Конспект. Урок русского языка в 4 классе (УМК«Школа России») «Склонение личных местоимений 1 и 2 лица»

2
0
Материал опубликован 5 August

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза А.И.Свертилова» города Людинова Калужской области











Конспект.

Урок русского языка в 4 классе (УМК«Школа России»)

«Склонение личных местоимений 1 и 2 лица»





Разработчик: Наширбанова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов, I квалификационная категория.





г. Людиново, 2023 год.

Тема: Склонение личных местоимений 1и 2 лица.

Класс: 4 («Школа России»)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели:

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучение умениям анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качеств личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование); формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная: привитие интереса к предмету

Планируемые  результаты:

Предметные: познакомиться со склонением местоимений 1 и 2-го лица, с алгоритмом определения лица, числа и падежа; научиться склонять местоимения 1 и 2-го лица, определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный   выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные:

         а) Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение; классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

         б) Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра.

         в) Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; планирование деятельности; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Оборудование: тетради, таблица «Части речи», запись на доске, карточки для парной и индивидуальной работы, мультимедийный проектор.

Образовательные (цифровые) ресурсы: мультимедийная презентация.

Метод работы: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- работа в парах;

- индивидуальная;

Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала).

Технологии: игровые технологии, технология деятельностного подхода, ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) -  приёмы: «Знаю-Хочу узнать-Узнал», информационно-коммуникативная, технология оценивания, здоровьесберегающая

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура, связь с жизнью.











СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Создание положительного и эмоционального настроя на уроке.

(1 мин)

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок!


- Вот мы и настроились с вами на урок. Я желаю вам хорошего настроения, приятных эмоций, и легкости при работе на уроке.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Все........ (местоимения)

Записывают число, классная работа — местоимения.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать

Актуализация знаний

Мотивация

(5мин)

Работа со словами с непроверяемым написанием.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ И ЗАПИШИТЕ СЛОВА-ОТГАДКИ

1. Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный ….(САЛЮТ)

2. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Ботинки)

3. Слово …… образовалось от латинского ТАЛЬЯРЭ – «резать». Изначально …… – «отрезанный кусок доски» для подачи пищи. (ТАРЕЛКА)



4. Дружба и братство- лучшее ….(БОГАТСТВО)

5. Эту математическую величину можно найти, если скорость движения объекта умножить на время его движения. (РАССТОЯНИЕ)

6. В исторический музей

Вместе мы с тобой ходили.

Стали ближе и ясней

Древности седые были…

В музее были ты и я.

Была для нас….(ЭКСКУРСИЯ)

-Каждый знает, что при составлении текста следует избегать повторов слов в соседних предложениях. Какие слова могут прийти нам на помощь?


Запись в тетрадь:

БОТИНКИ

САЛЮТ

ТАРЕЛКА

БОГАТСТВО

РАССТОЯНИЕ

ЭКСКУРСИЯ





























Предполагаемые ответы:

- Местоимения.



БОТИНКИ – ОНИ

САЛЮТ – ОН

ТАРЕЛКА – ОНА

БОГАТСТВО – ОНО

РАССТОЯНИЕ – ОНО

ЭКСКУРСИЯ - ОНА

Регулятивные:

Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное



Коммуникативные:

умение ясно, четко излагать свое мнение, выстраивать речь

Постановка учебной задачи и решение проблемы.

Создание проблемной ситуации (7мин)


-Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему?

- На предыдущих уроках мы уже начали знакомиться с местоимением как частью речи.

( Презентация, слайд 2-4)

-Предлагаю вам поработать с таблицей «ЗНАЮ, НЕ ЗНАЮ»(Приложение 1), освежить ваши знания об этой части речи и определить, все ли нам известно уже личных местоимениях.

На какие вопросы, пока не можем дать ответы? Давайте их пронумеруем.

- Можете ли вы определить тему урока? Какая перед нами стоит сегодня цель?



«Мозговой штурм» (Презентация, слайд 5)


Прочитайте. Из каких произведений эти строки. Кто автор?

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.


1. Если только жив __буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу.

2. Не оставь___, кум милый.      

Дай___   ____собраться с силой.  




-Перечислите, какие слова вы вставили? Что заметили?

- На прошлом уроке у нас получилась следующая таблица. (Презентация, слайд 6)


- Какой частью речи являются данные слова?



- Какие местоимения вы не встречали в таблице личных местоимений 1,2,3 лица? (НА ЭКРАНЕ)

-Подумайте и скажите, как слова «МНЕ», «МЕНЯ» могут быть связаны с личными местоимениями?











Работа в парах.







-Тема урока: «Склонение личных местоимений»

Цель: учиться склонять личные местоимения.







- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». А.С.Пушкин

- Басня «Стрекоза и Муравей». И.А.Крылов

- Я, меня, ты, мне.

- Я, ты -местоимения.



--Меня, мне.

- Эти слова являются формой слова «я».

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже знают и того, что еще не известно.

Познавательные:

постановка и решение проблемы.

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

«Открытие» нового знания

Исследование

(10 минут)


-Проверим свои предположения. Начнем исследовать поставленную нами проблему.

- Откройте учебник на с.56, УПР №118 (Презентация, слайд 7)

-Прочитайте текст.


Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.


- О чём или о ком говорится в тексте? Какова его главная мысль? Придумайте заголовок.

-Что вы знаете о стрекозах? (Если обучающиеся затрудняются ответить, использовать рассказ о стрекозах из Приложения 6) (Презентация, слайд 8)

1. Найдите местоимение 1-го лица единственного числа.

2. Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений.

3. Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.











Вернемся к таблице «ЗНАЮ/НЕ ЗНАЮ» (Приложение 1), ответьте на 1) вопрос: (Презентация, слайд 10)





-Давайте проверим, верен ли наш вывод. Прочитайте правило на с.56.

-Продолжим выполнять задания

- Посмотрите внимательно на выделенные местоимения? Какими членами предложения они являются? Для этого спишите 1-ое и 2-ое предложения. Найдите в них грамматическую основу.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть личное местоимение в предложении?

Вывод: личное местоимение, стоящее в И.п , являются в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

-Вернемся к таблице, ответьте на 2) вопрос:

-Вернемся к таблице, ответьте на 3) вопрос:

-Проверим свои выводы с.56 «Обратите внимание»








2) Заполним вместе таблицу «Склонение личных местоимений 1, 2 лица» (Приложение 2) (Презентация, слайд 11)


- Вернемся к таблице «ЗНАЮ/НЕ ЗНАЮ», ответьте на 4) вопрос: (Презентация, слайд 12)





Комментированная работа (КАРТОЧКИ)

Прочитайте предложения.

Найдите в предложениях местоимения.

Выпиши местоимения в столбик.

Определите лицо, число, падеж и синтаксическую роль местоимений.

Пользуйтесь таблицей «Склонение личных местоимений 1, 2 лица» (Приложение 2) (Презентация, слайд 13)


1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку.

2. Ты закрыла лицо руками и плакала.

3. Я позвоню тебе вечером.

4. Вася поедет с нами за город. 

5. У меня зазвонил телефон.


- Вернемся к таблице «ЗНАЮ/НЕ ЗНАЮ», ответьте на 5) вопрос: (Презентация, слайд 14)

















- О стрекозе.

-Стрекоза – хищное насекомое.





(НА ДОСКЕ):

Я (кто?) -И.п.,

вокруг меня (вокруг кого?)- Р.П.,

ко мне (к кому?) – Д.п.

на меня (на кого?) –В.п.,

надо мной (над кем?) – Т.п.,

на мне (на ком?) – П.п.

1)Личные местоимения склоняются как и имена существительные





Один обучающийся работает у доски, остальные выполняют записи в тетрадях







2)Личные местоимения в предложении могут быть главными или второстепенными членами предложения..

3) Личное местоимение является подлежащим, если стоит в форме именительного падежа.



4) Начальная форма личных местоимений 1-го и 2-го лица – это форма именительного падежа.

(РАБОТА У ДОСКИ)

МЫ - 1-е л.,мн.ч., И.п., подл.

ТЫ – 2-е л., ед.ч., И.п., подл.

Я – 1-е л., ед.ч.,И.п., подл.

ТЕБЕ – 2-е л., ед.ч., Д.п., втор.

С НАМИ - 1-е л., мн.ч., Т.п., втор.

У МЕНЯ – 1-е л., ед.ч., Р.п., втор.

Чтобы определить лицо и число личных местоимений в форме косвенных падежей, надо поставить местоимение в начальную форму.


Регулятивные:

определяют план действий, формулируют алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

выбирают необходимую информацию составляют алгоритм действий; делают вывод.

Коммуникативные:

создают ситуацию для обсуждения;

учатся слушать вопросы и задавать их.

Физкультминутка

(2 минуты)

- снятие утомляемости - поддержание эмоционального настроя.



Применение нового знания и первичное закрепление

Применение открытого знания в практической деятельности

(6 минут)

) – Разбейтесь на группы. Следующее задание вам предстоит выполнить вместе.

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение.


Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж

Вариант 1

Мы и сами с усами!

Вариант 2

Обвёл меня вокруг пальца!

Вариант 3

Вас водой не разольёшь!

Вариант 4

У тебя семь пятниц на неделе!

Вариант 5

Я на этом собаку съел!

Вариант 6

Перед нами встал больной вопрос!



(ПРОВЕРКА НА ЭКРАНЕ. Презентация. Слайды 17-18)

Работа в группах:



1. Сами, кое - что умеют, и вполне успешно могут решить любую проблему самостоятельно. МЫ – 2л., мн.ч, И.П.

2. Обмануть. МЕНЯ - 1л, ед.ч., В.п.

3. Крепкая дружба. ВАС - 2 л, ед.ч, В.п.

4.Часто менять планы. У ТЕБЯ - 2 л., ед.ч.,Р.п.

5. Иметь опыт в определённом деле. Я - 1л, ед.ч, И.п. Регулятивные:

.6.Назревшая, но трудноразрешимая, сложная проблема. ПЕРЕД НАМИ - 1 л. Мн.ч.. Т.п.


Регулятивные:

предполагают результат своих действий; употребляют способы взаимопроверки;

Познавательные:

учатся называть существенные признаки условий и выбора действий;

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше;

Коммуникативные:

создавать ситуацию для обсуждения; учатся работать в группе, учатся выражать свои мысли

Самостоятельная работа с самопроверкой

Применение нового способа действий

(7 минут)

-Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. На ваших столах лежат листочки. Подпишите их.  (Приложение)


Выполняют задание самостоятельно




Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль; находят рациональный способ проверки.

Личностные:

оценивают собственную

учебную деятельность, свои достижения, сте-пень самостоятельно-сти.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимо-действие с учителем

- проявление актив-ности в деятельности

Домашнее задание

(1 минута)

1)Составить рассказ о местоимении как о части речи по таблице «Знаю/не знаю»,

2) упр. 122. (Презентация. Слайд 20)



Рефлексия

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

(1 минута)

Закончите предложения:

Личные местоимения изменяются по………

Личные местоимения в предложении могут быть….. или……..

Личное местоимение, стоящее в форме Именительного падежа является в предложении…………..

Начальная форма местоимения – это форма……….

Чтобы определить лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо…..

О чем после нашего урока расскажете дома своим родным?

Отвечают на вопросы.


































Приложение 1

«Знаю / не знаю»

О местоимениях

ЗНАЮ «+»

НЕ ЗНАЮ «-»

СОМНЕВАЮСЬ«?»

Местоимение – ………………… часть речи


Личные местоимения ……………., но не называют его


Личные местоимения отвечают на вопросы …………? ……….?


Личные местоимения – это слова: .., …, …, …, …, …, …, ….


., …… – личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит или действует.


.., …… – личные местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются.


..,…..,….,……. – личные местоимения, которые указывают на предмет, о котором говорят.


Личные местоимения бывают ….,…..,…. лица.


Личные местоимения 1-го и 2-го лица не имеют грамматического признака …….., бывают ……… или ……….. числа.


Личные местоимения 3-го лица бывают ….., ..., …. и изменяются по ….. .


Личные местоимения склоняются как и ….…


Личные местоимения в предложении могут быть …… или …….. членами предложения.


Личное местоимение является подлежащим, если стоит в форме…….


Начальная форма личных местоимений 1-го и 2-го лица – это форма……


Чтобы определить лицо и число личных местоимений в форме косвенных падежей, надо…….




Приложение 2

Склонение личных местоимений 1, 2 лица по падежам

Падеж

Вопрос

Местоимения


Синтаксическая

роль

в предложении

1-е лицо

2-е лицо

Ед.ч.

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

И.п

Кто?







Р.п.

Кого?







Д.п.

Кому?







В.п.

Кого?







Т.п.

Кем?







П.п.

(О) ком?




























Приложение 3



Прочитайте предложения.

Найдите в предложениях местоимения.

Выпиши местоимения в столбик.

Определите лицо, число, падеж и синтаксическую роль местоимений.


1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку.

2. Ты закрыла лицо руками и плакала.

3. Я позвоню тебе вечером.

4. Вася поедет с нами за город. 

5. У меня зазвонил телефон.


____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

























Приложение 4.1



Вариант 1


Работа в группах:

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение (устно).

Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж


Мы и сами с усами!


_________________________________________________________________


Приложение 4.2



Вариант 2


Работа в группах:

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение (устно).

Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж

Обвёл меня вокруг пальца!


__________________________________________________________________


Приложение 4.3



Вариант 3


Работа в группах:

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение (устно).

Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж

Вас водой не разольёшь!


__________________________________________________________________






Приложение 4.4



Вариант 4


Работа в группах:

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение (устно).

Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж


У тебя семь пятниц на неделе!


__________________________________________________________________


Приложение 4.5



Вариант 5


Работа в группах:

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение (устно).

Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж

Я на этом деле собаку съел!


__________________________________________________________________

Приложение 4.6



Вариант 6


Работа в группах:

Прочитайте фразеологизмы. Определите их значение (устно).

Найдите и выпишите местоимения, определите их лицо, число и падеж

Перед нами встал больной вопрос!



_______________________________________________________________________







Приложение 5

__________________________________________________________________

Тест

1. Найди лишнее слово: 
а) я 
б) ты 
в) как 
г) мне
2. Найди признак личного местоимения:
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 

3. Личные местоимения отвечают на вопросы:

А) существительных

Б) глаголов

В) к ним нельзя задать вопрос


4. Каким членом предложения является местоимение в предложении?
Он долго ходил около школы
а) Сказуемым 
б) Подлежащим 
в) Определением 
г) Дополнением 


5. Сосчитай количество местоимений: как, без, тобой, у, я, ты, от, мы, до, вас, про, нас.
а) 4 
б) 5 
в) 6 
г) 7 

*6. Вставь нужное по смыслу личное местоимение 1-го или 2-го лица.


1.… нарисую ёлочку. 2. А …… что будешь рисовать? 3. Завтра …… пойдём на речку. 4. Кого …… ждёте?
5.
Вечером ………. читают сказки.6. Что ……… нужно вырезать из бумаги?

7. Какую задачу ……….. задали? 8. Скоро о ………. напишут в газетах.



Приложение 6

Стрекоза это хищное крылатое насекомое

Данных насекомых легко отличить от прочих членистоногих невооруженным глазом. При этом окрас животных может кардинально разниться. Самыми выразительными частями тела насекомого являются: Крупная голова с выразительными глазами. Тельце ярких цветов, иногда блестящее. Грудная часть. Прозрачные крылышки различных оттенков. Источник: https://kipmu.ru/strekoza/

Стрекозы – хищники, поэтому питаются большинством живущих в воздухе насекомых. В основном их рацион составляют мошки, комары, различные мухи, членистоногие. В личиночной стадии поедают небольших рыб или же себе подобных. Источник: https://kipmu.ru/strekoza/

t1754415896aa.gif

Источник: https://kipmu.ru/strekoza/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации