Конспект урока русского языка на тему «Грамматическая основа предложения» (5 класс)
Презентация к конспекту урока № 123. Грамматическая основа п
PPT / 328.5 Кб
/data/files/k1634925302.ppt (Презентация к конспекту урока № 123. Грамматическая основа п)Класс-5-Б
Русский язык.
Урок № 123
01.04.2021г.
Учитель Головко Лилия Петровна.
Тема: Грамматическая основа предложения.
Цель
1) Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого;
2)Развитие устной и письменной связной речи;развитие мышления, творческого воображения;
3) Воспитание любви к природе,интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме грамматическая основа предложеня, формировать умение работать, в парах, самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
УУД:
Личностные: умение отстаивать свое мнение, понимать значение и смысл обучения, оценивать усваиваемый материал.
Регулятивные: умение ставить цели; определять задачу; умение корректировать, исправлять ошибки и находить правильное решение.
Познавательные: смысловое чтение текста с извлечением полезной информации; поиск лишнего.
Коммуникативные: работа в парах; инициативное сотрудничество, умение слышать друг друга при поиске решения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.2 / ( Л.М. Рыбченкова , О.М. Александрова..),раздаточные карточки, мультимедийный проектор, ндивидуальные разноуровневые карточки с заданиями, листы контроля.
Ход урока.
Орг.момент.
Прозвенел уже звонок.
Вы готовы на урок?
Всё на месте? Всё в порядке?
Есть учебник и тетрадка?
Все готовы отвечать и отметки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Ну тогда прошу садиться.
2 Актуализация знаний учащихся..
а)Орфографическая разминка.
Перебирать, отберу, запер, запирать,застелить,застилать,
положить, излагать,возлагать.
(Работа у доски. По человеку с ряда)(Слайд1-2)
Игра «Цифровая мозайка».
Прочитайте предложения, выпишите из них количество слов и членов предложения.
Поднялась за рекой большая тёмная туча. (6-5)
Пронёсся по лесным макушкам вихрь.(5-4)
На землю упали первые тяжелые капли.(6-5)
Вскоре хлынул тёплый проливной дождь (5-5)
Природа радуется грозе.(3-3) (слайды 3 -4)
3. Целеполагание.
Слово учителя:
Чтобы
А тему сегодняшнего урока вы узнаете, решив лингвистическую задачу.
Найдите главные слова в предложении.
Крымские просторы радуют глаз.
Как они называются и что составляют?
Попробуйте определить тему урока. (слайд 5)
Чему мы должны научиться на уроке?(слайд 6)
4. Актуализация знаний.
1.) Слова учителя. Ребята, знакомы с этими членами предложения с младших классов. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем и сказуемом, с помощью опорных вопросов карточки №1.
Карточка №1
Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее
Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)
На какие вопросы отвечает подлежащее?
В каком падеже стоит подлежащее?
Как графически выделяется?
Сказуемое.
К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.
На какие вопросы отвечает сказуемое?
После какого члена предложения чаще всего стоит?
Как графически выделяется? (работа в парах.) (Слайд 7)
2.)Слово учителя.
Работа у доски с карточками. (два ученика).
Карточка №1
Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является сказуемое.
Мы живем на Земле. Земля – наш общий дом. Она прекрасна.
Вывод: Сказуемое чаще всего может быть выражено глаголом, существительным и прилагательным.(Слайд 8)
Карточка №2
Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является подлежащее.
Расцвели подснежники. Они робко тянулись к солнцу. Сергей с отцом нарвали букет первоцветов.
Вывод: Подлежащее чаще всего может быть выражено существительным, местоимением, словосочетанием. (Слайд 9)
3.) Работа с классом (по рядам), пока ученики работают у доски.
Игра (Собери предложение- «Сказочная мозаика).
1 Ряд. Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.
2.Ряд. Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.
3. Ряд. Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.
(Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу).
Вывод: главные члены предложения могут быть однородными.
4.)Работа с учебником. С. 108, П.62.
Раздать разноуровневые карточки слабым ученикам.(4 человека).
4. Физкультминутка (Слайд 10)
(Учитель зачитывает сочетания слов. Если это грам. основа, ученики хлопают в ладоши, а если словосочетание, трусят кистями рук).
Краски радуют,через море, беречь природу, дети работают, чуткие и зоркие, весеннему дню, природа творит, леса и горы, мы любим.
Вывод: не только отдохнули, но и отработали умение отличать словосочетание от предложения.
5. Закрепление пройденного материала.
Творческий диктант.( Записать предложения под диктовку, определить, являются ли они текстом, выделить грамматическую основу, подчеркнуть в начале каждого главного члена первую букву. В итоге должно получиться слово «МОЛОДЕЦ» (слайд 11)
Мы охраняем лес. Лена описала порядок действий и дала четкие указания ребятам. Лесная ежевика царапала руку. (слайд 12)
6. Итог урока
Блиц – опрос.
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Чем чаще всего бывает выражено подлежащее?
А сказуемое?
В каком падеже стоит подлежащее?
7. Домашнее задание.
1.)Выучить правила. (для всех)
Пар.62, упр.479, с. 107.(1-й уровень)
Составить небольшой текст (5-6 предложений) на на тему «Весна». Выделить в предложениях грамматические основы.(Слайд 13)
6.Рефлексия
Было интересно…
Я научился(ась)…
Теперь я могу…
Было трудно…
(Слайд 14)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки для индивидуальной работы.
№1
Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1.Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками.
№2
Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1..Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
№3
Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________
В каждом предложении подчеркни главные члены.
1.Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. \
№3
Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________
Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточка №1
Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее
Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)
На какие вопросы отвечает подлежащее?
В каком падеже стоит подлежащее?
Как графически выделяется?
Сказуемое.
К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.
На какие вопросы отвечает сказуемое?
После какого члена предложения чаще всего стоит?
Как графически выделяется?
Карточка №1
Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее
Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)
На какие вопросы отвечает подлежащее?
В каком падеже стоит подлежащее?
Как графически выделяется?
Сказуемое.
К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.
На какие вопросы отвечает сказуемое?
После какого члена предложения чаще всего стоит?
Как графически выделяется?
Карточка №1
Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее
Подлежащее. Весна пришла. (Что пришла? –весна)
На какие вопросы отвечает подлежащее?
В каком падеже стоит подлежащее?
Как графически выделяется?
Сказуемое.
К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу.
На какие вопросы отвечает сказуемое?
После какого члена предложения чаще всего стоит?
Как графически выделяется? (работа в парах.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточка №1
Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является сказуемое.
Мы живем на Земле. Земля – наш общий дом. Она прекрасна.
Карточка №2
Переписать предложения. Определить, являются ли они текстом. Подчеркнуть грамматическую основу. Написать, какой частью речи является подлежащее.
Ландыши расцвели! Они благоухали. Сергей с отцом нарвали букет первоцветов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Гуляет, по морю, подгоняет, и, кораблик, ветер.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Поет, белка, орешки, песенки, да грызёт, всё.
Собери из слов предложения. Назови, из какого оно произведения и автора. Подчеркнуть грамматическую основу
Пряли, три, под, вечерком, поздно, девицы, окном.