Конспект открытого занятия по вокалу «Виды музыкального слуха» (3 класс)
КОНСПЕКТ
открытого занятия по вокалу
в детском объединении «Аллегро»
Тема: «Виды музыкального слуха».
Цель: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальном объединении.
Задачи:
Обучающие:
развитие музыкального слуха, памяти,
развитие координации между слухом и голосом;
знакомство с основными свойствами музыкального звука (высота, длительность, сила – f – р);
развитие навыка осознанного отношения к музыке различного содержания и характера.
Развивающие:
развитие творческих способностей;
развитие музыкально-художественного вкуса.
Воспитательные:
воспитание любви и интереса к музыке;
воспитание слушательской и певческой культуры.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура (микшерский пульт, активная стереосистема), синтезатор, шумовой оркестр, разноцветные карточки.
Тип занятия: получение новых знаний.
Ход занятия.
Педагог: здравствуйте, ребята. Такими словами я хочу вас сегодня поприветствовать на занятии. Так приветствует вас большинство ваших школьных учителей и педагогов дома детского творчества. Но мне хочется поприветствовать вас необычно, музыкально. Отвечать мне прошу так же музыкально.
Педагог пропевает одну фразу музыкального приветствия. «Здравствуйте, ребята» (вверх от 1 к 5 ступени до мажора). Дети: «Здрав-ствуй-те» (вниз по мажорному трезвучию), Далее по полутонам вверх.
Педагог. Скажите, куда двигалась мелодия моего приветствия? (Ответы). А куда двигалась мелодия вашего приветствия (Ответы). Ребята, на этот, казалось бы, простой вопрос не могут ответить некоторые люди. В основном это те, кто не занимается музыкальным творчеством. Как вы думаете, почему? (Ответы, наводящие вопросы). Да, определить движение мелодии в музыкальном произведении, различать звуки по высоте, по тембру, по длительности могут только люди с музыкальным слухом.
Что же это такое – музыкальный слух?
Музыкальный слух – понятие достаточно сложное. Оно объединяет в себе способности человека, которые помогают ему понимать и оценивать музыку.
Есть несколько видов музыкального слуха.
Вы только что продемонстрировали свои способности звуковысотного слуха, безошибочно определив движение мелодии.
Итак, звуковысотный слух – это способность слышать, отличаются ли звуки по высоте, даже при малейшей разнице. Давайте еще раз проверим эту способность.
Проводится тест-игра «Выше-ниже-одинаково». На синтезаторе мелодически проигрывается два звука. У детей карточки зеленого, красного и желтого цветов (по типу светофора). Второй звук выше – красная карточка, второй звук ниже – зеленая карточка, второй звук на одной высоте с первым – желтая карточка. Используется также функция изменения тембра звуков синтезатора, чтоб задание не было слишком легким
Немного схож со звуковысотным слухом мелодический слух. Само название говорит о том, что мелодический слух есть у людей, которые способны слышать движение мелодии, т.е. как изменяется высота звуков по мере звучания мелодии. Мы с вами знаем, что мелодия может «стоять на месте», «двигаться плавно вверх или вниз», «двигаться скачками вверх или вниз».
Проводятся вокальные упражнения «Жуки», «Гуси», «Лиса» с приемом «нарисуй мелодию». По мере пропевания упражнения, дети как бы «рисуют» направление мелодии.
Гораздо сложнее мелодического развить в себе гармонический слух. Этот тот самый вид слуха, который не дается от рождения. Для его развития мы с вами на занятиях поем специальные упражнения. Давайте их повторим.
Исполняются вокальные упражнения «Дин-дон», «Карусель»
Известный немецкий композитор Л.-в Бетховен к 30 годам потерял слух, но это не мешало ему написать еще огромное количество музыкальных произведений. Как вы думаете, какой вид музыкального слуха помогал ему в этом? (Ответы).
Внутренний музыкальный слух – это способность мысленно точно представить, «пропеть» музыкальное произведение, мелодию и отдельные звуки, как бы «услышать их» мысленно. Давайте проверим свой внутренний музыкальный слух.
Проводится тест-игра «Мысленное пение». Педагог включает известную всем детям песню. Дети начинают петь. Внезапно отключается громкость, дети продолжают петь песню «мысленно», опираясь на внутренний слух. Затем громкость резко добавляется. Становится понятно, справились ли обучающиеся с заданием.
Относительный слух. Это способность определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными.
Детям раздаются карточки зеленого и красного цветов. На синтезаторе задаётся основной тон, предлагается его запомнить. Потом играется звук, отстоящий на разную высоту от основного. Дети показывают соответственную карточку.
Метро-ритмический слух – это способность слышать и верно воспроизводить разные по длительности звуки. Мы с вами знаем, что ритм возникает от того, что чередуются звуки длинные и короткие, а также благодаря паузам между ними. Давайте проверим свое чувство ритма.
Проводится ритмическая игра «Шумовой оркестр» под музыкальную композицию «Летка-Енка». Каждой группе детей раздаются инструменты шумового оркестра и дается определенный ритмический рисунок. Дети играют одновременно, стараясь не сбиваться со своего ритма. Ритмические рисунки:
Для бубнов:
Для ложек:
Для звоночков:
Ребята, существуют и другие виды музыкального слуха, о которых мы поговорим в следующий раз, а сегодня я хотела бы вас спросить, что нового вы узнали на занятии.
Рефлексия. Ответы детей.
Как вы думаете, для чего тем, кто занимается пением, необходимо развивать в себе эти способности? Ответы.
Ссылка для скачивания презентации со вставленными аудио- и видеофайлами.
https://yadi.sk/d/kAH14upF3Hfdn2