Урок по географии для 8 класса по теме «Что изучает физическая география России?»

4
2
Материал опубликован 6 August 2018 в группе

Урок №1. Что изучает физическая география России

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии:

здоровьесбережения,

проблемного обучения,

практико-ориентированного подхода,

развития ана­литических навыков.

Цели урока:

познакомить со структурой учебника; показать роль географической науки в решении важных экономических задач; познакомить с источниками географических знании.

Формируемые УУД:

предметные:

научиться называть методы получения географической информации, различные источни­ки географической информации; объяснять значение геогра­фических знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приводить примеры источников различной гео­графической информации;

метапредметные:

выражать свою точку зрения; вести дискуссию; определять проблему и способы ее решения; владеть навыками анализа; устанавливать причин­но-следственные связи; применять методы информационного поиска;

личностные: формирование ответственного отношения к учебе; познавательного интереса к предмету; готовности к раз­витию и самообразованию; навыков контроля и самоконтроля; формирование собственной целостной картины мира; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Учебно- наглядный комплекс: учебник, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты, слайды по теме урока, тематические карты.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель напоминает учащимся требования подготовки к уроку, выполнения домашнего задания, оформления контурных карт, правила техники безопасности в кабинете географии, критерии выставления оценок.)

Знакомство с основными требованиями

Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и рабочая тетрадь. Домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.

Структура учебника

Курс «География. Природа России» состоит из трех частей «Особенности природы и природные ресурсы России», «Природные комплексы России», «Человек и природа». Учебник разбит на параграфы. В параграфах используются условные обозначения:

синий шрифт — основные понятия;

полужирный курсив — новые понятия;

курсив — фамилии ученых, исследователей, названия гео­графических объектов.

Практически в каждом параграфе кроме основного текста даны карты, картосхемы, таблицы со статистическим материа­лом, вопросы и задания для самоконтроля. В учебнике вы найдете практикумы и итоговые задания для подготовки к ЕГЭ, словарь понятий и терминов, краткий топонимический словарь и др. В конце каждого раздела приведены темы работ для проектной и исследовательской деятельности.

Требования к ведению рабочей тетради и работе с контурными картами

Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходи­мости выделить текст можно использовать другие цвета.

Рисунки выполнять карандашами.

Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.

Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик пишет свою фамилию и класс.

Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, кра­сиво, желательно печатными буквами.

Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает дан­ная цифра.

8.Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка­рандашами, а затем подписывают географические названия.

Ход урока

Почему необходимо изучать географию своей страны?

II. План урока

Задачи физической географии России.

Источники географических знаний.

Разнообразие природы России. На доске записаны слова русского поэта Ивана Никитина:

«Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной разверулася!»

- Давайте прочитаем стихотворение Ивана Никитина «Русь»

на с. 4 учебника.

Эти слова поэт написал о нашей стране, нашей Родине. Какая она? Ощутили ли вы красоту природы нашей земли? (Беседа с учащимися.)

- Чтобы сохранить эту красоту, необходимо знать и понимать

ее особенности.

(Учитель с учащимися определяют задачи физической геогра­фии России и записывают их в тетради.)

Запись в тетрадях

Задачи физической географии.

Изучить свойства природных компонентов территории и акватории России и взаимосвязи между ними.

Изучить ресурсы и особенности их размещения по терри­тории России.

Изучить природные комплексы России.

Изучить особенности геоэкологических ситуаций на тер­ритории России.

Прогнозировать развитие природных комплексов и их влияние на хозяйство России.

Проектировать размещение хозяйственных объектов с уче­том развития природных комплексов.

Для изучения природы нашей страны нам необходимы разно­образные источники знаний — карты, атласы, справочники, словари, энциклопедии, документальные фильмы, книги, рассказы путешественников и ученых, отчеты о научных исследованиях, Фотоальбомы, компьютерные программы ГИС и др., космические снимки, интернет-ресурсы, прогнозы погоды и т. д. Для нас основными помощниками в изучении природы России будут учебник, карты атласа и контурные карты.

Задание. Отметьте на контурной карте границу России.

Как вы думаете, какое место занимает Россия по плошади среди других стран мира? (Россия занимает первое место по площади —17,1 млн км2.)

Сколько океанов и морей омывает берега России? (3 океана и 13 морей.)

Сколько климатических поясов в России? (Россия располагается в четырех климатических поясах — арктическом. субарктическом, умеренном и субтропическом.)

Где находятся территории с рекордно низкими температурами? (В Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария Оймякон: абсолютный минимум температуры составляет —71 °С.)

Какая самая плодородная почва России? (Чернозем.)

Назовите самое большое озеро мира, которое находите в России. (Каспийское.)

Можно ли сказать, что озеро Байкал — рекордсмен? (Да озеро Байкал самое глубокое озеро в мире.)

В России находится и самое мелкое море мира. Какое (Азовское.)

Назовите самую большую природную зону России. (В России наблюдается большое разнообразие природных зон, сама большая из них — лесная.)

Сохранить красоту нашей страны возможно только зная ее проблемы.

Как человек изменяет природу России, пользуясь ее бо-
гатствами?

(Вырубает леса, выравнивает рельеф, загрязняв
реки, воздух, строит дороги и населенные пункты и т. д.)

III. Обобщение и систематизация знаний

Задание (работа с картой). Найдите на физической карте Рос­сии перечисленные выше объекты и ответьте на вопросы .

На какое расстояние протянулась территория России с за­пада на восток? С севера на юг?

В каком направлении от Москвы располагается Екатерин­бург? Севастополь? Санкт-Петербург? Ваш город или на­селенный пункт?

Какие крупнейшие реки протекают по территории нашей страны?

Какой полуостров нашей страны самый большой? Какой остров?

IV. Рефлексия

Я понял тему урока...

Меня заинтересовало...

Я оцениваю свою работу на уроке (отлично, хорошо, удо­влетворительно) .

V. Анализ решения проблемы урока.

Подведение итогов - Для чего необходимо изучать природу своей страны? (Учащиеся записывают свое мнение в тетради.)

Домашнее задание

Прочитать записи в тетради.

1. Записать в тетради свое мнение о необходимости изучения природы России.

2. Задание для первого ряда. Найти стихотворения о природе России.

3. Задание для второго ряда. Найти репродукции кар­тин, посвященные природе России.

4.Задание для третьего ряда. Найти книги о природе России.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Публикация взята из методического сборника поурочных разработок по географии! Плагиат!https://docplayer.com/106310299-O-n-prin-pourochnye-razrabotki-po-geografii-k-umk-i-i-barinovoy-m-drofa-novoe-izdanie-8-klass.html

29 September 2021

Чужой материал https://docplayer.com/106310299-O-n-prin-pourochnye-razrabotki-po-geografii-k-umk-i-i-barinovoy-m-drofa-novoe-izdanie-8-klass.html

29 September 2021