Программа дополнительного образования для старших дошкольников «Я познаю мир»

1
0
Материал опубликован 15 May 2019

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Панкрушихинский детский сад «Берёзка»

Панкрушихинского района Алтайского края

 

                                                

ПРОГРАММА

дополнительного образования для старших дошкольников

«Я познаю мир»

Срок реализации - 1 год

 

Составил: воспитатель Кексель Маргарита Владимировна

 

 

с. Панкрушиха

 2018 г.

 

В связи с повышением требований к подготовке детей к школе, обилием информации, повышенным интересом к компьютерным технологиям воспитателям необходимо всё больше уделять внимания интеллектуальным знаниям дошкольников, а также развитию их творческих умений. Ребёнок много слышит и видит, и очень важно поддерживать их интерес ко всему новому, систематизировать их знания, закреплять.

Программа «Я познаю мир» направлена на развитие у детей мотивации к познанию, развитие их творческого мышления, воображения, на расширение знаний об окружающем мире и о самом себе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, а также чтения.

Цель программы: способствовать повышению уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- продолжать формировать представление детей о себе, семье, друзьях, о культуре поведения;

- закреплять знания о временах года, растениях, животных, птицах, насекомых, почве, воде;

- формировать исследовательский и познавательный интерес;

- формировать положительное отношение к труду и спорту;

- закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, пожарной безопасности.

- формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни;

- воспитывать любовь к своей малой Родине.

Для максимального достижения поставленных задач программы:

- в группе создана доброжелательная атмосфера между воспитанниками;

- используются разнообразные виды деятельности и их интеграция;

- предусматриваются различные варианты использования образовательного и творческого материала;

- тесное взаимодействие с семьёй.

Участники программы – дети старшей группы.

Срок реализации – 1 год.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты

итоговых

мероприятий

Я и детский сад.

Наша группа

Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессий сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).

1 – 10 сентября

Экскурсия по детскому саду

Друзья

Формировать начальные представления о дружеских и доброжелательных взаимоотношениях, познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. 

13 - 17

сентября

Чтение художественной литературы «Мы едем, едем, едем...» С. Маршака

Будем вежливы

Развивать коммуникативные качества по отношению к сверстникам и взрослым. Формировать представления о культуре поведения

20 - 24

сентября

С/ролевая игра «Детский сад»

Игрушки в нашей комнате

Формировать партнерские отношения во время игры, аккуратность. Знакомить с игрушками в групповой комнате, побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме.

27 - 31

сентября

Выставка детских работ совместно с родителями «Моя любимая игрушка»

Осень

Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно.

1 - 7 октября

Выставка детских работ «Идет дождь»

Краски осени

Расширять знания детей о временах года. Учить находить и называть основные приметы осени.

8 - 15 октября

Изготовление поделок из природного материала

Овощи, фрукты

Учить детей различать, и называть фрукты и овощи; учить различать на ощупь и на вкус; использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый и т. д.

15 - 19

октября

Выставка совместного творчества с родителями «Чудеса с грядки»

Листопад

Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, строением цветов: корень, стебель, листья, лепестки. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней

20 - 31

октября

Осенний праздник

Кто нас окружает. Домашние животные

 

Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детёнышей по описанию. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

1 - 9 ноября

Оформление фото альбома «Наши любимцы»

Домашние птицы

Учить детей различать и называть гуся, утку, курицу. Дать представление о заботливом отношении человека к домашним животным. Воспитывать положительные эмоции к животным.

12 – 16 ноября

Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций Е. Чарушина «Птичий двор»

Дикие животные

Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образ жизни диких животных. Воспитывать любовь к животному миру

19 - 23 ноября

Драматизация сказки «Теремок»

Лесные птицы

Уточнить представления детей о птицах. Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, как они ходят-прыгают. Сравнить птиц по величине. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым.

26 – 30 ноября

Выставка детского творчества «Села птичка на окошко» (лепка)

Зима

Познакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; учить отвечать на поставленные вопросы.

3 – 8 декабря

Выставка детского творчества «Зимушка-зима»

Деревья, лес

Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить с зимними явлениями в жизни природы: закрепить с детьми знания о деревьях, воспитывать бережное и заботливое; отношение к природе.

10 – 15 декабря

Фотовыставка

«Хорошо зимой»

Зимние развлечения

Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе эксперимента с водой и льдом

17 – 22 декабря

Зимняя олимпиада

Новый год

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

24 – 29 декабря

Новогодний утренник

Транспорт

Познакомить детей с видами транспорта, в том числе с городскими, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с профессиями «шофер», «водитель автобуса»

9 – 14 января

Сюжетно - ролевая игра по правилам дорожного движения

Квартира, мебель

Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Формировать обобщающее понятие «мебель»; учить сравнивать и обобщать.

15 - 21 января

Выставка детского творчества «Мебель для мишутки»

Одежда, обувь

Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды, ее деталей; формировать представление о видах одежды соответственно времени года. Формировать обобщающие понятие «обувь»; уточнить название и назначение обуви; учить группировать обувь по сезонному признаку.

23 - 30 января

Дидактическая игра «Найди пару»

Труд взрослых.

Труд

помощника

воспитателя

Уточнить и расширить представления детей о труде помощника воспитателя. Воспитывать уважение к людям любых профессий.

1 – 7 февраля

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Труд повара.

Посуда

Познакомить детей с теми, кто каждый день готовит им такие вкусные блюда; уточнить названия и назначение столовой и кухонной посуды, учить различать и называть ее части.

8 – 15 февраля

Экскурсия на пищеблок

Труд врача

Уточнить и расширить представления детей о профессии «врача». Дать детям элементарное представление об устройстве человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

16 – 22 февраля

Оформление альбома «Все работы хороши»

Я и папа

Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведение. Формировать первичные тендерные представления (воспитывать в мальчиках желание быть сильными, смелыми, чтобы стать защитниками Родины)

23 – 28 февраля

Поделки для пап

Семья.

Я и мама

Формировать образ Я. Развивать тендерные представления, формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, познакомить с праздником 8 Марта.

1 – 8 марта

Праздник «8 Марта»

Семья

Уточнить знания детей о родственных связях, воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать представления о семье и своем месте в ней.

9 – 16 марта

Фотовыставка «Папа, мама, я - дружная семья»

Здоровье

Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширить представление детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

17 - 24 марта

Коллективная работа «Будем здоровы»

Цветы

Познакомить с первым весенним цветком - одуванчиком, его строением. Учить любоваться красотой цветов. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

25 - 30 марта

Выставка детского творчества    «Красивые цветы»

Весна

Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменение в погоде, растения весной, поведение зверей и т. д.)

1 - 8 апреля

Экскурсия в уголок леса

Хлеб всему голова

Расширять и углублять представления детей о том, как выращивают хлеб, и  как он попадает на стол к нам. Воспитывать у детей уважение к людям труда, которые заняты процессом выращивания и изготовления хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

10 – 16 апреля

Изготовление пряников из солёного теста

Водичка, водичка

Формировать элементарные представления о воде: о том, что вода имеет большое значение для жизни. Расширить представления о свойствах воды. Развивать у детей познавательный интерес.

17 - 24 апреля

Опыт с водой

Песок, камни

Познакомить детей с почвой - землей, песком, глиной и их свойствами, знакомить с природными камнями: речными, морскими. Воспитывать у детей познавательный интерес к практическим опытам.

25 - 30 апреля

Опыты с песком и камнями

Дорожная безопасность

Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания о назначении светофора и его цветах - красном, жёлтом и зеленом.

1 - 7 мая

Сюжетно-дидактические и ролевые игры по правилам дорожного движения

Пожарная безопасность

Формировать представление о пожарной машине. Расширить знания о правилах пользования бытовой техникой и элементарных правилах пожарной безопасности.

8 – 15 мая

Чтение и постановка произведения «Кошкин дом»

Насекомые

Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.

Учить устанавливать отличия бабочки и жука (у бабочки - яркие большие крылья, усики, хоботок, бабочка ползает, летает)

16 - 22 мая

Выставка детского творчества «Красивые бабочки» (коллективная работа)

Наше село

Знакомить с родным селом, его названием, с основными достопримечательностями. Воспитывать любовь к своей малой родине.

23 - 30 мая

Создание альбома «Моё село»

 

 

 

Ожидаемые результаты

Ребёнок

- может рассказать о себе, своей семье, друзьях;

- соблюдает элементарные правила поведения в общественных  местах;

- перечисляет признаки определённого времени года, правильно определяет время года на картинке;

- охотно делится знаниями о растениях, животных, птицах, насекомых. Рассказывает об их основных признаках, внешнем виде, местах обитания, образе жизни и др.;

- поясняет значение основных дорожных знаков, соблюдает правила дорожного движения во время экскурсии;

- знает и соблюдает правила пожарной безопасности;

- имеет представление о здоровье и здоровом образе жизни. Соблюдает правила личной гигиены;

- положительно относится к спортивным играм. Занимается спортом в свободное время;

- положительно относится к своей малой Родине. Знает название села, свой адрес, природное окружение, памятники.

 

 

Диагностическая карта.

Оценивание знаний, умений и навыков проводится по пятибальной системе.

Ф. И. ребёнка

представления детей о себе, семье, друзьях, о культуре поведения

знания о временах года, растениях, животных, птицах, насекомых, почве, воде

знания детей о правилах дорожного движения

знания детей о пожарной безопасности

представления о здоровье и здоровом образе жизни

отношение к труду и спорту

отношение к своей малой Родине

 

 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Название

Автор

Издательство

Вода вокруг нас

Рыжова Н.А.

Линка-Пресс

Воздух вокруг нас

Рыжова Н.А.

Линка-Пресс

Деятельность педагога по осуществлению гражданско-патриотического образования детей

Затеева Е.В.

АКИПКРО

Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1

Панова Е.Н.

Учитель

Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2

Панова Е.Н.

Учитель

Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах

Котелевская В.В.

Феникс

Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками

Николаева С.О.

Владос

Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом

Волкова Е.В.

Сибирское университетское издательство

«Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа

Лыкова И.А.

КАРАПУЗ

Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников

Дыбина О.В.

ТЦ Сфера

Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы.

Подрезова Т.И

Айрис-пресс

Насекомые. Какие они?

Шорыгина Т.А.

ГНОМ и Д

«Ознакомление с предметным и социальным окружением» Система работы в старшей группе детского сада. В соответствии с ФГОС. Программа «От рождения до школы»

Дыбина О.В.

Мозаика-Синтез

Ознакомление с природой в детском саду» Система работы в старшей группе детского сада. В соответствии с ФГОС. Программа

«От рождения до школы»

Соломенникова О.А.

 

Мозаика-Синтез

Организация летне-оздоровительной кампании в детском саду

Горбунова В.В.

Обруч

Оригами для старших школьников

Соколова С.В.

Детство-пресс

Организация сюжетной игры в детском саду

Михайленко Н.Я.

Обруч

Птицы. Какие они?

Шорыгина Т.А.

ГНОМ и Д

Подарки к праздникам в детском саду

Малышева А.Н.

Академия развития

Приобщение к миру взрослых. Игры-занятия по кулинарии для детей

Дыбина О.В.

ТЦ Сфера

Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию

Фалькович Т.А.

Вако

Серия книг «Здоровое питание детей» 7 книг

Лопатина А.

Комсомольская правда

Система экологического воспитания в ДОУ

Горбатенко О.Ф.

Учитель

Тематические подвижные игры для дошкольников

Борисова М.М

Обруч

Учимся мыслить. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет

Коваль И.

Книжный клуб

Учим детей наблюдать и рассказывать

Мариничева О.В.

Академия развития

Физкультурные занятия в детском саду. Система работы в старшей группе детского сада. В соответствии с ФГОС. Программа

«От рождения до школы»

Пензулаева Л.И.

Мозаика-Синтез

Формирование здорового образа жизни средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста

Мануйлова В.А.

АКИПКРО

Формирование основ безопасности у дошкольников

Белая К. Ю.

Мозаика-Синтез

Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников

Дыбина О.В.

ТЦ Сфера

 

 

Наглядно-дидактические пособия

Название

Издательство

Дидактический демонстрационный материал. Тема: «Наш дом» Мебель

Страна фантазий

 

Комплект карточек «Профессии»

КАРАПУЗ

Комплект карточек «Посуда»

Проф-пресс

Комплект карточек «Еда и напитки»

Проф-пресс

Комплект карточек «Игрушки»

Проф-пресс

Комплект карточек «Комнатные цветы»

Проф-пресс

Комплект карточек «Рыбы морские и пресноводные»

Проф-пресс

Комплект карточек «Бытовая техника»

Проф-пресс

Комплект карточек «Мебель»

Проф-пресс

Комплект карточек «Инструменты»

Проф-пресс

Комплект карточек «Одежда»

Проф-пресс

Комплект карточек «Посуда»

Проф-пресс

Комплект карточек «Сравниваем противоположности»

Проф-пресс

Комплект карточек «Транспорт»

Проф-пресс

Комплект карточек «Мамы и детки»

Проф-пресс

Комплект карточек «Овощи и фрукты»

Проф-пресс

Комплект карточек «Времена года. Природные явления»

Проф-пресс

Плакаты: «Дорожная азбука»

Проф-пресс

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации