12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абакумова Ирина Дмитриевна173
Стаж работы в школе 3 года. Заочное обучение на кафедре логопедии и детской речи профиль: Логопедия
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

​​​​​​​


Презентация к уроку
PPTX / 1.1 Мб

Проект учебного занятия


Предмет: русский язык.

Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Методическая цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Тип урока: урок совершенствования способов действий.

Ведущий метод: частично-поисковый.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.


Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформированы:

-самоопределение к учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни.

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль и вносить коррективы в действие.

Учащиеся получат возможность научиться:

целеполаганию, планированию.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять анализ объектов;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

-построению логической цепи рассуждения.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-слушать и понимать речь других.


Предметные:

Учащиеся научатся:

-определять и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.


Деятельность учителя и обучающихся по формируемым УУД


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

(мотивация к учебной деятельности)

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.


Громко прозвенел звонок - 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности.


2. Актуализация знаний.

Слайд № 1

-Посмотрите, на слайд что там изображено?


-А что написано на этих снежинках?

- Сколько всего гласных букв в русском языке?

-Давайте теперь с вами в тетрадях пропишем гласную букву «А а», также красиво, как мороз рисует узоры на окне.

А гласных звуков?

-Для начала давайте посмотрим и вспомним, как правильно пишется эта буква.

-А теперь откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Сегодня у нас, 15 декабря.

Слайд № 2

-А теперь, давайте с вами пропишем красиво, гласную букву «А а», сначала пишем заглавную, затем строчную, и так всю строку чередуя.

-Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Слайд № 3

- Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

-Правильно, молодцы ребята!



-На слайде изображены снежинки

-Гласные буквы


-10 гласных букв в русском языке








6






-Смотрят как пишется буква.





-Открывают тетрадь записывают число, классная работа.


-Записывают буквы




-Ставят точку над лучшим элементом







-Слушают стихотворение






-Это «волшебники»
















Познавательные: осуществлять синтез





























3.Самоопределение к деятельности.

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? [т,]

-Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, Тим с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т)

-Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый).

-Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

-Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

-Слайд № 3

Посмотрите на слайд. Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

-А как вы догадались? (по цвету)

-А расскажите, как вы догадались, почему они разного цвета? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

-Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

-Правильно тема нашего сегодняшнего урока.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.







-[Т’]




- мягкий




-Слушают











-[Т]



- Твёрдый




-Слушают










- Твердые




- Мягкие






-Да




- По цвету




- Потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим


- Учиться различать твердые и мягкие согласные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание, планирование.



























Познавательные: осуществлять анализ объектов.

4. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

-Сейчас, мы с вами немного поиграем.

Слайд № 4

Игра «Беговые дорожки»

-Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

-Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен», если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка).

-Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

-Давайте с вами подведём итоги: какой «спортсмен» победил.

-Поднимите ручку кто считает по-другому.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Слайд №5

Игра твёрдый - мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная)

- А как мы называем такие слова? (словарные).

Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, выходят к доске и по очереди записывают слова, остальные пишут в тетради, не забываем ставить в словах ударение, подчеркивать орфограмму. А теперь давайте запишем слова Тома

Слайд №6

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)

Какие это согласные? (мягкие)

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Слайд №7

- Откройте учебник на стр.120 Упр.192 (устно)


-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).

- Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).

- Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

- Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? (Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

- Всегда ли действует это правило?  (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)










- Слушают






-Зелёная дорожка


-Синяя дорожка







-Тим, победил




-Поднимают















-Слушают стихотворение














-Непроверяемая безударная гласная




-Словарные






-Записывают слова, кто-то у доски остальные в тетради











- Мягко




-Мягкие



-«Я, Ё, Ё, Ю, И»





-Твёрдые




-«А, О, У, Э, Ы»








-Открывают учебник



- Согласные.



- Читают пары звуков по цепочке.




-Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.



-[ч’] [й’] [щ’]



- Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.

- Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.











Познавательные: построение логической цепи рассуждения.





















Познавательные: запись выборочной информации;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.




























Познавательные: осуществлять анализ объектов.


5.Физкультминутка.

-Давайте отдохнем.


Ребята, ваша задача, смотреть на доску и повторять движения.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

6.Закрепление изученного материала.

Открываем учебник упр. 194. Прочтите задание.

Что изображено на картинке?

(Пальто, платок, шляпа, платье)

-Давайте эти слова запишем, один ученик записывает на доске, остальные в тетради.

-Давайте почеркнем букву в словах, которой обозначены звуки [л] и

[л ‘]

-пальто - подчеркиваем «ь», [л ‘]

-платок - подчеркиваем «а», [л]

-шляпа - подчеркиваем «я», [л ‘]

-платье - подчеркиваем «ь», [л ‘]

-Упражнение 195 (устно)

-Прочитайте задание

Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнесите эти звуки.

Нос- нёс [н] [н’]

Мыл- мил [м] [м’]

Ел- ель [л] [л’]


Упр. 196

- прочтите задание.

Прочитайте скороговорки в, которых пропущена заглавная и строчная буква «с». Какой звук она обозначает в каждом слове? Как вы об этом узнали?


t1591716426aa.gif


-Открывают, читают задание



-Пальто, платок, шляпа, платье



-Записывают



- Подчеркивают













-Читают задание



-Выполняют задание Нос- нёс [н] [н’]

Мыл- мил [м] [м’]

Ел- ель [л] [л’]




-Читают









-Выполняют задание

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

слушать и понимать речь других.






Познавательные: осуществлять анализ объектов.

7.Самостоятельная работа

- У вас на столах лежат карточки со словами. Внимательно прочитайте слова. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие.


Это же задание на слайде №8, взаимопроверка.

Приложение 1

-Выполняют задание на карточках.

Регулятивные: самоконтроль, коррекция.


8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Ребята, что мы сегодня закрепляли?

-Что вы узнали?




-Слайд № 9

-Хорошо, молодцы.

Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу, на столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите, какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.


-Мы познакомились, и научился различать твердые и мягкие согласные.


-Оценивают свою работу на уроке.




















-Прощаются.

Познавательные: обобщение изученного.






Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.





Приложение 1


Репа

Рядом

Сила

Ветка

Кино

Шляпка

Крыша

Грибы

Репа

Рядом

Сила

Ветка

Кино

Шляпка

Крыша

Грибы

Репа

Рядом

Сила

Ветка

Кино

Шляпка

Крыша

Грибы

Репа

Рядом

Сила

Ветка

Кино

Шляпка

Крыша

Грибы

Репа

Рядом

Сила

Ветка

Кино

Шляпка

Крыша

Грибы






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.