Конспект открытого занятия «Нотация»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Конспект открытого занятия
по теме: «Нотация»
этап начальной подготовки первого года обучения
предпрофессиональная программа по игровому виду спорта «Шахматы»
Разработал:
старший тренер-преподаватель
МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»
Р.А. Мороз
г. Славянск-на-Кубани
Дата проведения: 15 ноября 2016 года.
Место проведения: ДЮСШ «Белая ладья»
Цель занятия:
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций
Задачи:
Образовательные: |
Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций. Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. |
Коммуникативные: |
Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Личностные: |
Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. |
Оборудование: компьютер, презентация занятия, демонстрационные таблицы, ребус.
Литература:
Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург.
Этап занятия |
Содержание занятия |
||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности (5 мин.) |
1.Организационный момент Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. |
||||||||||||||
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. (5-7 мин.) |
1.Отгадайте ребус
- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин НОТАЦИЯ. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») 2.Актуализация знаний. -Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? -Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. 3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? -Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. -Какие цели стоят перед нами? |
||||||||||||||
3.Изучение нового материала. (30 мин.) |
1.Эвристическая беседа «Шахматный город» Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. Король живёт на улице «b» в доме № 7. Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения: Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур. Игра «Шахматный почтальон» - Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру. (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске) -Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. |
||||||||||||||
4.Физминутка 10 мин. - перемена |
Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. |
||||||||||||||
5. Изучаем правила шахматной нотации. (20 мин.) |
Правила шахматной нотации Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать? Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила: Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h». Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.
Начинаем с белых: Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью. Несколько полезных советов: Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки: путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»); забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой; ленимся записать позицию соперника. Обязательно укажи имена и фамилии противников — кто с кем играл. Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам! |
||||||||||||||
5.Физминутка 2 мин. |
Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. |
||||||||||||||
6.Практическая работа (7 мин.) |
1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране
|
||||||||||||||
6. Играем в шахматы (10мин.) |
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру. |
||||||||||||||
7. Заключительная часть (1 мин.) |
Продолжите: Я узнал… Я научился… |
||||||||||||||
- Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? |