Урок-закрепление по русскому языку в 4 классе на тему «Склонение личных местоимений»
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок русского языка в 4 классе.
Разработала учитель начальных классов
МБОУ ЕСШ №7 им. О. Н. Мамченкова
Насирова Наталья Владимировна
Тема урока: Склонение личных местоимений (закрепление).
Цель урока:
Закрепить умения учащихся изменять местоимения по падежам.
Задачи урока:
Формировать умения находить личные местоимения в тексте;
правильно склонять личные местоимения;
употреблять личные местоимения в нужной форме;
Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; способность анализировать предложенный материал; навыки устной и письменной речи; умение работать самостоятельно.
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности, умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определяет цель деятельности на уроке; учится работать по совместно предложенному плану, умеет оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: слушает и понимает речь других; умеет оформлять свои мысли в устной форме, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.
Ход урока
I. Организационный момент.
Наш урок я бы хотела начать словами народного поэта Дагестана, переводчика, общественного и политического деятеля Расула Гамзатова: «Человек, решивший писать без знания языка, подобен безумцу, который прыгнул в бурную реку, не умея плавать». Надеюсь, что этот урок поможет вам улучшить ваши знания языка, и вы с легкостью впоследствии преодолеете разные реки.
Откройте ваши тетради и запишите дату.
II. Актуализация знаний.
Словарь. (2-9 слайды)
Узнайте и запишите словарные слова по картинкам или описанию.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания вашим одноклассником. (слайд 10).
Оцените правильность и аккуратность выполнения задания с помощью линеечки. Верните тетради. Поднимите руки те, у кого не было ошибок. Замечательно.
Запись местоимений.
К какой части речи относятся записанные слова? (имя существительное)
Найдите внутри каждого слова спрятанное слово, которое относится к другой части речи. Запишите эти слова. (Работают цепочкой по 1 человеку у доски).
Прочитайте новые слова. К какой части речи они относятся? (местоимение)
Какое из них можно выделить лишним? Почему? (ей, так как стоит в форме Д. п.)
III. Постановка учебной задачи.
Кто догадался, какая тема нашего урока? (Слайд 11)
Какие цели поставите перед собой?
Сегодня мы будем закреплять умение склонять личные местоимения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи.
IV. Работа по закреплению и систематизации знаний.
Давайте проверим, как вы сможете узнать местоимения по описанию.
(слайд 12-13). У доски работает 1 человек с самооценкой.
Узнай местоимение:
1 лицо, мн. ч., в Р. п.
2 лицо, мн. ч., в Д. п.
3 лицо, мн. ч., в В. п.
3 лицо, ед. ч., ж. р., в Т. п.
Проверка: нас, вам, их, ею.
Тест. (слайды 14-20)
Это была разминка. Теперь вам нужно выполнить следующее задание. Это будет тест. Возьмите бланки для ответов, подпишите их. Начинаем работу.
Проверьте себя. (слайд 21). Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Кто допустил ошибки, какой вывод сделаете? (повторить)
Работа с предложением. (слайд 22)
В следующем задании вам нужно составить предложение по схеме. Желательно использовать местоимения. Запишите предложение. Кто прочитает своё предложение? Оцените себя с помощью линеечки самооценки.
Работа с пословицами.
Откройте, пожалуйста упражнение 133. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (составить пословицы). Обсудите в парах. Кто хочет выполнить это задание у доски?
Как вы понимаете эти пословицы?
Запишите по 1 пословице и определите падеж местоимений (по рядам).
Кто хочет выполнить это задание у доски? (Самооценка) Проверьте себя.
Физминутка.
Редактирование текста. (слайд 23-24).
Теперь я вам предложу побывать в роли редакторов. Кто знает, кто такой редактор?
Согласно толковому словарю, редактор – тот, кто работает с текстом, а именно проверяет и исправляет его содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, с целью улучшения композиции, структуры произведения, устранения стилистических, логических и иных ошибок и недочетов.
Сейчас вы будете снова работать в парах. На партах у вас лежат карточки с текстом. Прочтите его.
Мама.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Что в нём не так? (Часто повторяется слово мама) Ваша задача заменить его местоимением так, чтобы получился красивый текст.
Проверять работу вы также будете в парах. Обменяйтесь работами, проверьте и оцените с помощью линеечки.
Молодцы.
Творческая работа. (слайд 25).
Мы с вами многое повторили о местоимении. Теперь я вам предлагаю составить небольшой текст на тему “Мой друг”, используя в предложениях данные местоимения:
Я, мы, он, его, ему, у него, с ним, ко мне, со мной, о нём.
Подчеркните местоимения, которые были использованы вами в тексте.
Каким предложением можно начать рассказ? (У меня есть друг).
Кто прочитает свой текст? Оцените свою работу.
Загадки. (слайд 26-27).
А теперь отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.
Эти два местоимения мешают движению на дорогах.
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог.
Какое местоимение одинаково читается и слева, и справа?
Ответ: ямы, тыква, ящик, оно.
Молодцы!
V. Итог урока, самооценка. (слайд 29).
Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие цели ставили?
Возьмите, пожалуйста карточку самооценки и оцените свою работу на уроке.
Оценивание учащихся.
Я могу оценить работу следующих учеников: …..
Кто хочет, чтобы я поставила отметку за работу на уроке в журнал, может сдать мне отдельно тетради.
VI. Домашнее задание. Слайд 30
Письменно составить рассказ на тему «Отдых», в котором должно быть как можно больше личных местоимений.
Спасибо за урок!