12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирсанова Екатерина Юрьевна68
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Кирсанова Е.Ю.,

учитель биологии и географии

МАОУ «СШ № 3»,

г. Хабаровск

Конспект урока (методическая разработка) по теме:

«Города России»

Цель: обеспечить изучение-исследование особенностей городов России на примере 3-х, проверку с возможной коррекцией знаний в течение урока (учитель в роли организатора, помощника, консультанта, учащиеся самостоятельно добывают знания и преобразовывают информацию).

Задачи:

1. организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий: город (в ходе изучения темы), типы городов, плотность населения, ГПР.

2. создать условия для поиска, исследования школьниками характерных черт представленных городов;

3. помочь учащимся осознать личностную ценность/значимость знаний о разнообразии городов территории России и сформировать положительное отношение к другим городам.

Целевая аудитория: учащиеся 8 классов.

Тип учебного занятия: комбинированный предметный урок (урок нового знания, урок обобщения и систематизации знаний)

Форма организации урока: урок-мини-проект, урок-исследование, урок-видеопросмотр по географии) с использование инновационных педагогических технологий, интерактивных форм организации деятельности.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Методы обучения (по характеру деятельности учащихся): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Средства обучения: компьютер, проектор (мультимедиа), интерактивная доска, мобильные устройства с программными приложениями: QR-сканер для каждой группы, GoogleEarth (3-D модели), песочные часы (SandWatch), видеофрагменты – «10 крупнейших городов России», «Супер-физкультминутка для урока», иллюстрации городов России, раздаточный материал, флипчарты, перманентные маркеры, смайлики, магниты, слова учителя.

Планируемые результаты: обеспечение изучения-исследования особенностей городов территории России на примере 3-х:

- организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятий (в ходе изучения темы);

- создание условий для поиска, исследования школьниками характерных черт городов;

- осознание учащимся личностной ценности знаний о разнообразии городов России.

Библиография и интернет-ресурсы:

1. Алексеев А.И. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 304 с.: ил., карт.

2. Бибекова О.А.. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков/авт.-сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2015. − 127 с.

3. Пискунов А.И. 'Хрестоматия по истории зарубежной педагогики' - Москва: Просвещение, 1971 - с.560 с ил. э

4. Фисенко Т,И. Подарите ребенку успех. Часть 1. Методическое пособие. Авт.-сост. Т,И. Фисенко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2015. – 63 с.

5. http://ru.qr-code-generator.com/ [Электронный ресурс].

6. http://xn----etbdra6aacodma.xn--p1ai/all [Электронный ресурс].

7. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/alphabet.php [Электронный ресурс].

8. https://autotravel.ru/towns.php [Электронный ресурс].

9. https://www.youtube.com/watch?v=v2yTHGDJ23o[Электронный ресурс].


 

Содержательная основа учебного занятия

Этап урока

Длитель-ность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный

1 мин.

Здравие желаю, товарищи кадеты! Очень рада Вас сегодня видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста!

Сл. 1 – заставка в презентации.

Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места.

Командир класса отвечает, кто отсутствует.

2. Этап актуализации знаний

5 мин.

Учитель активизирует знания ребят вопросами, мотивируя учащихся на расширение географического кругозора.

«Ребята, сейчас мы немного вспомним информацию, ранее изученную на уроках географии» (Слайды 2-3). Вы помните о том, что мы с Вами продолжаем изучение демографического раздела. Поэтому сегодня я предлагаю Вам окунуться в глубины данного раздела географии России. Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю Вам вспомнить и ответить на некоторые вопросы.

1. Численность населения России составляет... ... (~ 144 млн. чел., на 2013 г. 143.5 млн. чел.). Однако в 2016 году на 1 января отмечена численность, равная 146,5 млн. чел. За счет какого города и соответственно субъекта РФ численность возросла?

2. Что такое плотность населения? (Число жителей на единицу площади)

3.Какова средняя плотность населения РФ? (8,38 чел./км2 ).

4. Равномерно или неравномерно размещено население в нашей стране?

(Неравномерно)

4. В чем причины неравномерности расселения людей?

(Природные, социальные и т.д.)

5. Как называется зона наибольшей концентрации населения? (ГПР)

6. Населения страны делится на сельское и ... (городское)

7. В России больше людей проживает в городах или сельской местности?

(в городах, более 74% относится к городскому)

8. Какой географический объект называют городом?

(С населением свыше 12 тыс. чел., население занято в промышленном производстве)

Подскажите, ребята, какие объекты Вы можете отметить на данном изображении? (Сл. 4)

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Города России)

Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия (Сл. 5).

Как Вы думаете, почему нам с Вами важно изучить данную тему?

Перед Вами стоит проблемный вопрос:

Какой город и соответственно субъект РФ позволил увеличить численность населения РФ в 2016 году?

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируя свои точки зрения.

Ребята в тетрадях пишут число и тему урока, гипотетически отвечают на вопрос

3. Этап активных действий (поиска и преобразование новой информации):

3.1. Этап подготовки

3.2. Этап выбора тематики

3.3. Этап поиска,

отбора и преобразова-ния информации из текстовой в графический вариант

3.4. Этап защиты мини-проекта-загадки

27 мин.

2 мин.

3 мин.

12 минут

10 мин.

Чтобы ответить на эти и другие насущные вопросы, нам надо перейти к конкретным действиям.

ФОРМУЛИРУЕМ (Сл. 6)

Подберите в течение 1 минуты наиболее подходящие существительные и прилагательные к буквам слова «город», г – (например, г - главный), о - , р - , о -, д - .

«Хорошо, спасибо Вам за ответы!»

Как называется карта. показанная на слайде? (Карта административно-территориального устройства России). Откройте все атласы.

Учащегося вызываю к компьютеру для работы с приложением Гугл Земля.

Сколько в России городов всего? (1100)

На какие категории делятся города по численности проживающего населения?

Каковы функции городов?

Уважаемые кадеты, сегодня мы с Вами будем двигаться по определенному маршруту, преодолевая этапы, выполняя задания и завершая защитой мини-проекта (Сл. 8).

Итак, первый этап – делимся на микрогруппы по принципу (Сл. 9):

Встаньте все вместе, образуя круг;

Критерий деления на микрогруппы – Воронеж, Брянск, Владивосток; Почему именно эти города? (Это города воинской славы)

«Все присели на свои места по командам».

Далее распределяем роли.

В каждой микрогруппе необходимо распределить роли в течение 30 секунд (Сл. 10):

«информационного гения»

«великого художника»

«дизайнера-проектировщика»

«юного программиста»

«мудрого оратора».

Выполняем 1 задание:

На слайде представлены QR-коды (Сл. 11) в хаотичном порядке, каждая команда, к примеру, юный программист из 1 команды подходят со считывающим устройством, приложением QR-сканером и, сканируя, определяет тему своего мини-проекта, не сообщая никому, кроме участников своей микрогруппы. Такой план действий выполняет каждая команда. Тем самым, Вы сами определяете тематику своей работы (на выполнение ровно 30 секунд).

1команда

2 команда

3 команда

Загадочный он будет потому, что никто, кроме Вас, не узнает тему Вашего мини-проекта, пока Вы его не представите на флипчарте в виде схем, кластера, таблиц, рисунков, записей в свободной форме и пока Вы его не защитите.

Вы можете применять учебную литературу, Интернет-источники, занимаясь поисками в информационном пространстве.

Задача других команд – отгадать тематику, представленную командой и ответить на вопросы от группы юных ученых.

Ваша задача: взять флипчарт, фломастеры, клей и раздаточный материал.

Далее выполняем 2 задание (Сл. 12-13).

«Ребята, с технологией создания «фишбона – рыбья кость» мы с Вами работали на уроках географии. Поэтому сейчас каждой микрогруппе предстоит создать первую часть «фишбона», обозначив тему – название мини-проекта – это голова Вашей рыбы, у рыбы есть скелет – осевая часть, к которой крепятся кости «визитная карточка города» и «географическое положение и природные условия», ваша задача на эти косточки нанизывать мышцы – ту информацию, которую Вам удастся найти в раздаточном материале или используя ресурсы и ссылки, указанные на доске и у вас на столах, а также применяя QR-сканер.

Время для выполнения синей части «фишбона» - 4 минут. Применяем фотографии, изображения в дополнении к мини-проекту.

«Мы с Вами немало сделали, но еще нас ожидает ровно половина нашего пути согласно маршруту, поэтому нам нужно немного отдохнуть. Ребята, все дружно встанем и проведем физкульминутку» (Сл. 14). Всего 1,5 минуты.

Следуем вперед и выполняем 3 задание (Сл. 15).

Продолжаем создание МИНИ-ПРОЕКТА с ЭЛЕМЕНТАМИ ФИШБОНА и КОЛЛАЖА (вторая часть выделена красным цветом) – нанизываем мышцы на кости «население», «достопримечательности». Регламент – ровно 6 минут. Не забываем про вывод – это хвост Вашей рыбы, в хвосте Вам необходимо показать изюминку или удивительный факт этого города, который позволит догадаться другим микрогруппам, о каком городе идет речь.

Учитель консультирует команды по возникающим вопросам, контролирует ход работы.

А теперь наступает самая важная часть нашего урока, когда мудрый спикер из каждой микрогруппы представит мини-проект и позволит другим отгадать загадку, о каком городе РФ идет речь (Сл. 16).

Регламент – на защиту 2 минуты, каждая команда готовит по 2 вопроса своим оппонентам. Для учета регламента можно использовать электронное приложение (программа) «Песочные часы».

Свои проекты прикрепляем при помощи магнитов на доску.

«Ребята, а теперь я попрошу поочередно каждую команду подойти и проголосовать при помощи желтых клеевых маркеров (смайлики) за самый лучший, на ваш взгляд, мини-проект, тем самым, Вы сами определите победителей и ребята получат соответствующие оценки». Все остальные, кто занял призерские места, также получают по отметке «хорошо (4)»

Спасибо за Ваше мнение.

Школьники подбирают слова к буквам и дают свои ответы

Ребята отвечают на вопросы

Кадеты отвечают на вопросы учителя

Учащиеся встают в круг, в предложенном порядке и делятся на микрогруппы, садятся на свои места

Кадеты распределяют роли в микрогруппах

Команды определяют тематику мини-проекта

Учащиеся работают в микрогруппах, выполняют 2 задания

Учащиеся выполняют физкультминутку

Кадеты делают и доделывают остальные части «фишбона»

Ребята защищают свои мини-проекты с элементами «фишбона» и коллажа, задают уточняющие вопросы, отгадывают название города

Ребята голосуют за лучший мини-проект, по их мнению

4. Этап проверки и закрепления

2 мин.

Учитель говорит: «Кадеты, настало время подвести итоги нашего урока».

«Я попрошу Вас ответить на проблемный вопрос, которые были поставлены перед Вами в начале урока» (Сл. 17):

Какой город и соответственно субъект РФ позволил увеличить численность населения РФ в 2016 году?

Ребята отвечают на вопросы и делают выводы.

5. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексии

2 мин.

Открываем дневники и записываем домашнее задание (Сл. 18):

§ 51 читать;

Написать творческое эссе-путешествие «По городам воинской славы»

Спрашиваю: «Ребята, все ли Вам было сегодня понятно на учебном занятии? Много интересного узнали?».

«Пожалуйста, перед уходом каждый на воем столе на чистом листе прикрепите тот смайлик, который более отображает ваше настроение и впечатление от урока: зеленый - мне очень понравился урок, синий – Мне понравился урок, красный – мне не понравился урок (Сл. 19)».

«Урок окончен. Все спасибо за работу. До свидания, ребята!» (Сл. 20).

Кадеты записывают домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают свои пожелания, прикрепляют смайлики. Затем собирают свои школьные принадлежности в портфель.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.