12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аниса Сафина358
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
4

Тема учебного занятия: Предложение. Грамматическая основа предложения

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ № 66»

Учитель: Сафина Аниса Мансуровна

Класс 5

Предмет: Русский язык

Тема учебного занятия: Предложение. Грамматическая основа предложения. 45 минут

Тип учебного занятия: Комбинированный урок

Цели урока:

Формирование понятия о предложении, грамматической основе, интонации конца предложения;

Развитие устной и письменной связной речи; нахождение грамматической основы предложения; развитие мышления, творчекого воображения;

Воспитание любви к природе, чувства патриотизма, интереса к русскому языку.

:

Оборудование: Учебный класс, наглядный дидактический материал.

Ход учебного занятия

Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

- Работа с предложением.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

Словарная работа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Словарная работа у нас сегодня необычная. К нам пришёл в гости Афанасий. Он принёс загадки.

- Слушать учителя.

- Записать в тетради число.

Задание: Найдите отгадку к загадке, запишите в тетрадь, объясните правописания орфограмм.

ЗАГАДКИ:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (автомобиль)

Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога)

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес,

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

В жёлтом море корабль плывёт,

Он идёт, волну сечёт.

Из трубы зерно течёт. (Комбайн)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном,

На столбе золотом. (Пшеница)

Практическая работа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель: Открывает доску: АВТОМОБИЛЬ

ДОРОГА

КАЛЕНДАРЬ

КОМБАЙН

ПШЕНИЦА

Задания: Выберем любое словарное слово и составим с ним предложение.

? –Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение?

-Запишите каждый своё составленное предложение с любым из данных слов.

? Какие предложения получились у вас по цели высказывания?

? А какие они по интонации?

Ученики:

Слушают задание и отвечают на вопросы.

Связать слова по смыслу

Ученики записывают предложения.

Повествовательные.

Невосклицательные.


 

3.Введение в тему.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель:

А вот какое предложение придумал наш гость (предложение записано на доске). ПАДАЮТ С ВЕТКИ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТКИ.

Афанасий сочинил для нас с вами осеннюю загадку. Отгадайте её.

ПАДАЮТ С ВЕТКИ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТКИ (осенние листья)

Синтаксический разбор предложения.

Афанасий предлагает вам выполнить синтаксический разбор этого предложения.

Ученики:

Ребята отгадывают загадку.

осенние листья

Учащиеся записывают предложение в тетрадь и разбирают. Один ученик выполняет разбор в слух.


 

Глаг. Сущ. Прил. Сущ.

Падают с ветки золотые монетки. (Повеств., невоскл., 1 грам. осн., простое, двусост., распр., ничем не осл.) [=== _____].

 

4.Сообщение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель: Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Да, вы правы, мы сегодня говорим о предложении.

- Вместе мы постараемся вспомнить всё, что уже изучили по теме: «Предложение».

Ученики:

Работают вместе с учителем.

Слушают учителя.

ФИЗМИНУТКА.

 

5. Работа по закреплению материала.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель:

?- Ребята, из чего состоит предложение?

? – Что выражает предложение?

Учитель открывает на доске таблицу:

Предложение выражает законченную мысль

Слова связны по смыслу

Есть главные и второстепенные члены

Грамматическая основа

Конец предложения

И вновь задание от Афанасия.

Перед вами предложения. Вам нужно разобраться, какие они по цели высказывания.

Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, определить, какое это предложение по цели высказывания.

- Учитель диктует ученикам предложения.

1) Уж небо осенью дышало. (повеств.)

2) с чего начинается Родина? (вопросит.)

3) Что же ты, соловушка, песен не поёшь? (вопросит.)

4) Любите родную природу. (побудит.)

5) Расцвела под моим окном душистая сирень. (повеств.)

6) Берегите наши леса. (побудит.)

? – Какую категорию предложения мы сейчас повторили?

- Сделайте предложение: БЕРЕГИТЕ НАШИ ЛЕСА – восклицательным.

- Что вы для этого сделали?

- Давайте запишем это предложение.

- Найдём все знакомые вам орфограммы, подчеркнём их.

- Какую категорию предложения мы повторили?

Задание от Афанасия:

-Расположите предложения в таком порядке:

1 – распространенные (выписывает 1 вариант)

2 – нераспространенные (выписывает 2 вариант)

Ученики:

Отвечают на вопросы учителя.

Из слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически.

- Законченную мысль.

Учащиеся записывают предложения и выполняют задание.

Ученики записывают предложения, определяют какие они по цели высказывания.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.

 

Поставили восклицательный знак в конце предложения.

Ученики записывают в тетрадь: БЕРЕГИТЕ НАШИ ЛЕСА!

Предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

ДОСКА:

Горела заря.

Блестит чистое зеркало воды.

Пожелтели листья.

Медленно падают берёзовые листья на воду.

Осень царствует.

Осень царствует всюду.

Нераспростр.

Распростр.

7. Проверка.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель: - почему вы так распределили предложения?

Докажите, что вы правы.

- Назовите признаки распространенного предложения?

- Назовите признаки нераспространенного предложения?

Ученики:

Доказывают почему одни предложения распространенные, а другие нет.

Ученики перечисляют признаки.

6. Игра «Поймай основу».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель: Ребята, вы любите играть в игры?

Афанасий предлагает вам поиграть с ним.

Игра называется «Поймай основу».

Задание:

Я читаю предложения, а вы выписываете только его основу. (___===)

Осень заглянула в сады. 

Поспевают осенние яблоки.

Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов.

В ясный день садоводы собирают урожай.

В саду слышатся звонкие голоса школьников.

На подстилке из соломы верхом лежат краснобокие яблоки.

Скоро город получит много свежих фруктов.

- Давайте проверим, все ли были внимательны в игре.

Ученики:

Слушают предложения и выписывают подлежащее и сказуемое.

Дети по очереди читают выписанные основы.


 

ИТОГ: Таким образом, мы сделаем ещё один вывод: в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

7.Домашнее задание.

П. 28 упр. 134


 

8.Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Я узнал что…

- Я немного не понял…

- Мне понравилось…

Ученики:

Подводят итог урока.

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Опубликовано в группе «Нетрадиционные упражнения на уроках русского языка»


Комментарии (1)

Наталья Алексеевна Яковлева, 13.12.20 в 23:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.