Конспект по теме «Рыбы. Пресноводные»
Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия
для детей с ТНР 5-6 лет
На тему: «Рыбы. Пресноводные»
Цель: Актуализация и систематизация знаний детей о пресноводных рыбах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Закрепление умения делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слов.
Закрепление умения подбирать однокоренные слова, антонимы.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительной, слуховой памяти и восприятия.
Развитие чувства ритма.
Развитие пространственных представлений и правильного употребления предлогов.
Коррекционно-воспитательные:
Продолжать формировать умение взаимодействовать со сверстниками, а также целенаправленность действий.
Воспитание бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие, физическое развитие.
Приемы:
Оборудование: ТСО (ноутбук, проектор, экран), презентация, стрелочки – путеводители, картинки с изображением рыб, карточки и кружочки для звукового анализа (синие, зелёные и красные, клавесы, кочки, ладошки, орто-коврики, удочки-магниты.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Поприветствуем гостей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я твой друг и ты мой друг,
Улыбнемся всем вокруг.
Берутся за руки и проговаривают слова.
2.Проблемная ситуация. Игра с мячом «Один - много»
- Какое время года за окном?
-Что было перед весной?
- Чем были покрыты водоемы зимой?
- Зимой на реки и озёра выходило много рыбаков. Они делали лунки и ставили сети для рыб. Много там было рыб. (Презентация. Слайд 1.)
- Мяч по кругу передавайте и кого много было называйте. (Много окуней, сомов, лещей, судаков, пескарей, щук, карпов).
- Лёд растаял, некоторые сети забыли и бедная рыба там мечется.
- Что же делать? Как рыбу спасти?
- Поможете?
- Старый могучий сом поведал секрет, нужно в игры играть, задания выполнять и сети распутаются, рыба уплывет на волю.
(Презентация. Слайд 2)
- Вы готовы?
4.Игра «Найди тень и назови ласково рыбку»
Подсказки для нас будут флажки со стрелочками.
- Как думаете для чего стрелки?
- Какая подсказка на стрелке?
Найдите тень рыбы и назовите её ласково.
Сети начали разрываться.
(Презентация. Слайд 3)
5.Упражнение «Раздели слова на слоги»
- К следующей стрелочке пройдем по мостику из каната.
- Какая подсказка здесь?
- Будем в палочки стучать слова на слоги делить. Делят слова на слоги все вместе, отстукивая клавесами.
Сети ещё разрываются.
(Презентация. Слайд 4)
6. Игра «Кто, где находится?»
- Дальше пройдем по кочкам.
- Какая подсказка на этой стрелке?
- Каждый возьмите себе картинку и скажите, какая рыбка, где находится?
Дети идут по кочкам. Из корзинки берут картинки и называют их.
Сети ещё разрываются.
(Презентация. Слайд 5)
7. Игра «Рыболов»
- Дальше пройдем по следочкам.
- Какая подсказка на этой стрелке?
Берите удочки, ловите рыбку и назовите первый и последний звук.
Идут по следкам. Ловят рыбок удочками на магнитах, называют первый и последний звук в словах.
(Презентация. Слайд 6)
8.Игра «Слова наоборот»
- Какая подсказка на этой стрелке?
- Сом большой, а окунь …
У щуки туловище длинное, а у ерша..
У окуня туловище узкое, а у леща …
Сом крупный, а ёрш …
У ерша светлые плавники, а у щуки…
Сом покрыт кожей, а щука…
Сети ещё разрываются
(Презентация. Слайд 7)
9. «Звуковой разбор слов»
- Дальше пройдем по коврикам.
- Какая подсказка на этой стрелке?
- Как вы думаете, что означает количество смайликов?
- Чем больше смайликов, тем сложнее задание.
- Выбирайте карточки.
Идут по коврикам. Выбираю карточки, садятся за столы выполняют звуковой разбор слов : сом, рак, судак, сомик.
Сети ещё разрываются
(Презентация. Слайд 8)
10. Упражнение «Однокоренные слова»
- Дальше пройдем обратно по коврикам и будем касаться ладошек.
- Какая подсказка на этой стрелке?
- Буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
В реке плавают разные… (рыбы) . Большая рыба, а маленькая … . Маленькая рыбка, а очень маленькая … (рыбёшка). Очень маленькая рыбёшка, а очень крупная … (рыбища). Из ведра торчат хвосты (чьи?)… (рыбьи). Ловит рыбу на берегу кто? (рыбак) Рыбную ловлю называют … (рыбалка). Суп из рыбы какой? (рыбный).
Все эти слова образованы от слова рыба.
Сети разорвались. Рыба освободилась.
(Презентация. Слайд 9)
11.Упражнение «Что делал малёк?»
- Ребята, сом благодарит вас и просит поиграть с мальком.
Назвать, что делает малёк. (Плыл, проплыл, выплыл, заплыл, выплыл, поплыл)
Смотрят на экран говорят, что делал малёк.
Ответы детей.
(Презентация. Слайды 10-14)
12.Рефлексия
- Ребята, кого спасали?
- Как?
- Было сложно?
Молодцы, ребята, поиграли и сети распутали, рыбу выпустили на волю!