Конспект открытого занятия «Нотация»

3
0
Материал опубликован 23 November 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Конспект открытого занятия

по теме: «Нотация»

этап начальной подготовки первого года обучения

предпрофессиональная программа по игровому виду спорта «Шахматы»

Разработал:

старший тренер-преподаватель

МБУ ДО ДЮСШ «Белая ладья»

Р.А. Мороз

г. Славянск-на-Кубани


 

Дата проведения: 15 ноября 2016 года.

Место проведения: ДЮСШ «Белая ладья»

Цель занятия:

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи:

 

Образовательные:

Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с обозначением полей на шахматной доске. Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций. Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Личностные:

Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Оборудование: компьютер, презентация занятия, демонстрационные таблицы, ребус.

Литература:

Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург.

Этап занятия

Содержание занятия

1.Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы играть,

Узнавать и рассуждать.

2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.

(5-7 мин.)

1.Отгадайте ребус

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

-Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

2.Актуализация знаний.

-Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

-Можно ли помочь Пете? Как?

-Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.

3.Формулирование темы урока и постановка целей

- Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

-Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

-Какие цели стоят перед нами?

3.Изучение нового материала. 

 (30 мин.)

1.Эвристическая беседа «Шахматный город»

Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

Игра «Шахматный почтальон»

- Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру.

(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)

-Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

4.Физминутка

10 мин. - перемена

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

5. Изучаем правила шахматной нотации.

(20 мин.)

Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.

Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию — она из недоигранной юными шахматистами партии.


 

Начинаем с белых:
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6.
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3.

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7;
пп. b7, c6, f7, g6, h7.

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);

забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников — кто с кем играл.

Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по

ходам!

5.Физминутка

2 мин.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

6.Практическая работа

(7 мин.)

1. Дидактическая игра «Дождик»

- А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке.

- На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами.

Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте.

-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране

Белые

Черные

Ке1

Kb2

Лс3

Лa1

Лd8

Лс2

Сd3

пa2

Cg7

 

пf5

 

6. Играем в шахматы

(10мин.)

А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.

7. Заключительная часть

(1 мин.)

Продолжите:

Я узнал…

Я научился…

- Удалось ли нам достичь поставленные цели?

- Что помогло вам в достижение успеха?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.