Конспект непосредственно организованной деятельности логопеда с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР по теме "Рыбы"
Цели занятия:
- Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.
- Продолжить работу по дифференциации свистящих звуков.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- упражнять в дифференциации звуков [с] и [з]
- закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес;
- повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
Интеграция областей: коммуникация, социализация, здоровье, познание.
Используемый материал:
Ход:
1 Игра «Угадай». Логопед предлагает детям назвать рыбку на картинке и сказать о том, где она живёт: в аквариуме, в реке, в море
2 Логопед: Отгадайте загадку -
Стеклянный домик на окне,
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой.
Дети: Это аквариум.
Логопед: Правильно. Посмотрите, какой у нас большой аквариум на стене.
Но он пустой. Давайте его заполним, а заодно и посчитаем.
Дети заполняют аквариум и считают:
- один камень, два камня, три камня, четыре камня, пять камней
- одна травинка, две …и т.д.
- одна ракушка, две … и т. д.
- одна улитка, две улитки, … и т. д.
- одна рыбка, две рыбки и т. д.
Логопед: Какой красивый аквариум у нас получился. А теперь, закройте глаза.
3 Логопед: Кто появился в аквариуме?
Дети: Золотая рыбка.
Логопед: Правильно, молодцы. Давайте назовём её части, что есть у рыбки?
Дети: голова, тело, плавники, хвост.
Логопед: Чем покрыто тело золотой рыбки?
Дети: чешуёй
Логопед: Правильно.
4 Логопед: Рыбка очень хочет, чтобы вы назвали все предметы в аквариуме ласково. Игра с мячом – логопед бросает мяч и называет слово, ребёнок бросает мяч логопеду и называет это слово ласково
Слова: рыба, вода, камень, трава, улитка, хвост
5 Логопед: а теперь давайте сядем на свои места. Рыбки часто играют в прятки. Сегодня рыбки поиграют с вами - игра «Кто уплыл?»
Посмотрите внимательно на рыбок. Давайте вспомним их названия.
Дети называют рыб: меченосец, гуппи, скалярия, золотая рыбка, барбус
А теперь, закройте глаза. Логопед убирает одну рыбку. Кто уплыл?
Дети: Уплыла скалярия.
И так несколько раз.
6 Логопед: Про какую рыбку можно сказать это моя …
Дети: скалярия, золотая рыбка
Логопед: Про какую рыбку можно сказать это мой ..
Дети: меченосец, гуппи, барбус.
Логопед: золотая рыбка предлагает нам немного отдохнуть
Речь с движением - игра «Аквариум»
Улитки ползут,
Свои домики везут,
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот.
А теперь, наоборот.
Н.Нищева
Логопед: Золотая рыбка предлагает нам посмотреть телевизор, но он испорчен – показывает одно, а говорит другое. Вы внимательно смотрите и запоминайте, что услышите. Игра «Испорченный телевизор»
Логопед показывает до 15 картинок-открыток и называет слова-ассоциации к данным картинкам. Семь слов со звуком [с] и восемь слов со звуком [з].
После просмотра картинок у телевизора "ломается" и звук. Логопед предлагает озвучить картинки по памяти.
7 Логопед: А теперь, золотая рыбка перенесла нас на речку. И мы с вами стали рыбаками. Давайте узнаем, что можно выловить из реки. И все предметы со звуком [с] подарим скалярии, а со звуком [з] золотой рыбке.
Игра «Рыбалка» дети с помощью удочки с магнитом, вылавливают разные предметы.
Ребёнок: Я поймал сумку. Я подарю её скалярии.
Ребёнок: Я поймал замок. Я подарю его золотой рыбке.
И т. д.
8 Логопед: И ещё одно задание приготовила вам рыбка.
Она хочет, чтобы вы выложили её портрет из палочек. /каждому ребёнку дан образец/
Логопед обходит всех детей и выясняет, в какую сторону плывёт рыбка у каждого ребёнка.
9 Логопед: Вам понравилось сегодня в гостях у золотой рыбки? Что вам особенно понравилось?
Дети отвечают.