Программа дополнительного образования для старших дошкольников «Я познаю мир»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Панкрушихинский детский сад «Берёзка»
Панкрушихинского района Алтайского края
ПРОГРАММА
дополнительного образования для старших дошкольников
«Я познаю мир»
Срок реализации - 1 год
Составил: воспитатель Кексель Маргарита Владимировна
с. Панкрушиха
2018 г.
В связи с повышением требований к подготовке детей к школе, обилием информации, повышенным интересом к компьютерным технологиям воспитателям необходимо всё больше уделять внимания интеллектуальным знаниям дошкольников, а также развитию их творческих умений. Ребёнок много слышит и видит, и очень важно поддерживать их интерес ко всему новому, систематизировать их знания, закреплять.
Программа «Я познаю мир» направлена на развитие у детей мотивации к познанию, развитие их творческого мышления, воображения, на расширение знаний об окружающем мире и о самом себе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, а также чтения.
Цель программы: способствовать повышению уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- продолжать формировать представление детей о себе, семье, друзьях, о культуре поведения;
- закреплять знания о временах года, растениях, животных, птицах, насекомых, почве, воде;
- формировать исследовательский и познавательный интерес;
- формировать положительное отношение к труду и спорту;
- закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, пожарной безопасности.
- формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Для максимального достижения поставленных задач программы:
- в группе создана доброжелательная атмосфера между воспитанниками;
- используются разнообразные виды деятельности и их интеграция;
- предусматриваются различные варианты использования образовательного и творческого материала;
- тесное взаимодействие с семьёй.
Участники программы – дети старшей группы.
Срок реализации – 1 год.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Развернутое содержание работы |
Период |
Варианты итоговых мероприятий |
Я и детский сад. Наша группа |
Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессий сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). |
1 – 10 сентября |
Экскурсия по детскому саду |
Друзья |
Формировать начальные представления о дружеских и доброжелательных взаимоотношениях, познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. |
13 - 17 сентября |
Чтение художественной литературы «Мы едем, едем, едем...» С. Маршака |
Будем вежливы |
Развивать коммуникативные качества по отношению к сверстникам и взрослым. Формировать представления о культуре поведения |
20 - 24 сентября |
С/ролевая игра «Детский сад» |
Игрушки в нашей комнате |
Формировать партнерские отношения во время игры, аккуратность. Знакомить с игрушками в групповой комнате, побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. |
27 - 31 сентября |
Выставка детских работ совместно с родителями «Моя любимая игрушка» |
Осень |
Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно. |
1 - 7 октября |
Выставка детских работ «Идет дождь» |
Краски осени |
Расширять знания детей о временах года. Учить находить и называть основные приметы осени. |
8 - 15 октября |
Изготовление поделок из природного материала |
Овощи, фрукты |
Учить детей различать, и называть фрукты и овощи; учить различать на ощупь и на вкус; использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый и т. д. |
15 - 19 октября |
Выставка совместного творчества с родителями «Чудеса с грядки» |
Листопад |
Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, строением цветов: корень, стебель, листья, лепестки. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней |
20 - 31 октября |
Осенний праздник |
Кто нас окружает. Домашние животные
|
Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детёнышей по описанию. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. |
1 - 9 ноября |
Оформление фото альбома «Наши любимцы» |
Домашние птицы |
Учить детей различать и называть гуся, утку, курицу. Дать представление о заботливом отношении человека к домашним животным. Воспитывать положительные эмоции к животным. |
12 – 16 ноября |
Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций Е. Чарушина «Птичий двор» |
Дикие животные |
Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образ жизни диких животных. Воспитывать любовь к животному миру |
19 - 23 ноября |
Драматизация сказки «Теремок» |
Лесные птицы |
Уточнить представления детей о птицах. Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, как они ходят-прыгают. Сравнить птиц по величине. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым. |
26 – 30 ноября |
Выставка детского творчества «Села птичка на окошко» (лепка) |
Зима |
Познакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; учить отвечать на поставленные вопросы. |
3 – 8 декабря |
Выставка детского творчества «Зимушка-зима» |
Деревья, лес |
Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить с зимними явлениями в жизни природы: закрепить с детьми знания о деревьях, воспитывать бережное и заботливое; отношение к природе. |
10 – 15 декабря |
Фотовыставка «Хорошо зимой» |
Зимние развлечения |
Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе эксперимента с водой и льдом |
17 – 22 декабря |
Зимняя олимпиада |
Новый год |
Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. |
24 – 29 декабря |
Новогодний утренник |
Транспорт |
Познакомить детей с видами транспорта, в том числе с городскими, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с профессиями «шофер», «водитель автобуса» |
9 – 14 января |
Сюжетно - ролевая игра по правилам дорожного движения |
Квартира, мебель |
Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Формировать обобщающее понятие «мебель»; учить сравнивать и обобщать. |
15 - 21 января |
Выставка детского творчества «Мебель для мишутки» |
Одежда, обувь |
Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды, ее деталей; формировать представление о видах одежды соответственно времени года. Формировать обобщающие понятие «обувь»; уточнить название и назначение обуви; учить группировать обувь по сезонному признаку. |
23 - 30 января |
Дидактическая игра «Найди пару» |
Труд взрослых. Труд помощника воспитателя |
Уточнить и расширить представления детей о труде помощника воспитателя. Воспитывать уважение к людям любых профессий. |
1 – 7 февраля |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» |
Труд повара. Посуда |
Познакомить детей с теми, кто каждый день готовит им такие вкусные блюда; уточнить названия и назначение столовой и кухонной посуды, учить различать и называть ее части. |
8 – 15 февраля |
Экскурсия на пищеблок |
Труд врача |
Уточнить и расширить представления детей о профессии «врача». Дать детям элементарное представление об устройстве человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим. |
16 – 22 февраля |
Оформление альбома «Все работы хороши» |
Я и папа |
Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведение. Формировать первичные тендерные представления (воспитывать в мальчиках желание быть сильными, смелыми, чтобы стать защитниками Родины) |
23 – 28 февраля |
Поделки для пап |
Семья. Я и мама |
Формировать образ Я. Развивать тендерные представления, формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, познакомить с праздником 8 Марта. |
1 – 8 марта |
Праздник «8 Марта» |
Семья |
Уточнить знания детей о родственных связях, воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать представления о семье и своем месте в ней. |
9 – 16 марта |
Фотовыставка «Папа, мама, я - дружная семья» |
Здоровье |
Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширить представление детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. |
17 - 24 марта |
Коллективная работа «Будем здоровы» |
Цветы |
Познакомить с первым весенним цветком - одуванчиком, его строением. Учить любоваться красотой цветов. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
25 - 30 марта |
Выставка детского творчества «Красивые цветы» |
Весна |
Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменение в погоде, растения весной, поведение зверей и т. д.) |
1 - 8 апреля |
Экскурсия в уголок леса |
Хлеб всему голова |
Расширять и углублять представления детей о том, как выращивают хлеб, и как он попадает на стол к нам. Воспитывать у детей уважение к людям труда, которые заняты процессом выращивания и изготовления хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
10 – 16 апреля |
Изготовление пряников из солёного теста |
Водичка, водичка |
Формировать элементарные представления о воде: о том, что вода имеет большое значение для жизни. Расширить представления о свойствах воды. Развивать у детей познавательный интерес. |
17 - 24 апреля |
Опыт с водой |
Песок, камни |
Познакомить детей с почвой - землей, песком, глиной и их свойствами, знакомить с природными камнями: речными, морскими. Воспитывать у детей познавательный интерес к практическим опытам. |
25 - 30 апреля |
Опыты с песком и камнями |
Дорожная безопасность |
Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания о назначении светофора и его цветах - красном, жёлтом и зеленом. |
1 - 7 мая |
Сюжетно-дидактические и ролевые игры по правилам дорожного движения |
Пожарная безопасность |
Формировать представление о пожарной машине. Расширить знания о правилах пользования бытовой техникой и элементарных правилах пожарной безопасности. |
8 – 15 мая |
Чтение и постановка произведения «Кошкин дом» |
Насекомые |
Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Учить устанавливать отличия бабочки и жука (у бабочки - яркие большие крылья, усики, хоботок, бабочка ползает, летает) |
16 - 22 мая |
Выставка детского творчества «Красивые бабочки» (коллективная работа) |
Наше село |
Знакомить с родным селом, его названием, с основными достопримечательностями. Воспитывать любовь к своей малой родине. |
23 - 30 мая |
Создание альбома «Моё село» |
Ожидаемые результаты
Ребёнок
- может рассказать о себе, своей семье, друзьях;
- соблюдает элементарные правила поведения в общественных местах;
- перечисляет признаки определённого времени года, правильно определяет время года на картинке;
- охотно делится знаниями о растениях, животных, птицах, насекомых. Рассказывает об их основных признаках, внешнем виде, местах обитания, образе жизни и др.;
- поясняет значение основных дорожных знаков, соблюдает правила дорожного движения во время экскурсии;
- знает и соблюдает правила пожарной безопасности;
- имеет представление о здоровье и здоровом образе жизни. Соблюдает правила личной гигиены;
- положительно относится к спортивным играм. Занимается спортом в свободное время;
- положительно относится к своей малой Родине. Знает название села, свой адрес, природное окружение, памятники.
Диагностическая карта.
Оценивание знаний, умений и навыков проводится по пятибальной системе.
№ |
Ф. И. ребёнка |
представления детей о себе, семье, друзьях, о культуре поведения |
знания о временах года, растениях, животных, птицах, насекомых, почве, воде |
знания детей о правилах дорожного движения |
знания детей о пожарной безопасности |
представления о здоровье и здоровом образе жизни |
отношение к труду и спорту |
отношение к своей малой Родине |
|||||||
|
|
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
Название |
Автор |
Издательство |
Вода вокруг нас |
Рыжова Н.А. |
Линка-Пресс |
Воздух вокруг нас |
Рыжова Н.А. |
Линка-Пресс |
Деятельность педагога по осуществлению гражданско-патриотического образования детей |
Затеева Е.В. |
АКИПКРО |
Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1 |
Панова Е.Н. |
Учитель |
Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2 |
Панова Е.Н. |
Учитель |
Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах |
Котелевская В.В. |
Феникс |
Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками |
Николаева С.О. |
Владос |
Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом |
Волкова Е.В. |
Сибирское университетское издательство |
«Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа |
Лыкова И.А. |
КАРАПУЗ |
Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников |
Дыбина О.В. |
ТЦ Сфера |
Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. |
Подрезова Т.И |
Айрис-пресс |
Насекомые. Какие они? |
Шорыгина Т.А. |
ГНОМ и Д |
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» Система работы в старшей группе детского сада. В соответствии с ФГОС. Программа «От рождения до школы» |
Дыбина О.В. |
Мозаика-Синтез |
Ознакомление с природой в детском саду» Система работы в старшей группе детского сада. В соответствии с ФГОС. Программа «От рождения до школы» |
Соломенникова О.А.
|
Мозаика-Синтез |
Организация летне-оздоровительной кампании в детском саду |
Горбунова В.В. |
Обруч |
Оригами для старших школьников |
Соколова С.В. |
Детство-пресс |
Организация сюжетной игры в детском саду |
Михайленко Н.Я. |
Обруч |
Птицы. Какие они? |
Шорыгина Т.А. |
ГНОМ и Д |
Подарки к праздникам в детском саду |
Малышева А.Н. |
Академия развития |
Приобщение к миру взрослых. Игры-занятия по кулинарии для детей |
Дыбина О.В. |
ТЦ Сфера |
Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию |
Фалькович Т.А. |
Вако |
Серия книг «Здоровое питание детей» 7 книг |
Лопатина А. |
Комсомольская правда |
Система экологического воспитания в ДОУ |
Горбатенко О.Ф. |
Учитель |
Тематические подвижные игры для дошкольников |
Борисова М.М |
Обруч |
Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет |
Коваль И. |
Книжный клуб |
Учим детей наблюдать и рассказывать |
Мариничева О.В. |
Академия развития |
Физкультурные занятия в детском саду. Система работы в старшей группе детского сада. В соответствии с ФГОС. Программа «От рождения до школы» |
Пензулаева Л.И. |
Мозаика-Синтез |
Формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста |
Мануйлова В.А. |
АКИПКРО |
Формирование основ безопасности у дошкольников |
Белая К. Ю. |
Мозаика-Синтез |
Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников |
Дыбина О.В. |
ТЦ Сфера |
Наглядно-дидактические пособия
Название |
Издательство |
Дидактический демонстрационный материал. Тема: «Наш дом» Мебель |
Страна фантазий
|
Комплект карточек «Профессии» |
КАРАПУЗ |
Комплект карточек «Посуда» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Еда и напитки» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Игрушки» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Комнатные цветы» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Рыбы морские и пресноводные» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Бытовая техника» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Мебель» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Инструменты» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Одежда» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Посуда» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Сравниваем противоположности» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Транспорт» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Мамы и детки» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Овощи и фрукты» |
Проф-пресс |
Комплект карточек «Времена года. Природные явления» |
Проф-пресс |
Плакаты: «Дорожная азбука» |
Проф-пресс |