Конспект урока по географии в 8 классе «Города России»
![](/data/groups/471.jpg?v=1508525892)
Кирсанова Е.Ю.,
учитель биологии и географии
МАОУ «СШ № 3»,
г. Хабаровск
Конспект урока (методическая разработка) по теме:
«Города России»
Цель: обеспечить изучение-исследование особенностей городов России на примере 3-х, проверку с возможной коррекцией знаний в течение урока (учитель в роли организатора, помощника, консультанта, учащиеся самостоятельно добывают знания и преобразовывают информацию).
Задачи:
1. организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий: город (в ходе изучения темы), типы городов, плотность населения, ГПР.
2. создать условия для поиска, исследования школьниками характерных черт представленных городов;
3. помочь учащимся осознать личностную ценность/значимость знаний о разнообразии городов территории России и сформировать положительное отношение к другим городам.
Целевая аудитория: учащиеся 8 классов.
Тип учебного занятия: комбинированный предметный урок (урок нового знания, урок обобщения и систематизации знаний)
Форма организации урока: урок-мини-проект, урок-исследование, урок-видеопросмотр по географии) с использование инновационных педагогических технологий, интерактивных форм организации деятельности.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Методы обучения (по характеру деятельности учащихся): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Средства обучения: компьютер, проектор (мультимедиа), интерактивная доска, мобильные устройства с программными приложениями: QR-сканер для каждой группы, GoogleEarth (3-D модели), песочные часы (SandWatch), видеофрагменты – «10 крупнейших городов России», «Супер-физкультминутка для урока», иллюстрации городов России, раздаточный материал, флипчарты, перманентные маркеры, смайлики, магниты, слова учителя.
Планируемые результаты: обеспечение изучения-исследования особенностей городов территории России на примере 3-х:
- организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятий (в ходе изучения темы);
- создание условий для поиска, исследования школьниками характерных черт городов;
- осознание учащимся личностной ценности знаний о разнообразии городов России.
Библиография и интернет-ресурсы:
1. Алексеев А.И. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 304 с.: ил., карт.
2. Бибекова О.А.. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков/авт.-сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2015. − 127 с.
3. Пискунов А.И. 'Хрестоматия по истории зарубежной педагогики' - Москва: Просвещение, 1971 - с.560 с ил. э
4. Фисенко Т,И. Подарите ребенку успех. Часть 1. Методическое пособие. Авт.-сост. Т,И. Фисенко. – Хабаровск: ХК ИРО, 2015. – 63 с.
5. http://ru.qr-code-generator.com/ [Электронный ресурс].
6. http://xn----etbdra6aacodma.xn--p1ai/all [Электронный ресурс].
7. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/alphabet.php [Электронный ресурс].
8. https://autotravel.ru/towns.php [Электронный ресурс].
9. https://www.youtube.com/watch?v=v2yTHGDJ23o[Электронный ресурс].
Содержательная основа учебного занятия
Этап урока |
Длитель-ность этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный |
1 мин. |
Здравие желаю, товарищи кадеты! Очень рада Вас сегодня видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста! Сл. 1 – заставка в презентации. |
Ребята приветствуют учителя и садятся на свои места. Командир класса отвечает, кто отсутствует. |
2. Этап актуализации знаний |
5 мин. |
Учитель активизирует знания ребят вопросами, мотивируя учащихся на расширение географического кругозора. «Ребята, сейчас мы немного вспомним информацию, ранее изученную на уроках географии» (Слайды 2-3). Вы помните о том, что мы с Вами продолжаем изучение демографического раздела. Поэтому сегодня я предлагаю Вам окунуться в глубины данного раздела географии России. Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю Вам вспомнить и ответить на некоторые вопросы. 1. Численность населения России составляет... ... (~ 144 млн. чел., на 2013 г. 143.5 млн. чел.). Однако в 2016 году на 1 января отмечена численность, равная 146,5 млн. чел. За счет какого города и соответственно субъекта РФ численность возросла? 2. Что такое плотность населения? (Число жителей на единицу площади) 3.Какова средняя плотность населения РФ? (8,38 чел./км2 ). 4. Равномерно или неравномерно размещено население в нашей стране? (Неравномерно) 4. В чем причины неравномерности расселения людей? (Природные, социальные и т.д.) 5. Как называется зона наибольшей концентрации населения? (ГПР) 6. Населения страны делится на сельское и ... (городское) 7. В России больше людей проживает в городах или сельской местности? (в городах, более 74% относится к городскому) 8. Какой географический объект называют городом? (С населением свыше 12 тыс. чел., население занято в промышленном производстве) Подскажите, ребята, какие объекты Вы можете отметить на данном изображении? (Сл. 4) Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Города России) Открываем тетради, записываем число и тему нашего занятия (Сл. 5). Как Вы думаете, почему нам с Вами важно изучить данную тему? Перед Вами стоит проблемный вопрос: Какой город и соответственно субъект РФ позволил увеличить численность населения РФ в 2016 году? |
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируя свои точки зрения. Ребята в тетрадях пишут число и тему урока, гипотетически отвечают на вопрос |
3. Этап активных действий (поиска и преобразование новой информации): 3.1. Этап подготовки 3.2. Этап выбора тематики 3.3. Этап поиска, отбора и преобразова-ния информации из текстовой в графический вариант 3.4. Этап защиты мини-проекта-загадки |
27 мин. 2 мин. 3 мин. 12 минут 10 мин. |
Чтобы ответить на эти и другие насущные вопросы, нам надо перейти к конкретным действиям. ФОРМУЛИРУЕМ (Сл. 6) Подберите в течение 1 минуты наиболее подходящие существительные и прилагательные к буквам слова «город», г – (например, г - главный), о - , р - , о -, д - . «Хорошо, спасибо Вам за ответы!» Как называется карта. показанная на слайде? (Карта административно-территориального устройства России). Откройте все атласы. Учащегося вызываю к компьютеру для работы с приложением Гугл Земля. Сколько в России городов всего? (1100) На какие категории делятся города по численности проживающего населения? Каковы функции городов? Уважаемые кадеты, сегодня мы с Вами будем двигаться по определенному маршруту, преодолевая этапы, выполняя задания и завершая защитой мини-проекта (Сл. 8). Итак, первый этап – делимся на микрогруппы по принципу (Сл. 9): Встаньте все вместе, образуя круг; Критерий деления на микрогруппы – Воронеж, Брянск, Владивосток; Почему именно эти города? (Это города воинской славы) «Все присели на свои места по командам». Далее распределяем роли. В каждой микрогруппе необходимо распределить роли в течение 30 секунд (Сл. 10): «информационного гения» «великого художника» «дизайнера-проектировщика» «юного программиста» «мудрого оратора». Выполняем 1 задание: На слайде представлены QR-коды (Сл. 11) в хаотичном порядке, каждая команда, к примеру, юный программист из 1 команды подходят со считывающим устройством, приложением QR-сканером и, сканируя, определяет тему своего мини-проекта, не сообщая никому, кроме участников своей микрогруппы. Такой план действий выполняет каждая команда. Тем самым, Вы сами определяете тематику своей работы (на выполнение ровно 30 секунд).
Загадочный он будет потому, что никто, кроме Вас, не узнает тему Вашего мини-проекта, пока Вы его не представите на флипчарте в виде схем, кластера, таблиц, рисунков, записей в свободной форме и пока Вы его не защитите. Вы можете применять учебную литературу, Интернет-источники, занимаясь поисками в информационном пространстве. Задача других команд – отгадать тематику, представленную командой и ответить на вопросы от группы юных ученых. Ваша задача: взять флипчарт, фломастеры, клей и раздаточный материал. Далее выполняем 2 задание (Сл. 12-13). «Ребята, с технологией создания «фишбона – рыбья кость» мы с Вами работали на уроках географии. Поэтому сейчас каждой микрогруппе предстоит создать первую часть «фишбона», обозначив тему – название мини-проекта – это голова Вашей рыбы, у рыбы есть скелет – осевая часть, к которой крепятся кости «визитная карточка города» и «географическое положение и природные условия», ваша задача на эти косточки нанизывать мышцы – ту информацию, которую Вам удастся найти в раздаточном материале или используя ресурсы и ссылки, указанные на доске и у вас на столах, а также применяя QR-сканер. Время для выполнения синей части «фишбона» - 4 минут. Применяем фотографии, изображения в дополнении к мини-проекту. «Мы с Вами немало сделали, но еще нас ожидает ровно половина нашего пути согласно маршруту, поэтому нам нужно немного отдохнуть. Ребята, все дружно встанем и проведем физкульминутку» (Сл. 14). Всего 1,5 минуты. Следуем вперед и выполняем 3 задание (Сл. 15). Продолжаем создание МИНИ-ПРОЕКТА с ЭЛЕМЕНТАМИ ФИШБОНА и КОЛЛАЖА (вторая часть выделена красным цветом) – нанизываем мышцы на кости «население», «достопримечательности». Регламент – ровно 6 минут. Не забываем про вывод – это хвост Вашей рыбы, в хвосте Вам необходимо показать изюминку или удивительный факт этого города, который позволит догадаться другим микрогруппам, о каком городе идет речь. Учитель консультирует команды по возникающим вопросам, контролирует ход работы. А теперь наступает самая важная часть нашего урока, когда мудрый спикер из каждой микрогруппы представит мини-проект и позволит другим отгадать загадку, о каком городе РФ идет речь (Сл. 16). Регламент – на защиту 2 минуты, каждая команда готовит по 2 вопроса своим оппонентам. Для учета регламента можно использовать электронное приложение (программа) «Песочные часы». Свои проекты прикрепляем при помощи магнитов на доску. «Ребята, а теперь я попрошу поочередно каждую команду подойти и проголосовать при помощи желтых клеевых маркеров (смайлики) за самый лучший, на ваш взгляд, мини-проект, тем самым, Вы сами определите победителей и ребята получат соответствующие оценки». Все остальные, кто занял призерские места, также получают по отметке «хорошо (4)» Спасибо за Ваше мнение. |
Школьники подбирают слова к буквам и дают свои ответы Ребята отвечают на вопросы Кадеты отвечают на вопросы учителя Учащиеся встают в круг, в предложенном порядке и делятся на микрогруппы, садятся на свои места Кадеты распределяют роли в микрогруппах Команды определяют тематику мини-проекта Учащиеся работают в микрогруппах, выполняют 2 задания Учащиеся выполняют физкультминутку Кадеты делают и доделывают остальные части «фишбона» Ребята защищают свои мини-проекты с элементами «фишбона» и коллажа, задают уточняющие вопросы, отгадывают название города Ребята голосуют за лучший мини-проект, по их мнению |
4. Этап проверки и закрепления |
2 мин. |
Учитель говорит: «Кадеты, настало время подвести итоги нашего урока». «Я попрошу Вас ответить на проблемный вопрос, которые были поставлены перед Вами в начале урока» (Сл. 17): Какой город и соответственно субъект РФ позволил увеличить численность населения РФ в 2016 году? |
Ребята отвечают на вопросы и делают выводы. |
5. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексии |
2 мин. |
Открываем дневники и записываем домашнее задание (Сл. 18): § 51 читать; Написать творческое эссе-путешествие «По городам воинской славы» Спрашиваю: «Ребята, все ли Вам было сегодня понятно на учебном занятии? Много интересного узнали?». «Пожалуйста, перед уходом каждый на воем столе на чистом листе прикрепите тот смайлик, который более отображает ваше настроение и впечатление от урока: зеленый - мне очень понравился урок, синий – Мне понравился урок, красный – мне не понравился урок (Сл. 19)». «Урок окончен. Все спасибо за работу. До свидания, ребята!» (Сл. 20). |
Кадеты записывают домашнее задание. Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают свои пожелания, прикрепляют смайлики. Затем собирают свои школьные принадлежности в портфель. |