагог помогает.
Теперь возьмите стек, сделайте надрез на хвосте и раздвиньте его в разные стороны, а затем слегка прижмите каждый кончик к картонной основе.
Дети выполняют, педагог помогает.
Воспитатель: Что мы с вами нарисовали?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, давайте оживим кашалота. Возьмите небольшие кусочки белого пластилина, скатайте из него две горошины, прикрепите их в передней верхней части туловища –головы- это будут глаза кашалота. Рот для кашалота мы с вами вылепим из белого пластилина, раскатав небольшой кусочек в короткую колбаску. Расположите в низу передней части туловища – головы, расплющите. Стекой нанесите вертикальные (сверху вниз) штрихи. Две струйки фонтанчика сделайте из длинной тонкой колбаски пластилина белого цвета, выложите на верхней части головы кашалота. Следующие две струйки выходят из одной точки середины первых двух и расходятся, закругляясь вправо и влево.
Дети выполняют, педагог помогает.
Дополнить композицию можно волнами – короткие колбаски фиолетового и синего цвета, солнцем – шарик жёлтого цвета, лучики колбаски, облака- расплющенные шарики синего цвета.
Рефлексивный компонент
Посмотрите, ребята, какое красивое семейство кашалотов у нас получилось!
Дети любуются пластилиновыми картинами, на которых изображены кашалоты.
Скажите мне, что нового вы узнали на занятии?
Ответы детей.
Молодцы ребята, всё запомнили! Придя домой, расскажите своим родителям про кашалота и научите их, рисовать пластилином! Наше занятие подошло к концу, убирайте изобразительные материалы на свои места.
Использованная литература:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
2. Давыдова Г.Н «Пластилинография»- М.: Издательство СКРИПТОРИЙ,2017
Паненкова Ирина Михайловна
Галина Васильевна Каратаева