Конспект урока литературы в 10 классе: И.А.Гончаров Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова
Класс-10-А
Русский язык.
Урок № 79
01.04.2021г.
Учитель Головко Лилия Петровна.
Тема: И.А.Гончаров Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Цели урока:
Определить особенности характера главного героя через анализ эпизодов
Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в парах.
Воспитывать отрицательное отношение к лени, нерешительности.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) формирование умения подтверждать свои высказывания цитатами с текста, на основе прочитанного текста делать выводы;
2) формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
1)формирование умения слушать и понимать других работы в парах;
2)формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;
2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Тип урока:
Тип урока: подача нового материал
Оборудование: текст романа И.А. Гончарова « Обломов», учебники.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Ребята, послушайте стихотворение П.А. Вяземского «Ода халату».
(Чтение учителем стихотворения)
Жизнь наша в старости - изношенный халат: И совестно носить его, и жаль оставить; Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат; Нельзя нас починить и заново исправить. Как мы состарились, состарился и он; В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже, Чернилами он весь расписан, окроплен, Но эти пятна нам узоров всех дороже; В них отпрыски пера, которому во дни Мы светлой радости иль облачной печали Свои все помыслы, все таинства свои, Всю исповедь, всю быль свою передавали. На жизни также есть минувшего следы: Записаны на ней и жалобы, и пени, И на нее легла тень скорби и беды, Но прелесть грустная таится в этой тени. В ней есть предания, в ней отзыв наш родной Сердечной памятью еще живет в утрате, И утро свежее, и полдня блеск и зной Припоминаем мы и при дневном закате. Еще люблю подчас жизнь старую свою С ее ущербами и грустным поворотом, И, как боец свой плащ, простреленный в бою, Я холю свой халат с любовью и почетом. Каков символический смысл имеет халат в романе? С каким героем у вас ассоциируется? Значит о ком мы будем с вами говорить? Сформулируйте тему сегодняшнего урока Какие цели мы должны реализовать на уроке? |
3. Проверка пройденного материала.
Ребята, мы продолжаем изучать роман И.А. Гончарова «Обломов. Дома вам нужно было прочитать 1-3 главы произведения. Чтобы проверить насколько качественно вы прочитали текст, выполним небольшое задание.
Литературный диктант-взаимопроверка. (работа в парах).
1. Сколько лет работал над романом «Обломов» И.А. Гончаров?
2. Определите жанр романа.
3. «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души, а душа так открыто и ясно светилась в глазах …» О ком эти слова?
4. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов как кровная английская лошадь» - это портрет…?
5. Слугу обломова зовут …?
6.Любимый предмет одежды Обломова…?
7.Когда он был дома, а он почти всегда дома,- он всё время …?
8.Интересы семьи Обломова сосредоточены на...?
9. От кого Штольц перенял свой практичный подход к жизни, целенаправленность и умение трудиться?
10. В чем автор видит причины «обломовщины»?
Ключи:
1.12 лет.
2. Социально-психологический.
3.ОбОбломове.
4. Андрей Штольц.
5. Захар.
7.Лежал.
8. В сне, в еде и физических удобствах.
9. От отца-немца.
10. В деградации и застое чистой, нерасчетливой, нежной, но ленивой души героя .
Илья. Древнееврейское «божья помощь» . В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
4. Изучение нового материала.
При изучении произведений мы с вами не раз сталкивались с понятием «говорящая фамилия». Например, Скотинин, Правдин, Простакова и др.
Проблемный вопрос: В чём противоречие имени и фамилии главного героя?
Работа со словарём.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
в современном жаргоне – неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
- Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
(ответы уч-ся)
Илья. Древнееврейское «божья помощь».
Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья – Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
Вывод.Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
Начинаем знакомство с главным героем.
А) Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт (бытие). (запись в тетрадь).
Быт — повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды.
Бытие́, филос. объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. 2. жизнь, существование.
1. Каким предстаёт перед нами Обломов? Дайте его портретную и социально-психологическую характеристику.
2. Огромную роль в создании образа героя, в раскрытии его характера играют предметные детали. Какие предметы окружают Обломова? Какие вещи особенно дороги ему? Как они характеризуют героя?
3. Из чего состоит одежда Обломова?
4. О чем говорит интерьер комнаты Обломова?
5. Кроме того, Гончаров подробно описывает Захара – слугу Обломова. Почему? Сопоставьте их образы.
Вывод: В начале романа мы видим Илью Ильича полным, изнеженным мужчиной лет32-35,лежащим полдня в постели. У него белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать..». Главное свойство его натуры - мечтательность. Он с детства привык жить вымышленными, сказочными, воображаемыми событиями. Обломов, в сущности, удовлетворён своим положением. Всякое стремление что-то активно изменить в жизни кажется ему суетой, в которой человек теряет себя, а он хочет сохранить свою личную независимость и свободу.
Б). Философия жизни Обломова «Только не сейчас». Всякие проблемы из вне кажутся ему «суетой». Обломов живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров».
1.Как сказываются лень и апатия Обломова его материальном состоянии?
2. Что тревожило Илью Ильича этим утром? (Вынуждают освободить комнату)
2. Как обстоят дела в Обломове? ( Письмо старосты)
Вывод. Обломов беспечен, пассивно относится к жизни, старается уйти от проблем, не думать о них, отложить решение всех вопросов на потом. Это сказывается на его бесхозяйственности, нежелании заниматься каким- либо видом деятельности.
В) Отношение окружающих людей к Обломову и Обломова к ним.
( Индивидуальная работа).
1. Но можем ли мы утверждать, что лень и бесполезность отражают всю суть характера Обломова?
2. Почему Дружинин называет его добрым человеком?
Представьте, что вы лежите дома и ничего не делаете. К вам придут сразу же 5 гостей?
Давайте попробуем определить, почему же всё-таки к Обломову тянутся люди?
Итак, гости Обломова.
Кто появляется первым? (Волков)
(Выступление первой ученицы).
Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих деталей: «блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано , даже любовь с Лидинькой.
Почему Обломов считает Волкова несчастным?
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
(Выступление второй ученицы).
Второй посетитель это Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой»«сколько дела - ужас»,«меня очень ценят». Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» .
Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»
(Выступление третьей ученицы)
Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком». Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».
Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного человека, который также, по мнению Обломова, несчастен. Почему?
«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.
Вывод: Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство». Обломов прекрасно разбирается в людях.
Высказывание Ильи Ильича о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство , прикрытое взаимной любезностью. И это является противовесом той среды, которая его окружает.
5.Физкультминутка.
Аутомануальный комплекс (массаж)
Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
Точка на лбу между бровями.
По краям крыльев носа.
В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
В височной ямке (парные).
Чуть выше роста волос под основанием черепа.
Нарисовать глазами конус, овал, квадрат.
Для того, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор БСП и вспомнить последовательность разбора сложного предложения, давайте обратимся к учебнику.
6. Итог урока.
Так каким же перед нами в конечном итоге предстаёт Обломов?
1. Согласны ли вы с утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости? Чем? Об этом мы будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.
2. Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).
7. Рефлексия.
(Прогнозирование)
Заинтересовал ли вас роман?
Чем именно заинтриговал?
Что вы ждёте от следующих глав романа?
8. Дифференцированное домашнее задание .
Обязательная часть.
Перечитать ч. 1, до 9-й главы романа «Обломов»,
учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в». с.187- 189 .
^ Задание по выбору
ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное)
Составить письменную характеристику Обломова на основании материалов данного урока.
Устинова Валентина Ивановна
Головко Лилия