Урок русского языка во 2 классе «Безударные гласные, их обозначение на письме»
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закреплять умение применять находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова.
Задачи обучения:
- сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме, а так же обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением;
- совершенствовать умения самопроверки.
Задачи развития:
- закрепить умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова, учить точно, употреблять их в тексте;
- развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы: память, слуховое и зрительное внимание;
- умение анализировать и делать выводы; интонационную выразительность речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;
- развивать у детей связную речь, наблюдательность;
Задачи воспитания:
- воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность; интерес, любовь и бережное отношение к природе;
- развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.
Оборудование: карточки с заданием, компьютер, презентация к уроку.
Планируемые результаты освоения темы урока:
В сфере личностных УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации;
развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
В сфере регулятивных УУД : постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока; умение планировать свою работу; учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
В сфере познавательных УУД : формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей; постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
В сфере коммуникативных УУД : умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; формирование умения слаженно работать в паре; формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
Предметные УУД: обучающийся научится: - находить в словах буквы безударных гласных зуков; путем подбора родственных слов или изменения формы слова.
- применять правила правописания данной орфограммы, безошибочно списывать слова с доски и учебника; подбирать проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова.
получит возможность научиться: определять случаи расхождения написания и произношения гласной, находить способ проверки для каждого особого случая; применять модели и алгоритм как средство самоконтроля при письме.
Основные понятия: сильная и слабая позиция гласной, ударная и безударная гласная , проверяемое и проверочное слово, родственное слово, форма слова.
Ресурсы урока: учебник Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык. 2 класс», тетради, карточки заданий, презентация, рабочая тетрадь на печатной основе, карточки для самооценки.
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
I. Организационный момент Цель этапа: - проверить готовность к уроку; - настроить эмоционально детей на выполнение заданий; Приветствие учащихся. -Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, подумайте, как хорошо, что мы все вместе. Мы все здоровы, добры и счастливы. Сделайте глубокий вдох и спокойный выдох. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Дежурные ученики проверяют готовность класса к уроку: - Всё, что надо под рукой! (класс сигнализирует смайликом с улыбкой о готовности к уроку) Дежурные сообщают учителю о готовности класса к уроку. | Р.- принимать и сохранять учебную задачу. Л.- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и к данному уроку; - учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи . |
II.Минутка чистописания: Цель этапа: -работа над каллиграфией; - повторение знаний о звуках и буквах русского языка Что вы можете сказать о буквах, которые предложены для минутки чистописания? Пропишите буквы А О, чередуя заглавную со строчной. Ш. Актуализация знаний Словарь: Цель этапа: - работа над развитием орфографической зоркости; - повторение словарных слов. Картофель, завтрак, арбуз, лопата, земляника. . Создание ситуации успеха. - Над какой темой работаем на протяжении нескольких уроков? - А какую гласную мы называем безударной? Какие буквы русского языка нужно проверять? - А как мы действуем при проверке данной орфограммы? ( По алгоритму) - Проверим, как работает наш алгоритм. Дома вы закрепляли знание данного алгоритма. Прочитать слово. Поставить в слове ударение. Определить безударную гласную букву. Подобрать проверочное слово, в котором безударный является ударным. Если в слове две безударных гласных, то подобрать два проверочных слова. Написать слово правильно. Подчеркнуть гласную, обозначающую безударный звук. IV. Работа по теме урока Цель этапа: - продолжать работу по формированию навыка проверки безударных гласных, - развитие умения подбирать проверочные слова - применять межпредметные связи для воспитания личностных качеств обучающихся (доброта, бережное отношение к природе, ответственность) -воспитывать самостоятельность в поиске постановки и решения учебной задачи. | Предполагаемые ответы: Они гласные, обозначают звуки А О, могут быть ударными и безударными. Ученики контролируют ответ одноклассников, если не согласен, то поднимают гримасу. Работу проводят дежурные класса, с помощью карточек со словарными словами, указывая на опасные места и ударение в слове. Ученики записывают предложенные слова. (Безударная гласная и её обозначение на письме). (В слабой позиции, без ударения). Произносят хором. Безударных гласных пять Тех, что надо проверять Вы запомните, друзья, Буквы (А, О, Е, И, Я)! Ученики по цепочке восстанавливают алгоритм проверки безударных гласных, затем сверяют с образцом на слайде. | К. – строить сообщения в устной и письменной форме; -задавать вопросы; - контролировать ответ одноклассников;- использовать речь для регуляции своего действия; К-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П.- осуществлять запись информации с участием учеников. Р.- принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Л. –способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развитие у детей навыков самостоятельности. |
В л..су зв..рьки готовятся к з…ме. Белка сушит на в..твях д..ревьев гр..бы. Мышка зап..сает з..рно. Ёжик ут..пляет гнездо. Ул..тают в тёплые кр..я ласточки и стр..жи. Проблемные вопросы и задания к тексту: Что вы можете сказать о прочитанном? - Какие задания можно предложить для выполнения к тексту? - Выпишите слова с пропущенными буквами, используя алгоритм проверки безударных гласных с помощью комментированного письма. ( Комментируют по цепочке). Самопроверка с образца на слайде. - Вспомните задание теста по окружающему миру и скажите. Почему птицы улетают в теплые края? - Как мы можем помочь им зимой? Составьте предложение, используя слова с безударными гласными в корне. Из предложенных предложений записывается более удачное. Ученик у доски. Дайте характеристику этого предложения, подчеркните встретившиеся орфограммы. Физминутка музыкальная, подвижная (движения показывают дежурные ученики) V.Продолжение работы по теме урока. Цель: контроль умения выбрать правильно проверочное слово В учебнике упражнение №152 самостоятельно, работая в паре. Взаимопроверка по образцу. Анализ ошибок. VI.Рефлексия. Цель: обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Проведем небольшое соревнование между командами для закрепления наших умений проверять безударные гласные в корне. На листах бумаги предлагаются стихи на тему «Помощь птицам зимой». Необходимо вставить пропущенную букву Оценивается качество выполнения задания. Пок..рмите птиц з..мой! Пусть со всех к..нцов К вам сл..тится, как д..мой , Стайка на крыльцо! На к..рмушках сидя , Птицы чистят клювики свои. Тут щеглы , ч..жи , с..ницы И проныры вор..бьи. Приучите птиц в мороз К своему ..кну , Чтоб без песен не пришлось Нам встр..чать в..сну. | Выполнение задания учителя. Ответы учеников. Предлагают задания: -вставить пропущенные буквы; - озаглавить текст; - выписать слова с безударной гласной в корне; Записывают с комментарием.
Самопроверка. Составление предложений, запись в тетради и у доски. Выполняют упражнение, проверяют друг у друга. Несколько пар сообщают о качестве работы. Выполнение самостоятельной работы. Взаимопроверка. Ученики работают, передавая лист друг другу. Проверяют задание сильные ученики. Все остальные в это время читают данные стихи с разными интонациями (1ряд- восклицательно, громко; 2 ряд- спокойно, тихо; 3 ряд с утверждением, спокойно). | К.- формулировать собственное мнение и позицию; - строить сообщения в устной и письменной речи; - задавать вопросы. П.- ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Р. – принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Л. – способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности. Л- сохранять и укреплять здоровье; Р. – принимать и сохранять учебную задачу; - уметь приходить к общему решению в совместной деятельности; К. – использовать речь для регуляции своего действия; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П.- использовать знаково– символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - проводить сравнение, серизацию и классификацию по заданным критериям. Р. – принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия и новом учебном материале в сотрудничестве, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Л. – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
|
V. Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии - Что нового узнали на этом уроке? - Зачем нужно проверять безударный гласный? - Где эти знания могут пригодится в жизни? - Оцените своё участие в уроке на шкале самооценки. Домашнее задание: В рабочей тетради с.49, №88, по желанию составить с любыми словами из упражнения 2 предложения. |
| К. – использовать речь для регуляции своего действия; - формулировать собственное мнение и позицию. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П.- – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Р. – принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия и новом учебном материале в сотрудничестве. Л. – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Евдакименко Виктория Викторовна
Савельева Любовь Владимировна