Урок по русскому языку во 2 классе «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Конструкт урока русского языка по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Студентки группы 46 «Б»
Ракинцевой Татьяны Александровны.
Дата: 06. 12. 2017.
ОУ: Школа с интернатом №27.
Класс: 2«А»
УМК: «Школа России»
ФИО учителя класса: Гнусарева Яна Валентиновна
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись: ________________
Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Планируемые результаты:
Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности. Демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками. Демонстрируют культуру общения, умеют слушать друг друга, демонстрируют уважительное отношение друг к другу при работе на уроке.
Метапредметные: Проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания; умения работы с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно. Коммуникативные УУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, умение работать с учителем, в паре; демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; демонстрируют умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные: демонстрируют знания о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения.
Цель: Формирование познавательных УУД в процессе закрепления знаний о твердых и мягких согласных звуках и буквах для обозначения.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. Воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Воспитывать умение работать с учителем и сверстниками; культуру общения, умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе на уроке.
Развивающие: развивать словарный запас, развивают внимание, мышление, память. Развивать личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание; развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно. Развивать коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, умение работать с учителем, в паре; способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Образовательные: формировать знания о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения.
Коррекционно-развивающие: корректировать высшие психические функции в процессе выполнения (внимание, мышление); корректировать память, мышление в процессе выполнения упражнений и участия в игре. Корректировать навыки анализа, синтеза, обобщения, сравнения посредством выполнения самостоятельной работы. Развивать словарный запас в процессе построения полных ответах о твердых и мягких согласных звуках.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип психологической комфортности.
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; создание ситуации успеха.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
создание ситуации успеха;
поощрение и порицание.
Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение, работа с книгой; наглядные: демонстрация; практические: самостоятельная работа, упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, объяснение, повторение.
Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оснащение
Средства обучения:
Демонстрационные: тема, задачи, презентация, аншлаги.
Индивидуальные: учебник, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, ручка, карточки.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности. 2мин.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 10мин.
Решение проблемы. 12мин
Первичное закрепление. 8мин.
Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5мин.
Информация о домашнем задании. 2мин.
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). 1мин.
Информационные источники:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2016 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2) Учебник по русскому языку 2 класс Часть 1: Канакина В.П.
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ход урока.
Этапы |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. |
Словесный: беседа. Наглядный: демонстрация учителя; Демонстрация буквы; |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. А чтобы мы смогли настроиться на работу, проведем разминку. Я говорю и показываю движения, а вы повторяете. Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок. Теперь проверим готовность, у вас на партах учебник русского языка, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, пенал, дневник. |
Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
|||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Развивать действие смыслообразования, т. е. установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развивать саморегуляцию и самоконтроль. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение полно и точно выражать свои мысли. Развивать высшие психические функции (мышление, память, внимание). |
Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный. |
А чтобы мы сегодня были успешными и смогли выполнить все задания правильно, проведем блиц опрос. Будем пользоваться лентой букв и звуков. Возьмите в руки ленту букв и звуков. С ее помощью вы и будете отвечать на вопросы. Один из вас будет отвечать, по поднятой руке, а все остальные сигнализировать, если согласны будете поднимать одну руку, а если не согласны – две руки. Поднимите руку, кому не понятно. Сколько букв в русском языке? (33) (посчитать) Сколько гласных букв? (10) Назовите гласные буквы (А, О, У, И, Е, Ё, Ю, Э, Я, Ы) Назовите те буквы гласных звуков, которые могут давать два звука. (Гласные буквы е, ё, ю, я. Хитрые ЗВУКИ е [Й’Э], ё [Й’О] , ю [Й’У] , я [Й’А]) Сколько согласных букв (21) (посчитать) Какие буквы всегда обозначают твердый звук (Жэ, Ша, Цэ) Какие буквы всегда обозначают мягкий звук (Ча, Ща, Й). Сколько глухих согласных звуков (10) Назовите глухие согласные звуки (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ) Сколько звонких согласных звуков (11) Назовите звонкие согласные звуки (Й, Н, М, Л, Р, Б, В, Д, З, Г, Ж) Каких согл. звуков больше? (звонких) Сколько пар согласных звуков (6). Назовите пары согласных звуков по звонкости/ глухости (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С) Какие звонкие согласные звуки не имеют пары (Л, М, Н, Р, Й) Какие глухие согласные звуки не имеют пары (Ч, Ц, Щ, Х) Какие буквы звуков не обозначают? (Ь, Ъ) Молодцы, вы много знаете о звуках и буквах русского алфавита. - Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим) А сейчас мы с вами проведем гимнастику для пальцев, чтобы мы написали красиво и аккуратно. Поставьте руки на локотки. Я говорю и показываю движения. Повторяйте. этот пальчик дедушка (большой) этот пальчик бабушка (указательный) этот пальчик папа (средний) этот пальчик мама (безымянный) этот пальчик я (мизинец) мы вместе дружная семья. (все пальцы) Готовы работать? Посмотрите на экран, скажите какие буквы вы видите ? (Жэ, Ша, Че, Ща) ((карточки)) Вспомним элементы букв. (слайд) Че – состоит из провисшей линии и наклонной линии с закруглением внизу. Ща и Ша – состоят из трех наклонных параллельных линий с закруглениями внизу, но у буквы Ща есть еще один элемент - петля. Жэ – состоит из полуовалов и наклонной линии. Прописываем букву Че до буквы Ща. Букву Ща прописываем до конца строки. Теперь вам нужно прописать буквы на карточках. А когда пишем, следим за посадкой, ноги прямо стоят на полу, руки на парте. Теперь сели прямо, правильно взяли ручку в руки. Покажите, как вы держите ручку. Ручка лежит на среднем пальце, придерживает ручку большой палец. Указательный палец образует клювик. (показать) А сейчас скажите, что мы вспоминали, когда проводили опрос? (буквы, звуки). Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
Проявляют положительное отношение к деятельности. Демонстрируют умения слушать собеседника и вести диалог, умение работать с учителем. Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
|||||
Решение проблемы. Задача: найти способ решения возникшей проблемы. Создать условия для повторения и закрепления знаний твердых и мягких согласных звуках. |
Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: Работа с доской Наглядные: работа с учебником.
|
Теперь, чтобы мы смогли достичь цель урока, откроем учебник на странице 120, выполним устно упражнение под номером 192. Звуки или буквы перед нами? Почему? (мы видим звуки, потому что стоят квадратные скобки). - На что указывает запятая (на мягкость согласного звука) -Произнесём каждый согл. звук - Произнесем парные по твердости-мягкости согласные звуки. В чем различие в произношении этих согласных звуков ( произносятся твёрдо/ мягко) Произнесем - Как обозначаются твёрдые и мяг. ?Парные звуки( одной буквой) Вывод: одна буква может обозначать два звука – мягкий и твердый. - А сейчас посмотрите, у нас на доске записано два слова (БАБУШКА, БЕЛКА) Прочитайте их. - Сейчас откройте тетради. Запишите дату 6 декабря, Классная работа.….. Запишите слово «бабушка» в тетрадь, сначала строки. Какой звук означает буква «б» в слове «бабушка», твёрдый или мяг? (твердый согласный звук) Запишем рядом со словом твердый согласный звук «б» [б]. (пишу на доске) Какая гласная стоит после буквы Б? ( «А») . Подчеркните. -Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Поэтому «б» в слове «бабушка» означает твердый согласный звук. В следующей строке запишите слово «белка». Какой звук означает буква «б» в этом слове, мягк, или твер. (мягкий согласный звук) Запишем рядом со словом «белка» мягкий согласный звук «б’» [б’]. (пишу). Как мы обозначаем мягкость? (запятой) - потому что после согласной «б» стоит гласная «Е». - Гласная «е» указывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому «б» в слове «белка» означает мягкий согласный звук. Теперь посмотрите на ленту звуков и букв. Найдите верхнюю строку, поставьте пальчик. Это гласные буквы, которые указывают на твердость стоящего перед ней звука. Давайте проговорим их. (А, О, У, Ы, Э) (ба, бо, бу, бы, бэ) Верхняя строка гласных букв показывает на твердость стоящего перед ней звука. А также твердость показывает Ъ.
(бя, бё, бю, би, бе) А ещё какая буква указывает на мягкость? А также мягкость показывает мягкость Ь. Теперь скажите, каким может быть согл. звук Б? (мягк. и тверд.) Назовите любую согл. парный по тверд. / мяг . Вывод: Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных звуков? Полный ответ На мягкость согласных звуков указывают гл. буквы Я, Ё, Ю, Е, И и Ь) На твердость согласных звуков указывают гл. буквы А, О, У, Э, Ы и Ъ) Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод на странице 121: Мягкость согл. звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И и Ь (мел, ключ, мяч мир, лёд, конь) Кому не понятно, поднимите руку, повторим еще раз.
1.Записываем слово Пальто – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль 3. Запишем в квадр. скобках. [л'] 4. Что указывает на мягкость? ( Ь ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Платок – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л 3. Запишем в квадр. скобках. [л] 4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Шляпа – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль 3. Запишем в квадр. скобках. [л'] 4. Что указывает на мягкость? ( гл. Я ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Платье – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л 3. Запишем в квадр. скобках. [л] 4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове Вывод: Что вы заметили? Буква ЭЛЬ кой обозначала согл. звук? ( и мягкий, и твердый) Значит можно сказать что одна буква может обозначать 2 звука – мягкий согласный звук и твердый согласный звук |
Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения установливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание. |
|||||
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение. |
Наглядные: Демонстрация учителя. |
Теперь я предлагаю вам отдохнуть. Мы проведем физ. минутку, она называется «Ленивые восьмерки». Нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. |
Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
|||||
4.Первичное закрепление. Задача: создать условия для развития умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; логической цепи рассуждений. Развивать: волевую саморегуляцию, самоконтроль. |
Словесные: беседа, объяснение. Наглядный: Иллюстрации.
|
Сейчас поработаем в рабочих тетрадях, чтобы закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках. Откройте печатные тетради на 55ой странице и найдите упражнение под номером 120. Даны иллюстрации и под иллюстрациями Что изображено на 1ой иллюстрации Дятел Произнеси 1 согл. звук! Какой он? Мяг./твер. [д,] Почему? Вставьте букву 1ая буква «дэ», какой звук обозначает. Давайте посмотрим, какая гласная буква стоит после. Гласная буква «я». Значит? какой звук будет обозначать буква «дэ». [д,]Мягкий потому что, стоит гл. «я», она показывает на мягкость. Произнеси 2 согл звук! Какой он? Мяг./твер. [т,] Почему? Вставьте 2ая буква «тэ». Какой звук обозначает? (мягкий) почему? Потому что стоит гласная «е». Гласная «е» показывает на мягкость. Значит «тэ» обозначает мягкий согл. звук. Произнеси 3 согл звук! Какой он? Мяг./твер. [л] Почему? Вставьте 3я буква «л». Какой звук означает. После «л» стоит какая гласная буква? Гласной буквы нет. Значит буква «л» обозначает - твердый согласный звук. 2ая иллюстрация - Ель. Произнеси 1 согл звук! Какой он? Мяг./твер. [л,] Почему? Вставьте
3я иллюстрация - Лиса. Какой он? Мяг./твер. [л] Почему? Вставьте Какой звук обозначает буква «эль». Какая гласная стоит после «эль»? И. На что показывает И? гласная И показывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому буква «л» обозначает мягкий согласный звук. Какой звук обозначает буква «эс». Какая гласная стоит после «а». Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Значит буква «эс» обозначает твердый согласный звук. [с]. Кому не понятно, как определять твердый согласный звук и мягкий согласный звук, поднимите руку. Вывод: Какие буквы обозначают мягкость стоящего перед ней согл. звука? (И, Я, Ю, Е, Ё) Какие буквы обозначают твердость стоящего перед ней согл. звука? (А, О, У, Ы, Э) Дальше впишите буквы и объясните соседу по парте, какой согласный звук будут обозначать буквы, которые вы впишите. Орёл . Буква «эль». Обозначает твердый согласный звук. Потому что после «эль» гласной буквы нет. Значит буква «л» обозначает твердый согласный звук. [л]. Индюк Буква «дэ». обозначает мягкий согласный звук, т.к. после буквы «дэ» стоит гласная буква «ю». Она показывает на мягкость стоящей перед ним согласной буквы. Значит буква «д» обозначает мягкий согласный звук. [д,] Орёл – [Р,]- мягк. согл. звук, т.к. после стоит гл. Ё, она указывает на мягкость; |
Проявляют познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
|||||
Организация самостоятельной работы Задача: создать условия для выполнения самостоятельной работы. Развивать умения строить логическую цепь рассуждений, мышление. развивать внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы. |
Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: работа с учебником. Методы самостояте-льной работы: упражнение. |
Теперь, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение на карточках. Работу будем выполнять в парах. На карточке даны слова, но в эти слова нужно вставить верные буквы, внимательно рассмотрите, каким цветом обозначена первая буква. букву, которая будет показывать на твердость стоящего перед ней согл. звука букву, которая будет показывать на мягкость стоящего перед ней согл. звука Корр. Работа: вам поможет лента букв и звуков. Для начала посмотрите на букву, которая выделена цветом. Что означает синий цвет (твердость согл. звука) что означает зеленый (мягкость согл. звука.) посмотрите на гласные и вспомните, какие из них указывают на твердость/мягкость согл. звука. Кому не понятно, что нужно сделать, поднимите руку.
мАл - мЕл нОс - нЁс лУк - лЮк рУчка - рЕчка ТОма - тЬма Вывод: прочитаем слова, буквы в которых обозначают твердость согласных звуков. Какие это слова (мАл, нОс, лУк, рУчка, ТОма). Прочитаем слова, буквы в которых обозначают мягкость согласных звуков. Какие это слова? (мЕл, нЁс, лЮк, рЕчка, тЬма) Так давайте же сделаем вывод. Как обозначаются твердые согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, А, О, У, Ы, Э, то согласная буква будет обозначать твердый согласный звук.). Как обозначаются мягкие согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, Я, Ю, Е, Ё, И, то согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук). А теперь ответьте на вопрос, который был в начале урока: главный вопрос: Количество звуков и букв совпадает? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б][б’], [н][н’], [в][в’]. Чего больше звуков или букв? (звуков) |
Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем, работают в паре. Познавательные УУД: демонстрируют умение строить речевое высказывание в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Развивают внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы. |
|||||
Информация о домашнем задании. |
Словесный: беседа |
Для того чтобы закрепить все что вы знаете о твердых и мягких согласных звуках, дома вы выполните устно упражнение под номером 192 и письменно упражнение под номером 196. |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция,самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. |
|||||
Рефлексия учебной деятельности Задача: создать условия для осуществления самооценки деятельности обучающихся. |
Словесные: беседа, объяснение;
создание ситуации успеха; поощрение |
Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока. Что было трудным на уроке? Почему? Звуков столько же сколько и букв? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б] [б’], [н] [н’], [в] [в’]. Чего больше звуков или букв? (звуков) Как, по-вашему, был ли урок полезным? Поднимите руку, если мы смогли достичь цель на уроке. Теперь я предлагаю вам разместить на поляне цветы. Белый цветок - будет обозначать то, что вам было не интересно на уроке, вы не узнали полезной информации. Оранжевый цветок - будет обозначать то, что вам было интересно, вы узнали полезную информацию. Спасибо за урок, до свидания! |
Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем. |
13