Конспект по географии для 8 класса «Границы России»
План-конспект урока для 8 класса
Раздел: География 8 класс
Тема урока: Границы России
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.
Задачи:
1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.
2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.
Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знания
Вопрос: Что такое страна?
Ответ: Страна́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»)1.
III. Изучение нового материала
План:
1. Государственная граница и государственная территория России
2. Самая длинная граница в мире
3. Соседи России
1. Государственная граница и государственная территория России
Задание 1. Работая с текстом п.1. на стр. 8, выписать определение значения «государственная граница России» и обсудить.
Ответ:
Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.
Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.
Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.
Задание 2. Работая с текстом п.1. на стр. 8, выписать определение значения «государственная территория России» и обсудить.
Ответ:
Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.
Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?
Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.
Задание 3. Работая с текстом п.1. и рисунком 1.1. «Полоса государственной границы России» на стр. 8, выписать определение значения «территориальные воды» и обсудить.
Ответ:
Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).
Задание 4. Работая с текстом п.1. и рисунком 1.1. «Полоса государственной границы России» на стр. 8, выписать определение значения «исключительная экономическая зона» и обсудить.
Ответ:
За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.
Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.
Ответ учащихся:
1. Не относится к государственной территории страны.
2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.
3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.
4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.
Задание 5. Ознакомиться с отрывком текста из «Конвенции ООН по морскому праву государства» на стр. 8 и обсудить прочитанное.
2. Самая длинная граница в мире
Задание 6. Работая с рисунком 1.2. «Структура границ России», записать информацию о границе России.
Ответ:
1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.
2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.
3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.
4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.
3. Соседи России
Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.
Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.
Ответ:
Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.
Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.
Ответ:
Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.
IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:
1. Что включает в себя государственная территория России?
2. Укажите главные особенности границ России.
3. Что включают в себя понятия «соседи первого порядка», «соседи второго порядка»? Найдите примеры на карте атласа.
V. Рефлексия
Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:
- Сегодня я узнал(а), что…
- Я понял(а), что…
- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…
- Сегодня я работал(а)…
VI. Подведение итогов
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.
VII. Домашнее задание: параграф №1, письменно выполнить задания рубрики «Мои географические исследования» на стр. 9.
1 https://ru.wikipedia.org/wiki