12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Байтерякова Альбина Фаритовна279
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево

План-конспект урока для 9 класса

Раздел: География 9 класс

Тема урока: Географическое положение как фактор развития хозяйства

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Способствовать изучению влияния географического положения на развитие хозяйства

Задачи:

1. Способствовать получению информации о влиянии географического положения на развитие хозяйства России.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знания

Вопросы рубрики «Вспомните» на стр. 12:

1) Какие виды географического положения вы знаете? (Учитель диктует виды положений, а учащиеся описывают их значения, после зачитывают свои ответы и обсуждают)

Ответ:

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам.

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития.

Геополитическое положение — это оценка отношений с другими странами, в основном безопасности. Описание геополитического положения отвечает на вопрос, являются ли отношения с другими странами дружескими или вражескими.

Транспортно-географическое положение описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран. Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение1.


2) Что такое соседи первого и второго порядков? (Работа с атласом на стр. 3 – выписать соседей первого и второго порядков)

Ответ:

Соседи первого порядка – Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.

Соседи второго порядка – Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.


III. Изучение нового материала

План:

1. Влияние северного положения на хозяйство

2. Особенности транспортного положения

3. Особенности геополитического и геоэкономического положения

4. Соседское положение

1. Влияние северного положения на хозяйство

Задание 1. Изучив текст на стр. 12, выписать особенности влияния северного положения на хозяйство и обсудить.

Ответ:

1. Удорожание ведения хозяйства.

2. Определяет объемы затрат энергии на производство ВВП – (работа с рис. 1.1.8. затраты энергии на производство 1000 долл. США ВВП в разных странах мира).

3. Строительство и эксплуатация промышленных и жилых зданий, транспортных путей в условиях сурового климата требуют больших расходов, что повышает стоимость российских товаров и снижает их конкурентоспособность.

4. Страна вынуждена тратить большие средства на приобретение сельскохозяйственных культур.



2. Особенности транспортного положения

Задание 2. Изучив текст на стр. 12, выписать особенности влияния транспортного положения на хозяйство и обсудить.

Ответ:

1. Удаленность от основных мировых морских магистралей, расположенных в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

2. Связи с европейскими странами осложнены различием в ширине колеи железных дорог и низким качеством автомобильных дорог внутри России.

3. Слабо используется возможность транзитного положения между странами Европы, Азии и Северной Америки.

Задание 3. Работа с рисунком 1.1.9. «Основные транзитные пути через территорию России»:

а) описать морской путь;

б) описать воздушный путь;

в) описать железнодорожный путь;

г) описать проектируемую железную дорогу.



3. Особенности геополитического и геоэкономического положения

Задание 4. Изучив текст на стр. 13, выписать особенности геополитического и геоэкономического положения и обсудить.

Ответ:

1. Россия находится в окружении основных мировых политических группировок и экономических центров: Европейского экономического сообщества, США, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

2. В непосредственной близости от России сосредоточено 90% мирового экономического потенциала: с одной стороны – это позволяет осуществлять политические и экономические связи по разным направлениям, с другой – Россия испытывает мощную нарастающую конкуренцию своих соседей.



4. Соседское положение

1. Большое число соседей, выгодно для страны, поскольку позволяет устанавливать с ними разнообразные экономические связи.

2. Различные уровни развития хозяйства наших соседей расширяет возможности для поставки российских товаров на рынки соседских стран.



IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 13:

1. Почему северное положение России снижает конкурентоспособность ее продукции?

2. В чем заключается преимущества транзитного положения России между странами Европы, Азии и Северной Америки?

3. Каковы достоинства и недостатки соседского положения России?



V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Я понял(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

VII. Домашнее задание: параграф №2, вопросы на стр. 13.

Опубликовано


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 08.09.19 в 04:07 1 Ответить Пожаловаться
Альбина Фаритовна, благодарю Вас за интересную разработку урока географии!
Байтерякова Альбина Фаритовна, 08.09.19 в 10:15 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Я не географ, но в этом году сказали, что буду вести этот предмет! Так что, это, можно сказать, проба пера! Надеюсь опытные географы будут поправлять меня, если, что не так делаю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.