Урок русского языка «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цель: Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: научатся находить местоимения в речи; познакомятся с личными местоимениями.
Метапредметные УУД:
Познавательные: классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания; работать с толковым словарём, находить в нём необходимую информацию.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические
высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Форма урока: урок – исследование. 1-й урок в теме «Местоимение».
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, дифференцированная.
Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, карточки для исследовательской работы, карточки для дифференцированной работы, доска с необходимыми записями, учебник В. П. Канакина «Русский язык» 3класс -М.: Просвещение, 2012.
Подготовила: учитель высшей категории МОУ Леденгская ООШ Мусинова Наталья Александровна.
Этап урока |
Формирование УУД |
Речь и деятельность учителя |
Речь и деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Мотивация. Слайд 1 |
Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществляют самоконтроль; коммуникативные: -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: интерес к предмету, организация рабочего места. Личностные УУД: -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Мотивирует к деятельности. В школу мы пришли учиться, Надо хорошо трудиться, Много нового узнать, Чтобы грамотными стать. - Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. На уроке мы будем снова открывать тайны русского языка. -Готовы? Какие открытия сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. - А теперь, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. Запишите число, Классная работа. |
Проверяют готовность к уроку. Проверяют свою посадку, положение тетради. Записывают: Число Классная работа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний с использова нием чистописания. Слайд 2 |
Метапредметные УУД: познавательные: -анализируют объекты с целью выделения признаков, -ориентируются в своей системе знаний; регулятивные: -высказывают свое предположение; коммуникативные: -участвуют в диалоге; -точно и полно выражают свои мысли. Личностные УУД: -формируют умения видеть и признавать свои ошибки. |
Учитель организует выполнение гимнастики. показывает образец написания и нацеливает на деятельность. Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения Пальчиковая гимнастика (Массаж кисти рук с помощью ручки) Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
2. Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу) Дождик: кап, кап, кап. (постукивание по столу) Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши) Вырос гриб, гриб, гриб. (поднимают руки над столом) Кто нашёл его, друзья, а? (разгибают пальчики из кулачков) Это я, я, я, я! (загибают пальчики от мизинцев) - Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. сухой – мокрый старый - … гладить - … глубокий - … твёрдый - … большой - … -Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. МмМммМммм …. - Запишите буквы по образцу с правильным соединением. (показ на доске) - Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика. - На какие две группы можно разделить эти слова? - Какие еще части речи вы знаете? |
Выполняют гимнастику К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова, начинающиеся на букву м. - Значит, мы будем писать букву м - К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м. Прописывают цепочки букв МмМммМммм … - 1группа – гладить – это глагол, все остальные слова – имена прилагательные. - Существительное, предлог. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Определе ние темы Слайд 3 |
Метапредметные УУД: регулятивные: -формулируют, тему, урока; -планируют свою деятельность на уроке |
Создаёт условия для определения темы и целей урока Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, название вы сейчас скажете сами. -Вычеркните повторяющиеся буквы. Учитель задает вопросы. - Какое слово у вас получилось? -Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении. Краткие сведения о местоимениях. Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных. - Почему – это действительно загадка. Предлагаю провести исследование и найти ответ на отгадку. |
Вычеркивают повторяющиеся буквы. ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ Отвечают на вопросы учителя, читают название темы урока. - МЕСТОИМЕНИЕ. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи Выявление места и причины затруднения. Слайд 4 |
Метапредметные УУД: регулятивные: -формулируют цель, проблему урока; -планируют свою деятельность на уроке; -определяют последовательность действий на уроке. Личностные УУД: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
Создаёт условия для выполнения исследования. Начнём наше исследование. Перед каждым исследованием бывает подготовка. Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о местоимении. А для этого выполните небольшую тестовую работу. Приложение 1 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5. Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о Смогли ли вы ответить на все вопросы? Почему? Не хватает знаний Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока: Познакомимся с …. Учиться отличать … Учиться использовать |
Выполняют тестовое задание. Не хватает знаний Формулируют цели урока, опираясь на слова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка для глаз Слайд 5 |
Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Организация выполнений упражнения для снятия усталости и напряжения. |
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Открытие новых знаний.
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Предметные УУД:-формируют у учащихся конкретные знания (понятия, правила), -объясняют и применяют эти знания, действуют продуктивно в изучаемой области. Метапредметные УУД: регулятивные: -волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). познавательные: (общеучебные и логические): -строят логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, их обоснование, подбор аргументации); -наблюдают; -слушают. коммуникативные: -вступают в диалог; -участвуют в коллективном обсуждении; -аргументируют свое мнение; -строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; личностные: - умеют удерживать учебную задачу. |
Организует работу по открытию новых знаний. Учитель предлагает найти ответ на отгадку, доказать или опровергнуть утверждения учеников, консультирует, организует работу. Начнём наше исследование. - Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Приложение 2 1.Работа с предложениями. Учитель задает вопросы. Прочитайте. -О ком говорится в предложениях? - Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения? -Какой имеется недостаток и как его исправить, посоветуйтесь с товарищем по парте. -Давайте его отредактируем. - Составьте предложение из данных слов и запишите в тетрадь. Охотятся, майских, на, лисята, жуков. - Что вы сейчас записали? Закончите фразу: предложение состоит из … слов, каждое слово – это часть …. . речи. - Назовите, какие части речи встретились в предложениях? Т.к. местоимение – слово, значит, оно является …. Вывод 1. -Итак, первое открытие. Местоимение - …. - Запишете вывод в исследовательскую карточку. 2. Разбор слова по составу. Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название? Вместо какой части речи мы употребили в предложении местоимение? А теперь давайте разберём слово МЕСТОИМЕНИЕ по составу. -К какой части речи относятся эти слова? -Место, какой части речи заняли слова? В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени». Вывод 2. Итак, второе открытие. Запишите в исследовательскую карточку. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! 3. Выясним, каково же роль местоимения в речи? Вернёмся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки. -Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? -Для чего же мы используем в речи местоимения? Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимений такое же значение, как у существительного? Как вы думаете? Давайте выясним. -Чтобы избежать, повторение слова лиса в предложении мы заменили его на слово … -Какая часть речи указывает на данный предмет? -Если бы не было 1-го предложения, было бы понятно, о ком идёт речь? -В чём же различие в значении местоимения и имени существительного? Вывод 3. - Какой можно сделать вывод? Запишите в исследовательскую карточку. 4. Знакомство с личными местоимениями. Учитель задает вопросы. - В какой стране ты живёшь? - Какое слово употребили, назвав себя? Подчеркните это слово. - Какие ещё страны вы знаете? - Какое слово в предложении указывает на нас? - Обратитесь к соседу по парте с вопросом, не называя его имени. - Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились? - А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали? -Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? -Если это группа лиц? Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? 5.Работа с толковым словарём. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью. Учитель читает стихотворение о личных местоимениях. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ ОН, ОНА, ОНО, ОНИ- Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения. - Запишите личные местоимения в исследовательскую карточку. 6. Работа с учебником. Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 92, 93. -Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила? Вывод 5. Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. |
Читают предложения и отвечают на вопросы учителя. В лесу живёт лиса. Лиса кормится мышами, сусликами и другими грызунами Работают в парах и отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения. (Неоправданный повтор слова, необходимо его заменить другим словом). -Слово лиса во втором предложении заменим словом она. Учащиеся составляют предложение и отвечают на вопросы. Лисята охотятся на майских жуков. - Предложение. В предложениях встечались существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. - Частью речи. - Местоимение – это часть речи. Записывают вывод в исследовательскую карточку.
Отвечают на вопросы.
- Новое слово заняло место имени существительного. У доски работает 1 учащийся. МЕСТ – О – ИМЕНИЕ -К существительным. -Место имени существительного. - Местоимение употребляется вместо имён существительных. Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. Ученики записывают вывод в исследовательскую карточку.
Ученики отвечают на вопросы. -Повторы слов. -Чтобы избежать повторов. ОНА -Местоимение. -Нет. -Местоимение не называет предмет, а указывает на него. -Местоимение – часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Отвечают на вопросы и записывают предложения в тетрадь. - Я живу в России. - Слово Я. - Мы знаем Италию, Францию. - Слово МЫ. - Ты пойдёшь в кино? - На слово ТЫ. - Слово ВЫ. ОН, ОНА, ОНИ Высказывают свои предположения. Работают в четверках, читают значение слова личные в Толковом словаре. Записывают личные местоимения в исследовательскую карточку.
Читают правило в учебнике. Делают вывод и записывают в исследовательскую карточку.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Физкультми-нутка. |
Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Учитель показывает упражнения. - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Я иду и ты идёшь (шагают на месте) Раз, два, три (хлопки в ладоши) Я пою и ты поёшь Раз, два, три Мы идём и мы поём Раз, два, три Очень дружно мы живём Раз, два, три. - Какие местоимения вы услышали? |
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде Слайд 14 |
Предметные УУД: -умеют применять знания на практике. Метапредметные УУД: познавательные: -находят ответы на вопросы; - овладевают умением поиска и выделения необходимой информации; -выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение; регулятивные: - отличают верно выполненное задание от неверного; -осуществляют взаимоконтроль. коммуникативные: -участвуют в коллективном обсуждении; -аргументируют свое мнение; -осуществляют контроль. |
Учитель предлагает вспомнить цель урока, задает вопросы, даёт инструктаж. - Вспомните, чему мы должны научиться? А теперь внимание – начинаем соревнование! Конкурс «Самый внимательный редактор». 1.Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей мартышка слыхала, Что это зло ещё не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. 2.Ай, Моська! Знать Моська сильна, Что лает на Слона! 3.Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она: «Не оставь меня, кум милый! Дай, кум милый, мне собраться с силой, И до вешних только дней Прокорми и обогрей». Учитель организует подведение итогов первой части урока. Вывод. – Что такое местоимение? Работа по учебнику. Упражнение 156 |
Повторяют цель урока, отвечают на вопросы, выполняют инструкции. Опираясь на исследовательскую карточку, дают определение местоимению. Записывают местоимения, которые указывают на того, кто говорит на того, к кому обращаются с речью на того, о ком (или о чём) говорят |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону. Слайд 15 Слайд 16 |
Предметные УУД: -умеют применять знания на практике. Метапредметные УУД: Регулятивные: -контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: -самоопределение. |
Учитель предлагает выполнить задания разного уровня сложности. Инструктаж учителя. Приложение 3 1 уровень -Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения. Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце. -Произведите синтаксический разбор 2-го предложения. 2 уровень -Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 3 уровень. Найдите личные местоимения. Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. -Какой секрет в этом упражнении? Проверка по эталону. |
Выбирают карточку и выполняют задания. Проверяют себя по эталону. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Метапредметные УУД: познавательные: анализ полученных знаний и умений, коммуникативные: Личностные УУД: -следуют моральным нормам и этическим требованиям. |
Учитель предлагает, обобщить знания, ответив на вопросы учителя. -С какой частью речи мы познакомились? -Почему эта часть речи получила такое название? -Для чего нужны местоимения в речи? Предлагаю вам вернутся к нашему тесту и выполнить задания. Смогли ли вы ответить на все вопросы? Почему? |
Подводят итог урока. Повторно выполняют тест. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. |
Метапредметные УУД: регулятивные: самоконтроль. Личностные: -осознание личной значимости; -применение полученных знаний и умений в практической деятельности. |
Учитель предлагает выполнить задание по выбору. - Сочинить стихотворение или сказку о местоимениях. -Записать 5 предложений с местоимениями -Стр.93 упр. 157 в учебнике. |
Мотивация детей на поисковую работу (по выбору учащихся). Записывают задание в дневник. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самооценка
|
УУД: регулятивные: -контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности; - дают оценку деятельности на уроке; коммуникативные: Личностные УУД: -следуют моральным нормам и этическим требованиям. |
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах, оценить свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. - Продолжите фразу: «На уроке я узнал…» «Мне на уроке удалось…» «Мне бы хотелось похвалить…» «Самым интересным на уроке было…» Оцените свою работу на полях светофором. Выставления оценок. |
Анализируют свою работу и оценивают свою деятельность. |
2
Урок понятие о местоимении
PPTX / 469.5 Кб
Пояснительная записка к уроку Понятие о местоимении
DOCX / 23.25 Кб
Приложение к уроку Понятие о местоимении
DOC / 39 Кб
Использованная литература
DOCX / 14.39 Кб
Использованная литература
DOCX / 14.39 Кб