12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головко Лилия101

Презентация к конспекту урока № 123. Грамматическая основа п
PPT / 328.5 Кб

/data/files/k1634925302.ppt (Презентация к конспекту урока № 123. Грамматическая основа п)Класс-5-Б

Русский язык.

Урок № 123

01.04.2021г.

Учитель Головко Лилия Петровна.

Тема: Грамматическая основа предложения.

Цель

1) Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого;

2)Развитие устной и письменной связной речи;развитие мышления, творческого воображения;

3)  Воспитание любви к природе,интереса к русскому языку.

Задачи урока:

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме грамматическая основа предложеня, формировать умение работать, в парах, самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

  УУД:

Личностные: умение отстаивать свое мнение, понимать значение и смысл обучения, оценивать усваиваемый материал.

Регулятивные: умение ставить цели; определять задачу; умение корректировать, исправлять ошибки и находить правильное решение.

Познавательные: смысловое чтение текста с извлечением полезной информации; поиск лишнего.

Коммуникативные: работа в парах; инициативное сотрудничество, умение слышать друг друга при поиске решения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.2 / ( Л.М. Рыбченкова , О.М. Александрова..),раздаточные карточки, мультимедийный проектор, ндивидуальные разноуровневые карточки с заданиями, листы контроля.

Ход урока.

Орг.момент.

Прозвенел уже звонок.

Вы готовы на урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Есть учебник и тетрадка?

Все готовы отвечать и отметки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Ну тогда прошу садиться.

2 Актуализация знаний учащихся..

а)Орфографическая разминка.

Перебирать, отберу, запер, запирать,застелить,застилать,

положить, излагать,возлагать.

(Работа у доски. По человеку с ряда)(Слайд1-2)

Игра «Цифровая мозайка».

Прочитайте предложения, выпишите из них количество слов и членов предложения.

Поднялась за рекой большая тёмная туча. (6-5)

Пронёсся по лесным макушкам вихрь.(5-4)

На землю упали первые тяжелые капли.(6-5)

Вскоре хлынул тёплый проливной дождь (5-5)

Природа радуется грозе.(3-3) (слайды 3 -4)

3. Целеполагание.

Слово учителя:

Чтобы

А тему сегодняшнего урока вы узнаете, решив лингвистическую задачу.

Найдите главные слова в предложении.

Крымские просторы радуют глаз.

Как они называются и что составляют?

Попробуйте определить тему урока. (слайд 5)

Чему мы должны научиться на уроке?(слайд 6)

4. Актуализация знаний.

1.) Слова учителя. Ребята, знакомы с этими членами предложения с младших классов. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем и сказуемом, с помощью опорных вопросов карточки №1.

Карточка №1

Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее

Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)

На какие вопросы отвечает подлежащее?

В каком падеже стоит подлежащее?

Как графически выделяется?

Сказуемое.

К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

После какого члена предложения чаще всего стоит?

Как графически выделяется? (работа в парах.) (Слайд 7)

2.)Слово учителя.

Работа у доски с карточками. (два ученика).




Карточка №1

Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является сказуемое.


Мы живем на Земле. Земля – наш общий дом. Она прекрасна.


Вывод: Сказуемое чаще всего может быть выражено глаголом, существительным и прилагательным.(Слайд 8)


Карточка №2

Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является подлежащее.


Расцвели подснежники. Они робко тянулись к солнцу. Сергей с отцом нарвали букет первоцветов.

Вывод: Подлежащее чаще всего может быть выражено существительным, местоимением, словосочетанием. (Слайд 9)


3.) Работа с классом (по рядам), пока ученики работают у доски.

Игра (Собери предложение- «Сказочная мозаика).

1 Ряд. Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.

2.Ряд. Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.

3. Ряд. Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.

(Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу).

Вывод: главные члены предложения могут быть однородными.

4.)Работа с учебником. С. 108, П.62.

Раздать разноуровневые карточки слабым ученикам.(4 человека).

4. Физкультминутка (Слайд 10)

(Учитель зачитывает сочетания слов. Если это грам. основа, ученики хлопают в ладоши, а если словосочетание, трусят кистями рук).

Краски радуют,через море, беречь природу, дети работают, чуткие и зоркие, весеннему дню, природа творит, леса и горы, мы любим.

Вывод: не только отдохнули, но и отработали умение отличать словосочетание от предложения.

5. Закрепление пройденного материала.

Творческий диктант.( Записать предложения под диктовку, определить, являются ли они текстом, выделить грамматическую основу, подчеркнуть в начале каждого главного члена первую букву. В итоге должно получиться слово «МОЛОДЕЦ» (слайд 11)

Мы охраняем лес. Лена описала порядок действий и дала четкие указания ребятам. Лесная ежевика царапала руку. (слайд 12)

6. Итог урока

Блиц – опрос.

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое?

Чем чаще всего бывает выражено подлежащее?

А сказуемое?

В каком падеже стоит подлежащее?

7. Домашнее задание.

1.)Выучить правила. (для всех)

Пар.62, упр.479, с. 107.(1-й уровень)

Составить небольшой текст (5-6 предложений) на на тему «Весна». Выделить в предложениях грамматические основы.(Слайд 13)


6.Рефлексия

Было интересно…

Я научился(ась)…

Теперь я могу…

Было трудно…

(Слайд 14)
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточки для индивидуальной работы.

1

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________


В каждом предложении подчеркни главные члены.

1.Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками.



2

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________


В каждом предложении подчеркни главные члены.

1..Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.


3

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1.Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. \



3

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Карточка №1

Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее

Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)

На какие вопросы отвечает подлежащее?

В каком падеже стоит подлежащее?

Как графически выделяется?

Сказуемое.

К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

После какого члена предложения чаще всего стоит?

Как графически выделяется?


Карточка №1

Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее

Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)

На какие вопросы отвечает подлежащее?

В каком падеже стоит подлежащее?

Как графически выделяется?

Сказуемое.

К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

После какого члена предложения чаще всего стоит?

Как графически выделяется?


Карточка №1

Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее

Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)

На какие вопросы отвечает подлежащее?

В каком падеже стоит подлежащее?

Как графически выделяется?

Сказуемое.

К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.

На какие вопросы отвечает сказуемое?

После какого члена предложения чаще всего стоит?

Как графически выделяется? (работа в парах.)






ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Карточка №1

Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является сказуемое.


Мы живем на Земле. Земля – наш общий дом. Она прекрасна.



Карточка №2

Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является подлежащее.


Ландыши расцвели! Они благоухали. Сергей с отцом нарвали букет первоцветов.

















ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.

Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.


Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу

Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.