12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Байтерякова Альбина Фаритовна571
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево

План-конспект урока для 8 класса

Раздел: География 8 класс

Тема урока: Границы России

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.

Задачи:

1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

Ход урока

I. Орг. момент


II. Актуализация знания

Вопрос: Что такое страна?

Ответ: Страна́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»)1.

III. Изучение нового материала

План:

1. Государственная граница и государственная территория России

2. Самая длинная граница в мире

3. Соседи России



1. Государственная граница и государственная территория России

Задание 1. Работая с текстом п.1. на стр. 8, выписать определение значения «государственная граница России» и обсудить.

Ответ:

Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.

Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.

Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.



Задание 2. Работая с текстом п.1. на стр. 8, выписать определение значения «государственная территория России» и обсудить.

Ответ:

Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.

Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?

Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.



Задание 3. Работая с текстом п.1. и рисунком 1.1. «Полоса государственной границы России» на стр. 8, выписать определение значения «территориальные воды» и обсудить.

Ответ:

Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).



Задание 4. Работая с текстом п.1. и рисунком 1.1. «Полоса государственной границы России» на стр. 8, выписать определение значения «исключительная экономическая зона» и обсудить.

Ответ:

За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.

Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.

Ответ учащихся:

1. Не относится к государственной территории страны.

2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.

3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.

4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.



Задание 5. Ознакомиться с отрывком текста из «Конвенции ООН по морскому праву государства» на стр. 8 и обсудить прочитанное.



2. Самая длинная граница в мире

Задание 6. Работая с рисунком 1.2. «Структура границ России», записать информацию о границе России.

Ответ:

1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.

2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.

3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.

4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.



3. Соседи России

Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.



Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.

Ответ:

Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.



Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.

Ответ:

Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.



IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:

1. Что включает в себя государственная территория России?

2. Укажите главные особенности границ России.

3. Что включают в себя понятия «соседи первого порядка», «соседи второго порядка»? Найдите примеры на карте атласа.



V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Я понял(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…



VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.



VII. Домашнее задание: параграф №1, письменно выполнить задания рубрики «Мои географические исследования» на стр. 9.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.