12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Есикова Людмила Васильевна296
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
5

Конспект открытого занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на тему: «Заучивание отрывка стихотворения И.Сурикова «Зима» с помощью мнемотаблицы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ–САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Конспект

открытого занятия

по восприятию художественной литературы и фольклора

для детей средне-старшей группе № 4 (ЗПР)

на тему: «Заучивание отрывка стихотворения И.Сурикова

«Зима» с помощью мнемотаблицы»








Подготовил воспитатель

Есикова Л.В.

Дата проведения: _________






Донецк, 2022

Цель: создание условий для обучения выразительному чтению наизусть отрывка стихотворения Ивана Сурикова «Зима» с использованием приема мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- Учить слушать внимательно, не отвлекаться, при прослушивании произведения;

- Учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки мнемотаблицы;

- Формировать умение действовать по инструкции педагога;

- Расширять представления детей о зиме и ее приметах;

- Обогащать словарь детей.

Развивающие:

- Развивать внимание, зрительную память, воображение, интонационную выразительность речи и речевую активность детей;

- Развитие связной речи, речевого слуха и артикуляции.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- Формировать любовь к художественной литературе.

Оборудование: картинки с изображениями зимних пейзажей, признаков зимы, двухсторонние картинки (с одной стороны изображены зимние забавы, а с другой – части зимнего пейзажа), мнемотаблица.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседа о зиме и признаках зимы, знакомство с названиями зимних месяцев, чтение загадок, стихов, разучивание физминуток и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядные: мнемотаблица.

Практические: физминутка с элементами артикуляционной гимнастики (Фонопедическое упражнение) по методу В. Емельянова.

Ход занятия:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим в окно. Что вы видите?

Дети: - Снег, деревья в снегу.

Воспитатель: - Какое у нас сейчас время года? Какая погода зимой?

Дети: - Зима. Холодно, много снега.

Воспитатель: - Ребята, послушайте какие красивые строчки я нашла о зиме.

Пришла красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Все то, что радость детям дарит!

Воспитатель подводит детей к доске, на которой висит много картинок.

Воспитатель: - Чем интересным можно заниматься на улице зимой? Посмотрите на картинке и выберете те занятия, которыми мы можем заниматься только зимой.

Дети: - Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками.

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте перевернем картинки, которые у вас в руках и соберем из них пазл.

Дети переворачивают картинки и соединяют их.

Воспитатель: - Посмотрите, какой красивый зимний пейзаж у нас получился.

t1670171748aa.jpg

II.Основная часть.

1. Беседа

Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим пейзаж. Что мы на нем видим?

Дети: - Деревья в снегу.

Воспитатель: - Чем покрыта земля?

Дети: - Снегом.

Воспитатель: - На что похож снег, лежащий на земле?

Дети: - На одеяло.

Воспитатель: - А тебе что подсказало, что это зима? По каким признакам ты догадался, что на картине зима?

Дети: - Только зимой может быть так много снега.

Воспитатель: - Зима - чудесное время года. На этом пейзаже изображена вся красота зимней природы. Ребята, вам понравилась зимняя природа?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Красотой зимней природы восхищались не только художники, изображая ее в своих картинах, но и поэты писали прекрасные стихотворения. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать стихотворение Ивана Сурикова под названием «Зима».

2. Выразительное чтение отрывка стихотворения Ивана Сурикова «Зима»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

3. Беседа о стихотворении

Воспитатель: - Вам понравился отрывок стихотворения Ивана Сурикова «Зима»?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Как поэт описал снег в стихотворении?

Дети: - Белый, пушистый.

Воспитатель: - А какой еще бывает снег?

Дети: - Мягкий, серебристый, красивый.

Воспитатель: - Что делает снег?

Дети: - Падает, кружится, ложится.

Воспитатель: - Каким стало под утро поле?

Дети: - Поле побелело от снега.

Воспитатель: - Вам понравился отрывок стихотворения? Сегодня мы попробуем его выучить с помощью мнемотаблицы. Но перед этим я предлагаю вам выполнить необычное упражнение.

4. Фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова

Поет вьюга песню свою

Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становиться громче, когда приближаются друг к другу, - затихает

Завывает ветром

тянут звук [y] пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой

Кружит снегом

звук [а] произносят то выше, то ниже, показывают рукой вращение

Метет по земле поземку

делают руками движение как при плавании произнося при этом звук [ш]

Стучится в окна

произносят коротко и остро в разных регистрах « тук-тук-тук…»показывая указательным пальцем высоту звука

Намела вьюга много-много снега, засыпала все дорожки. Пошли по дорожкам гулять.

5. Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.

Воспитатель: - Отдохнули! Теперь посмотрите, пожалуйста, на мнемотаблицу. Она состоит из пяти картинок. Каждая картинка соответствует определенной части стихотворения.

t1670171748ab.jpg

Воспитатель: - Попробуем выучить отрывок стихотворения. Первая часть: «Белый снег, пушистый»

Воспитатель: - Повторим вместе «Белый снег, пушистый». Молодцы!

Дети: - «Белый снег, пушистый»

Воспитатель: - Вторая часть стихотворения начинается так: «В воздухе кружится».

Воспитатель: - Повторим вместе «В воздухе кружится»

Дети: - «В воздухе кружится».

Воспитатель: - Предлагаю, повторить первую и вторую часть вместе:

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится»

Дети: - «Белый снег, пушистый

В воздухе кружится»

Воспитатель: - Молодцы! Третья часть стихотворения:

«И на землю тихо
Падает, ложится.
»

Дети: - «И на землю тихо
Падает, ложится.
»

Воспитатель: - Повторим вместе три части:

«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
»

Воспитатель: - Четвертая часть стихотворения:

«И под утро снегом

Поле забелело,»

Дети: - «И под утро снегом

Поле забелело,»

Воспитатель: - Пятая часть стихотворения:

«Точно пеленою
Всё его одело.
»

Дети: - «Точно пеленою

Всё его одело.»

Воспитатель: - Молодцы! Давайте вместе назовем четвертую и пятую части стихотворения:

«И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
»

6. Воспроизведение стихотворения детьми

Воспитатель: - Молодцы, ребята! У вас хорошо получается. Попробуем назвать все стихотворение.

Воспитатель показывает на картинки мнемотаблицы

и вместе с детьми повторяет стихотворение.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Давайте еще раз повторим!

Дети повторяют стихотворение, опираясь на мнемотаблицу.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать стихотворение.

Дети рассказывают.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым стихотворением, выучили его, а также поговорили о зиме и ее признаках, зимних забавах.

Какое стихотворение мы с вами выучили? Кто написал это стихотворение?

Что помогло нам быстрее запомнить стихотворение?

Какое стихотворение мы с вами выучили? Кто написал это стихотворение?

Что помогло нам быстрее запомнить стихотворение?

Воспитатель: - Ребята, кто вспомнит, как называется стихотворение?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - Кто автор стихотворения?

Дети: - Иван Суриков.

Воспитатель: - Что помогло вам быстрее запомнить стихотворение?

Дети: - Мнемотаблица.

2. Прощание.

Воспитатель: - А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Спасибо большое, ребята. Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем до новых встреч.

Дети прощаются с гостями и выходят с группы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.