Урок русского языка в 5 классе «Согласные твёрдые и мягкие»
Согласные твёрдые и мягкие. 5 класс
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: дать понятие о правилах произношения согласных звуков; проанализировать схему классификации согласных звуков;
Задачи урока:
образовательная: формировать умение различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.
Развивающая: развивать речевой слух учащихся; отработка орфографических навыков.
Воспитательная: воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать твердые и мягкие согласные, парные твердые и мягкие, твердые и мягкие, не имеющие пары, сигналы мягкости, графическое обозначение мягкости в транскрипции;
должны уметь различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! Посмотрите на улицу, какая там погода? Давайте нарисуем на доске свои улыбки. (Рисуют на доске смайлики)
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- Игра «Веришь ли ты?» Эта игра поможет нам выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы будете отвечать только «да» или «нет». И толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Прием «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»
- Гласные звуки состоят только из голоса
- Все звуки делятся на гласные и согласные звуки
- Согласные звуки состоят из голоса и шума (нет)
- В каждом согласном звуке есть шум
- При произношении согласных воздух на своем пути не встречает никаких препятствий (нет)
- Звонкие согласные состоят из голоса и шума
- Фонетика изучает части речи (нет)
- Что же изучает фонетика?
- Звуки речи – это звуки, которые мы произносим
- А еще какие звуки бывают?
- Согласные бывают твердые и мягкие. Слайд 1
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления
1.Организация наблюдения.
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отгадать
- Отгадайте загадку
На берегу морском
Все время я валяюсь.
А выбрось мягкий знак, -
Вверх птицей устремляюсь. (Галька - галка) Слайд 2
- Произнесите пару слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении. Слайд 3
-Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?
- О твердых и мягких согласных.
- Чему мы должны научиться на уроке?
- Распознавать твердые и мягкие согласные
- Правильно произносить и писать твердые и мягкие согласные.
- Когда согласные бывают мягкими
Уч-ся пишут число и тему урока Слайд 4
Выполнение упражнения 277 (письм.) Работа на доске и на местах.
- Какие пары согласных вы нашли в упражнении? (Ответы учащихся)
- Давайте проговорим скороговорки, которые выучили дома.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Щетка у чушки, чешуя у щучки (Слайд5)
- Найдите шипящие (ш, щ,ч) (Слайд 6)
Таблица (Слайд 7)
Изучите таблицу и скажите, к какой группе согласных относятся эти шипящие?
2. Обращение к теоретическому материалу § 54.
- Какое открытие мы сделали, знакомясь с материалом § 54? (Ответы учащихся)
III. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1.- Напишите пословицы, подчеркните мягкие согласные. Попробуйте сказать, какие буквы сигнализируют о мягкости согласных?
Белые ручки чужие труды любят
Труд кормит, а лень портит.
Труд всё побеждает.
Работа в парах
Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и (Слайд 8)
2. Когда и о каких людях говорят: «Белые ручки чужие труды любят». Напишите свое мнение. Слайд 9
Физкультминутка
Установите, одинаково ли звучит фраза при чтении слева направо и наоборот:
Около Миши молоко. Слайд 10
Ответы уч-ся.
- Почему звучит неодинаково?
- Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры. (!!!)
- упр.278. Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя. (!!!)
IV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исключите третье «лишнее»: (Слайд 11)
1. Мыло, Мила, мама.
2. Бал, белка, батон.
3. Дети, дата, дорога.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Дома §54, упр.280 (подобрать однокоренные глаголы с мягким согласным в конце корня)