Занятие «Твёрдые и мягкие согласные. Буква "Ь"»
Тема: Твердые и мягкие согласные. Буква «Ь».
Цель: познакомить детей с буквой «Ь».
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со свойствами и функциями мягкого знака;
- учить детей обозначать мягкий согласный на письме с помощью мягкого знака;
- учить детей правильно читать слова и предложения с мягким знаком;
- учить различать твердые и мягкие согласные.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь детей;
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение совершать звуко-слоговой анализ слов;
- тренировать умение детей понимать значение пространственных предлогов;
- закреплять графические навыки печатания букв;
- развивать навыки чтения;
- закреплять графические навыки печатания букв;
- развивать ВПФ;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать общую и мелкую моторику;
- проводить профилактику нарушений осанки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность
- способствовать развитию сочувственного отношения к попавшим в беду.
Оборудование: магнитная доска и буквы; символы звуков; Буквари и разрезные азбуки, таблица для чтения; картинки: волчонок, слоненок, олененок, лосенок, филин; карточки с надписями: волк, слон, олен, лос, олень, лось.
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Дети стоят в ряд.
- За первую парту подойдет, но не сядет тот, кто стоит между..., за..., перед...
- Сядет тот, кто правильно повторит за мной слоги:
аль-ал-аль ась-ось-ос ать-оть-ит ав-ов-овь арь-ар-ор им-ом-имь унь-инь-ан
II. Основная часть (20 мин.)
1. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, какие волшебные гласные обозначают мягкость согласного. (я, е, ё. и, ю) Назовите мне слова с этими гласными.
2. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям послушать сказку. По ходу рассказывания, он показывает соответствующие картинки и карточки со словами.
- Сказку я расскажу только тем, кто сядет ровно и будет тихо слушать.
- Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, Олененок, Лосенок и детеныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти.
Однажды учитель Филин говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым».
Первым написал Слоненок – «Слон» и получил «5». Затем Волчонок – «Волк» и тоже получил «5». Дошла очередь до Олененка и Лосенка. Один написал «Олен», другой – «Лос».
- Разве ты Олен? – спросил учитель Филин Олененка.
- Разве ты Лос? – спросил учитель Филин Лосенка.
- Нет, я Олень, а я Лось – сказали звери, - ведь в словах олень и лось последний согласный звучит мягко, вот послушайте: оленя, оленю, лося, лосю.
Стали все снова читать написанные слова и снова прочитали «Олен» и «Лос».
Обиделись Олененок и Лосенок и побежали к царице Грамматике: «Почему в словах «Олен» и «Лос» никто не хочет читать последнюю согласную мягко, ведь звук мягкий?»
А царица Грамматика отвечает: «В словах оленя, оленю, лося, лосю есть волшебные гласные, а в словах «Олен» и «Лос» их нет».
Олененок и Лосенок огорчились: «Значит, мы никогда не вырастем?»
- Не огорчайтесь, я вам помогу! – говорит царица Грамматика.
И придумала царица Грамматика для них новую букву «ь». Эта буква не произносится, а только пишется, но все согласные перед ней звучат мягко:
Палочка, колечко справа –
Мягкий знак я написала.
Звука он не называет,
Лишь согласные смягчает.
(На какую букву похож «ь»?
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.)
Обрадовались Олененок и Лосенок, взяли новую букву и побежали в школу. Написали они на доске слова «Олень» и «Лось» и все прочитали правильно.
С тех пор после мягкого согласного на конце слова всегда пишется мягкий знак. А кто забывает об этом, тот никогда не станет взрослым.
3. Игра «Ловкий вратарь»
Логопед предлагает детям встать из-за парт, затем он читает слова, а дети когда услышат слово с мягким согласным на конце – приседают, а когда услышат слово с твердым согласным на конце – встают. Слова: сталь, кот, пыль, рот, мель, мел, мак, цепь, соль, сук, дом, сирень, комар.
4. Игра «Скажи наоборот»
Логопед сообщает детям, что мягкий знак может изменять слова, и предлагает поиграть.
- Я буду называть слова с твердым согласным, а – с мягким согласным.
Слова: угол - уголь, хор - хорь, ел - ель, мел - мель, брат – брать, шест - шесть.
!- Но мягкий знак может показывать мягкость согласного не только в конце слова, но и в середине. Например, банка – банька, полка – полька, галка – галька.
5. Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять – (разгибают пальчики по одному)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – (сгибают пальчики по одному)
В домик спрятались опять.
6. Звуко-слоговой анализ слов.
Детям предлагается проанализировать слова УГОЛ и УГОЛЬ и сравнить их. Один человек у доски.
План:
1. звуковая схема;
2. составить из разрезной азбуки;
3. разделить на слоги, ударный слог;
4. характеристика звуков;
5. записать слова в тетрадь. (по времени БАНКА и БАНЬКА в тетрадях)
6. Чтение по Букварю и чтение таблиц.
III. Итог занятия (1-2 мин.)
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Сколько звуков она обозначает?
Для чего она нужна?