Конспект урока по географии в 8 классе «Города России»
Кирсанова Е.Ю.,
учитель биологии и географии
МАОУ «СШ № 3»,
г. Хабаровск
Конспект урока (методическая разработка) по теме:
«Города России»
Цель: обеспечить изучение-исследование особенностей городов России на примере 3-х, проверку с возможной коррекцией знаний в течение урока (учитель в роли организатора, помощника, консультанта, учащиеся самостоятельно добывают знания и преобразовывают информацию).
Задачи:
1. организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий: город (в ходе изучения темы), типы городов, плотность населения, ГПР.
2. создать условия для поиска, исследования школьниками характерных черт представленных городов;
3. помочь учащимся осознать личностную ценность/значимость знаний о разнообразии городов территории России и сформировать положительное отношение к другим городам.
Целевая аудитория: учащиеся 8 классов.
Тип учебного занятия: комбинированный предметный урок (урок нового знания, урок обобщения и систематизации знаний)
Форма организации урока: урок-мини-проект, урок-исследование, урок-видеопросмотр по географии) с использование инновационных педагогических технологий, интерактивных форм организации деятельности.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Методы обучения (по характеру деятельности учащихся): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Средства обучения: компьютер, проектор (мультимедиа), интерактивная доска, мобильные устройства с программными приложениями: QR-сканер для каждой группы, GoogleEarth (3-D модели), песочные часы (SandWatch), видеофрагменты – «10 крупнейших городов России», «Супер-физкультминутка для урока», иллюстрации городов России, раздаточный материал, флипчарты, перманентные маркеры, смайлики, магниты, слова учителя.
Планируемые результаты: обеспечение изучения-исследования особенностей городов территории России на примере 3-х:
- организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятий (в ходе изучения темы);
- создание условий для поиска, исследования школьниками характерных черт городов;
- осознание учащимся личностной ценности знаний о разнообразии городов России.
Библиография и интернет-ресурсы:
1. Алексеев А.И. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 304 с.: ил., карт.
2. Бибекова О.А.. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков/авт.-сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2015. − 127 с.
3. Пискунов А.И. 'Хрестоматия по истории зарубежной педагогики' - Москва: Просвещение, 1971 - с.560 с ил. э
4. Фисенко Т,И. Подарите ребенку успех. Часть 1. Методическое пособие. Авт.-сост. Т,И. Фисенко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2015. – 63 с.
5. http://ru.qr-code-generator.com/ [Электронный ресурс].
6. http://xn----etbdra6aacodma.xn--p1ai/all [Электронный ресурс].
7. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/alphabet.php [Электронный ресурс].
8. https://autotravel.ru/towns.php [Электронный ресурс].
9. https://www.youtube.com/watch?v=v2yTHGDJ23o[Электронный ресурс].
Содержательная основа учебного занятия
Этап урока |
Длитель-ность этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный |
1 мин. |
Здравие желаю, товарищи кадеты! Очень рада Вас сегодня видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста! Сл. 1 – заставка в презентации. |
Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места. Командир класса отвечает, кто отсутствует. |
2. Этап актуализации знаний |
5 мин. |
Учитель активизирует знания ребят вопросами, мотивируя учащихся на расширение географического кругозора. «Ребята, сейчас мы немного вспомним информацию, ранее изученную на уроках географии» (Слайды 2-3). Вы помните о том, что мы с Вами продолжаем изучение демографического раздела. Поэтому сегодня я предлагаю Вам окунуться в глубины данного раздела географии России. Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю Вам вспомнить и ответить на некоторые вопросы. 1. Численность населения России составляет... ... (~ 144 млн. чел., на 2013 г. 143.5 млн. чел.). Однако в 2016 году на 1 января отмечена численность, равная 146,5 млн. чел. За счет какого города и соответственно субъекта РФ численность возросла? 2. Что такое плотность населения? (Число жителей на единицу площади) 3.Какова средняя плотность населения РФ? (8,38 чел./км2 ). 4. Равномерно или неравномерно размещено население в нашей стране? (Неравномерно) 4. В чем причины неравномерности расселения людей? (Природные, социальные и т.д.) 5. Как называется зона наибольшей концентрации населения? (ГПР) 6. Населения страны делится на сельское и ... (городское) 7. В России больше людей проживает в городах или сельской местности? (в городах, более 74% относится к городскому) 8. Какой географический объект называют городом? (С населением свыше 12 тыс. чел., население занято в промышленном производстве) Подскажите, ребята, какие объекты Вы можете отметить на данном изображении? (Сл. 4) Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Города России) Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия (Сл. 5). Как Вы думаете, почему нам с Вами важно изучить данную тему? Перед Вами стоит проблемный вопрос: Какой город и соответственно субъект РФ позволил увеличить численность населения РФ в 2016 году? |
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируя свои точки зрения. Ребята в тетрадях пишут число и тему урока, гипотетически отвечают на вопрос |
3. Этап активных действий (поиска и преобразование новой информации): 3.1. Этап подготовки 3.2. Этап выбора тематики 3.3. Этап поиска, отбора и преобразова-ния информации из текстовой в графический вариант 3.4. Этап защиты мини-проекта-загадки |
27 мин. 2 мин. 3 мин. 12 минут 10 мин. |
Чтобы ответить на эти и другие насущные вопросы, нам надо перейти к конкретным действиям. ФОРМУЛИРУЕМ (Сл. 6) Подберите в течение 1 минуты наиболее подходящие существительные и прилагательные к буквам слова «город», г – (например, г - главный), о - , р - , о -, д - . «Хорошо, спасибо Вам за ответы!» Как называется карта. показанная на слайде? (Карта административно-территориального устройства России). Откройте все атласы. Учащегося вызываю к компьютеру для работы с приложением Гугл Земля. Сколько в России городов всего? (1100) На какие категории делятся города по численности проживающего населения? Каковы функции городов? Уважаемые кадеты, сегодня мы с Вами будем двигаться по определенному маршруту, преодолевая этапы, выполняя задания и завершая защитой мини-проекта (Сл. 8). Итак, первый этап – делимся на микрогруппы по принципу (Сл. 9): Встаньте все вместе, образуя круг; Критерий деления на микрогруппы – Воронеж, Брянск, Владивосток; Почему именно эти города? (Это города воинской славы) «Все присели на свои места по командам». Далее распределяем роли. В каждой микрогруппе необходимо распределить роли в течение 30 секунд (Сл. 10): «информационного гения» «великого художника» «дизайнера-проектировщика» «юного программиста» «мудрого оратора». Выполняем 1 задание: На слайде представлены QR-коды (Сл. 11) в хаотичном порядке, каждая команда, к примеру, юный программист из 1 команды подходят со считывающим устройством, приложением QR-сканером и, сканируя, определяет тему своего мини-проекта, не сообщая никому, кроме участников своей микрогруппы. Такой план действий выполняет каждая команда. Тем самым, Вы сами определяете тематику своей работы (на выполнение ровно 30 секунд). 1команда 2 команда 3 команда Загадочный он будет потому, что никто, кроме Вас, не узнает тему Вашего мини-проекта, пока Вы его не представите на флипчарте в виде схем, кластера, таблиц, рисунков, записей в свободной форме и пока Вы его не защитите. Вы можете применять учебную литературу, Интернет-источники, занимаясь поисками в информационном пространстве. Задача других команд – отгадать тематику, представленную командой и ответить на вопросы от группы юных ученых. Ваша задача: взять флипчарт, фломастеры, клей и раздаточный материал. Далее выполняем 2 задание (Сл. 12-13). «Ребята, с технологией создания «фишбона – рыбья кость» мы с Вами работали на уроках географии. Поэтому сейчас каждой микрогруппе предстоит создать первую часть «фишбона», обозначив тему – название мини-проекта – это голова Вашей рыбы, у рыбы есть скелет – осевая часть, к которой крепятся кости «визитная карточка города» и «географическое положение и природные условия», ваша задача на эти косточки нанизывать мышцы – ту информацию, которую Вам удастся найти в раздаточном материале или используя ресурсы и ссылки, указанные на доске и у вас на столах, а также применяя QR-сканер. Время для выполнения синей части «фишбона» - 4 минут. Применяем фотографии, изображения в дополнении к мини-проекту. «Мы с Вами немало сделали, но еще нас ожидает ровно половина нашего пути согласно маршруту, поэтому нам нужно немного отдохнуть. Ребята, все дружно встанем и проведем физкульминутку» (Сл. 14). Всего 1,5 минуты. Следуем вперед и выполняем 3 задание (Сл. 15). Продолжаем создание МИНИ-ПРОЕКТА с ЭЛЕМЕНТАМИ ФИШБОНА и КОЛЛАЖА (вторая часть выделена красным цветом) – нанизываем мышцы на кости «население», «достопримечательности». Регламент – ровно 6 минут. Не забываем про вывод – это хвост Вашей рыбы, в хвосте Вам необходимо показать изюминку или удивительный факт этого города, который позволит догадаться другим микрогруппам, о каком городе идет речь. Учитель консультирует команды по возникающим вопросам, контролирует ход работы. А теперь наступает самая важная часть нашего урока, когда мудрый спикер из каждой микрогруппы представит мини-проект и позволит другим отгадать загадку, о каком городе РФ идет речь (Сл. 16). Регламент – на защиту 2 минуты, каждая команда готовит по 2 вопроса своим оппонентам. Для учета регламента можно использовать электронное приложение (программа) «Песочные часы». Свои проекты прикрепляем при помощи магнитов на доску. «Ребята, а теперь я попрошу поочередно каждую команду подойти и проголосовать при помощи желтых клеевых маркеров (смайлики) за самый лучший, на ваш взгляд, мини-проект, тем самым, Вы сами определите победителей и ребята получат соответствующие оценки». Все остальные, кто занял призерские места, также получают по отметке «хорошо (4)» Спасибо за Ваше мнение. |
Школьники подбирают слова к буквам и дают свои ответы Ребята отвечают на вопросы Кадеты отвечают на вопросы учителя Учащиеся встают в круг, в предложенном порядке и делятся на микрогруппы, садятся на свои места Кадеты распределяют роли в микрогруппах Команды определяют тематику мини-проекта Учащиеся работают в микрогруппах, выполняют 2 задания Учащиеся выполняют физкультминутку Кадеты делают и доделывают остальные части «фишбона» Ребята защищают свои мини-проекты с элементами «фишбона» и коллажа, задают уточняющие вопросы, отгадывают название города Ребята голосуют за лучший мини-проект, по их мнению |
4. Этап проверки и закрепления |
2 мин. |
Учитель говорит: «Кадеты, настало время подвести итоги нашего урока». «Я попрошу Вас ответить на проблемный вопрос, которые были поставлены перед Вами в начале урока» (Сл. 17): Какой город и соответственно субъект РФ позволил увеличить численность населения РФ в 2016 году? |
Ребята отвечают на вопросы и делают выводы. |
5. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексии |
2 мин. |
Открываем дневники и записываем домашнее задание (Сл. 18): § 51 читать; Написать творческое эссе-путешествие «По городам воинской славы» Спрашиваю: «Ребята, все ли Вам было сегодня понятно на учебном занятии? Много интересного узнали?». «Пожалуйста, перед уходом каждый на воем столе на чистом листе прикрепите тот смайлик, который более отображает ваше настроение и впечатление от урока: зеленый - мне очень понравился урок, синий – Мне понравился урок, красный – мне не понравился урок (Сл. 19)». «Урок окончен. Все спасибо за работу. До свидания, ребята!» (Сл. 20). |
Кадеты записывают домашнее задание. Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают свои пожелания, прикрепляют смайлики. Затем собирают свои школьные принадлежности в портфель. |