Занятие «Твёрдые и мягкие согласные. Буква "Ь"»

4
0
Материал опубликован 28 January 2016

Тема: Твердые и мягкие согласные. Буква «Ь».

Цель: познакомить детей с буквой «Ь».

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со свойствами и функциями мягкого знака;

- учить детей обозначать мягкий согласный на письме с помощью мягкого знака;

- учить детей правильно читать слова и предложения с мягким знаком;

- учить различать твердые и мягкие согласные.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь детей;

- развивать фонематические процессы;

- развивать умение совершать звуко-слоговой анализ слов;

- тренировать умение детей понимать значение пространственных предлогов;

- закреплять графические навыки печатания букв;

- развивать навыки чтения;

- закреплять графические навыки печатания букв;

- развивать ВПФ;

-  развивать зрительно-моторную координацию;

-  развивать общую и мелкую моторику;

- проводить профилактику нарушений осанки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать дисциплинированность

-  способствовать развитию сочувственного отношения к попавшим в беду.

Оборудование: магнитная доска и буквы; символы звуков; Буквари и разрезные азбуки, таблица для чтения; картинки: волчонок, слоненок, олененок, лосенок, филин; карточки с надписями: волк, слон, олен, лос, олень, лось.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент   (1-2 мин.)

Дети стоят в ряд.

- За первую парту подойдет, но не сядет тот, кто стоит между..., за..., перед...

- Сядет тот, кто правильно повторит за мной слоги:

аль-ал-аль   ась-ось-ос   ать-оть-ит    ав-ов-овь   арь-ар-ор  им-ом-имь   унь-инь-ан

II. Основная часть   (20 мин.)

1. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, какие волшебные гласные обозначают мягкость согласного. (я, е, ё. и, ю) Назовите мне слова с этими гласными.

2. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям послушать сказку. По ходу рассказывания, он показывает соответствующие картинки и карточки со словами.

- Сказку я расскажу только тем, кто сядет ровно и будет тихо слушать.

- Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, Олененок, Лосенок и детеныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти.

Однажды учитель Филин говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым».

Первым написал Слоненок – «Слон» и получил «5». Затем Волчонок – «Волк» и тоже получил «5». Дошла очередь до Олененка и Лосенка. Один написал «Олен», другой – «Лос».

- Разве ты Олен? – спросил учитель Филин Олененка.

- Разве ты Лос? – спросил учитель Филин Лосенка.

- Нет, я Олень, а я Лось – сказали звери, - ведь в словах олень и лось последний согласный звучит мягко, вот послушайте: оленя, оленю, лося, лосю.

Стали все снова читать написанные слова и снова прочитали  «Олен» и «Лос».

Обиделись Олененок и Лосенок и побежали к царице Грамматике: «Почему в словах «Олен» и «Лос» никто не хочет читать последнюю согласную мягко, ведь звук мягкий?»

А царица Грамматика отвечает: «В словах оленя, оленю, лося, лосю есть волшебные гласные, а в словах «Олен» и «Лос» их нет».

Олененок и Лосенок огорчились: «Значит, мы никогда не вырастем?»

- Не огорчайтесь, я вам помогу! – говорит царица Грамматика.

И придумала царица Грамматика для них новую букву «ь». Эта буква не произносится, а только пишется, но все согласные перед ней звучат мягко:

Палочка, колечко справа –

Мягкий знак я написала.

Звука он не называет,

Лишь согласные смягчает.

(На какую букву похож «ь»?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.)

Обрадовались Олененок и Лосенок, взяли новую букву и побежали в школу. Написали они на доске слова «Олень» и «Лось» и все прочитали правильно.

С тех пор после мягкого согласного на конце слова всегда пишется мягкий знак. А кто забывает об этом, тот никогда не станет взрослым.

3. Игра «Ловкий вратарь»

 Логопед предлагает детям встать из-за парт, затем он читает слова, а дети когда услышат слово с мягким согласным на конце – приседают, а когда услышат слово с твердым согласным на конце – встают. Слова: сталь, кот, пыль, рот, мель, мел, мак, цепь, соль, сук, дом, сирень, комар.

4. Игра «Скажи наоборот»

Логопед сообщает детям, что мягкий знак может изменять слова, и предлагает поиграть.

- Я буду называть слова с твердым согласным, а –  с мягким согласным.

Слова: угол - уголь, хор - хорь, ел - ель, мел - мель, брат – брать, шест - шесть.

!- Но мягкий знак может показывать мягкость согласного не только в конце слова, но и в середине. Например, банка – банька, полка – полька, галка – галька.

5. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять –       (разгибают пальчики по одному)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –   (сгибают пальчики по одному)

В домик спрятались опять.

6. Звуко-слоговой анализ слов.

Детям предлагается проанализировать слова УГОЛ и УГОЛЬ и сравнить их. Один человек у доски.

План:

1. звуковая схема;

2. составить из разрезной азбуки;

3. разделить на слоги, ударный слог;

4. характеристика звуков;

5. записать слова в тетрадь. (по времени БАНКА и БАНЬКА в тетрадях)

6. Чтение по Букварю и чтение таблиц.

 

III. Итог занятия   (1-2 мин.)

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Сколько звуков она обозначает?

Для чего она нужна?

Комментарии
Комментариев пока нет.