Конспект по познанию для старших дошкольников «Планета Земля как её сохранить»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для старших дошкольников .
Тема: << Планета Земля - как её сохранить >> .
Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы, здоровье.
Цель: Продолжать формировать у детей понимание того, что друг друга; что на жизнь и здоровье человека и животных влияет общее состояние нашей планеты.
Задачи:
1.Образовательная - закреплять и расширять знания детей о том, что Земля - это огромный шар, наш общий дом в котором живут звери, птицы, насекомые, растут растения, а человек часть природы. Формировать навыки природоохранного поведения.
2.Развивающая. Развивать связную речь, умение выражать свои мысли последовательно.
3.Воспитательная. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Глобус, карта России,карточки-схемы (правила поведения в природе), картинки с изображением различных экологических ситуаций , картинки растений, животных и детёнышей .
Методические приемы: беседа, рассказ, объяснения, игра.
Предварительная работа: Знакомство с планетой Земля,, понятием «космос».Рассматривание глобуса, карт, фотографий, картин. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений. Рисование, лепка созвездий, планет, растений, животных. Наблюдение: на прогулках и экскурсиях. «Экологическая тропа». Труд в природе.
ХОД занятия:
Воспитатель: Мы живем на одной большой планете Земля - Это огромный шар. А почему из космоса наша планета выглядит разноцветной ?
Ответы детей: Потому что большая часть земли покрыта водой - это реки ,моря , океаны и суша .
Воспитатель: Может быть вы знаете как называются некоторые моря и океаны ?
Ответы детей: Черное море и и Тихий океан .
Воспитатель: Правильно Тихий океан , Индийский океан, Северный –Ледовитый океан ,Атлантический океан ,Черное море ,озеро Байкал . Кроме океанов есть большие участки твердой земли - это суша , материки . Давайте вспомним названия материков и поиграем в игру - Покажи на глобусе . Вот самый большой материк как он называется - Евразия ( показываю на глобусе вместе с детьми если затрудняются).Следующий материк расположенный посередине земного шара называется как – Африка (показываю на глобусе вместе с детьми если затрудняются ). А вот этих два интересных кусочка земного шара называются кто мне скажет как - Северная и Южная Америка(показываю на глобусе вместе с детьми если затрудняются )и остался небольшой материк как он называется -Австралия(показываю на глобусе вместе с детьми если затрудняются ) .
На земном шаре есть два полюса. На южном полюсе есть суша и называется этот материк - Антарктида там вечно холодно. На Северном полюсе еще холоднее там суши нет , там океан всегда покрыт льдом . Он так и называется Северный- Ледовитый океан.
Воспитатель: Давайте полюбуемся нашей планетой, какая она красивая. Это фотографии из космоса .
стихотворение Я.АКИМА.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста возможно ли существование всего живого без воздуха и воды .
Ответ детей: нет
Воспитатель: А почему?
Ответ детей: потому что всем нужен воздух и вода,
Воспитатель: А без чего еще не прожить ни человеку, ни животным?
Ответ детей: без солнца, света
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Действительно человек, как и всё живое на свете, не может прожить без солнца, воздуха и воды. Человек и природа неразрывно связанны, они дополняют друг друга. И на планете Земля проживают очень много людей , животных ,птиц, насекомых и растут прекрасные растения
и деревья .А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк ? Как называется наша страна ?
Ответ детей:
Материк Евразия, а страна Россия .
Воспитатель: Покажите мне где находится Россия? Россия расположена на материке Евразия . Наша страна большая и занимает много места на планете .Кто знает как называется столица России .Ответ детей - Москва.
Воспитатель : Наша планета Земля находится в опасности. На ней много больных мест. Как вы думаете почему ?
Ответ детей: потому что люди построили много заводов, фабрик, автомобилей .
Воспитатель: Действительно это очень опасно. Человек построил много заводов и фабрик, из труб которых в воздух выходит много дыма, автомобили загрязняют его газами, а мы этим дышим. В реки сливают отходы, гибнет рыба, загрязненную воду пьют животные . Наносит вред природе, а значит себе самому. Так загрязняется наша Земля .
Послушайте стихотворение :
Взглянуть на нашу землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем
А воздух! Сколько грязи в нем?!
Когда-то чистый, голубой.,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое.
Земля, что сделали с тобою?
Воспитатель: Люди разных стран задумались. Как спасти нашу лесу природу и появилась такая профессия которая называется экологи .Эти люди следят за экологией по всей стране и мы с вами тоже можем стать активными помощниками в охране природы . Что мы можем сделать для этого?
Ответ детей:
Надо соблюдать правила по охране и защите природы
Воспитатель: А вы помните эти правила?
Давайте поиграем. Экологическая игра . Возьмите карточки – на одной из карточек нарисовано что плохого произошло в природе а на другой карточке ,что нужно сделать для защиты природы . ( Нельзя рубить деревья – посади новое дерево. Нельзя строить заводы возле рек и озер - строить заводы в дальше от рек и озер . Нельзя разжигать костры в лесу - Разжигать костры только в отведенных местах и обязательно тушить их водой или песком .Нельзя мыть машины возле рек - мыть машины в автомойках . Нельзя выкидывать мусор в лесу - выкидывать мусор в специальные бачки для мусора . Нельзя трогать детёнышей диких животных - это не игрушки а живые существа которые в домашних условиях могут умереть .)
Воспитатель: А теперь скажите, пожалуйста кто проживает в лесу, и для кого лес считается домом?
Ответ детей: дикие животные .
Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру 4 лишний. Перед вами карточки животных вы должны определить какое животное здесь лишнее и почему .
Ответ детей: волк, лиса, медведь и кошка, кошка - домашнее животное . Заяц, олень, лиса .овца. овца - домашнее животное
Олень ,барсук ,ёжик и корова, корова - домашнее животное и т. д
Воспитатель: Дидактическая игра- детёныши .
Ребята а сейчас мы с вами разделимся на две команды и чья команда больше назовет детенышей диких животных .
Ответ детей: медвежонок , лисенок ,зайчонок ,волчонок, и т .д .
А сейчас мы вместе с вами почитаем стихи о наших любимых животных и природе .
Дети читают стихи:
1-й Ты можешь удивиться
Узнав - Земля наш дом!
Живут в нем звери, птицы
И мы с тобой живем
2-й Земля - наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей
3-й. Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз!
4-й Взгляни на глобус шар земной ,
Ведь он вздыхает как живой .
И шепчут нам материки ;
<<Ты береги нас ,береги>>.
В тревоги рощи и леса,
Роса на травах как слеза .
И тихо просят родники
<<Ты береги нас ,береги. >>
Ребята скажите пожалуйста что нам еще даёт матушка природа .
Ответ детей:
Ягоды ,фрукты , грибы ,рыбу, цветы и лекарственные растения и самое главное дом для многих животных и птиц .
Воспитатель :
Лес и деревья дают нам кислород без которого человек и животные не могли бы жить.
Мы знаем что растения помогаю очистить воздух - выделяют кислород .
Что мы с вами можем сделать что б воздух стал чище .
.Ответы детей : Посадить деревья , кустарники ,цветы не раскидывать мусор ,не разжигать костры ,заботится о природе .
Воспитатель: Природа нам помогает расти здоровыми , крепкими и красивыми .
Молодцы ребята теперь я уверена ,что вы настоящие защитники природы ,
Ведь планета Земля – наш общий дом и его нужно беречь и защищать .
ЛИТЕРАТУРА
1.Планета –наш дом Мир вокруг нас Учебник –хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников/ Под редакцией Т.А.Сидорчук. –Ульяновск, 2001.
2.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников подготовительная группа .Москва ВАКО, 2007- Горькова Л.Г. Кочергина А.В. Обухова Л.А. Планета Земля –наш общий дом .
3 Бондаренко Т. М .Экологические занятия с детьми 6-7 лет .Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ.