Урок «Грамматическая основа предложения» (Русский язык, 9 класс)

3
0
Материал опубликован 29 July 2019 в группе

Петрова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области.

Методическая разработка урока русского языка по теме «Грамматическая основа предложения» 9 класс.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала с элементами деятельностного подхода

Цели урока.

1. Создать условия для обобщения, систематизации и углубления знаний о грамматической основе предложения; совершенствование навыка определения грамматических основ.

2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

3. Развивать коммуникативные УУД.

Задачи:

- содействовать формированию интереса к русскому языку как к предмету;

- выработать умение работать с источниками информации;

- закрепить понятия: грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, способы их выражения;

- повторить способы выражения подлежащего и сказуемого;

- совершенствовать умение находить грамматическую основу в предложениях разных видов;

- воспитывать ответственное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

- предметные: обобщение, систематизация, расширение знаний по теме;

- метапредметные: умение работать с информацией, развитие интерес к русскому языку, выработать умение анализировать изучаемые процессы с соответствии с правилами грамматики;

- личностные: воспитание этики командной работы и чувства товарищеской взаимовыручки, формирование культуры речи, воспитание ответственного отношения языку, формирование умения использовать полученные знания на практике.

 

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, справочный материал,.

Ход урока.

Организационный момент.

Активизация познавательной деятельности.

- Определите по определению понятие:

Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?) – это….(подлежащее).

Главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? – это….(сказуемое).


 

Формулирование темы и целей урока.

- Как бы вы сформулировали тему и цели урока?

Тема урока: «Грамматическая основа предложения»

Цели: уметь находить грамматическую основу предложения.

- Какие знания понадобятся для реализации цели урока? (Способы выражения подлежащего и сказуемого).


 

4. Оптимизация знаний. Работа в группах.

- Дайте определение грамматической основы предложения. (Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого).

4.1. Подлежащее.

- Просмотрите справочный материал «Подлежащее». Какая информация вам известна, с какой встречаетесь впервые?

Примечание. Сведения о подлежащем, данные в справочном материале, учащимся знакомы. Тема «Способы выражения подлежащего» изучалась в 7 классе.

- Расскажите о способах выражения подлежащего. (Учащиеся рассказывают о способах выражения подлежащего).

4.2. Сказуемое.

- Просмотрите справочный материал «Сказуемое». Какая информация вам известна, с какой встречаетесь впервые?

Примечание. Сведения о сказуемом, данные в справочном материале, учащимся знакомы. Тема «Способы выражения сказуемого» изучалась в 7 классе.

- Расскажите о способах выражения сказуемого.

- Оцените свои знания по пятибалльной шкале. Отметьте материал, над которым вам необходимо поработать.


 

5. Практическая работа.

Задание 1. Выполните тест.

1. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

2. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.

3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

3. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?

1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

4. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?


5. В каком предложении подлежащее выражено числительным?

1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.

3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.

6. В каком предложении подлежащее выражено междометием?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?

7. В каком предложении подлежащее выражено наречием?

1) «Вечор» — устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

8. В каком предложении подлежащее выражено существительным?

1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?

4) Как прекрасна светлая наша страна!

9. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) И вот конец великому испытанию.
2) Шумно и дружно запели ручьи.

3) Длиннобородый тихо усмехнулся.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

10. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный, постоял в нерешительности, затем подошёл на цыпочках и положил перед ним пачку радиограмм.
2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
3) Отгремели победные громы.
4) Хотят ли русские войны?

11. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?

1) Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2) Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3) В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4) Он начал быстро считать в уме.


12. В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?

1) Все знали о твердом решении командира.
2) Плавит осень тихие березы.

3) Счастливые часов не наблюдают.
4) Трое сели в первый ряд.

13. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом.
2) 
Млечный Путь — наша Галактика.
3) 
Три друга склонились над другом своим.
4) Каждый из нас должен бороться за правду.

14. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
2) Служить народу — дело не простое.
3) 
Нелюбопытные жар-птицу не ловят.
4) В каждом положении отыщется 
что-нибудь утешительное.

15. В каком предложении отсутствует подлежащее?

1) Я часто думаю о будущем.
2) Наши уходили все дальше и дальше.

3) Мне часто приходится оставаться одному.
4) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.


 

- Проверь себя, оцени выполнение работы.

1. 2) Наши пряли, а ваши спали.
2. 3) Ложное не может быть красивым.
3. 2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
4. 1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
5. 3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
6. 2) Его «увы» прозвучало с горечью.
7. 1) «Вечор» — устаревшее слово.
8. 4) Как прекрасна светлая наша страна!

9. 3) Длиннобородый тихо усмехнулся.
10. 2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
11. 2) Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
12. 3) Счастливые часов не наблюдают.
13. 4) Каждый из нас должен бороться за правду.

14. 1) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
15. 3) Мне часто приходится оставаться одному.

 

Задание 2. Выполните тест.
1. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я буду сильно беспокоиться.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

2. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2) Речь, стих — та же музыка, то же пение.
3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.

4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска.
2) Небо было в тучах.

3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
4) Они способны мыслить и рассуждать.

4. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Зимы ждала, ждала природа.
2) Но был ли счастлив мой Евгений?

3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
4) Первые недели плавания принесли разочарование.

5. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
3) Изменники точно в воду канули.

4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы.
2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.

4) Он уже целый город воздвигнуть готов.

7. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все сходило ему с рук.
3) А все же давайте разберемся сперва.

4) Теперь рассеяны сомненья.


8. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.

4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.

9. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) Пусть сильнее грянет буря!
2) Он 
дал обещание брату.
3) Отчего вы 
перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.

10. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас 
будет репетиция.
3) Работа 
должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.

 

- Проверь себя.

1. 1) Я буду сильно беспокоиться.
2. 4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

3. 3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.

4. 3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
5. 4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

6. 4) Он уже целый город воздвигнуть готов.

7. 4) Теперь рассеяны сомненья.

8. 4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.9. 4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.

10. 4) Рассеянный человек может быть талантлив.

6. Самостоятельная работа.

Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 08. Грамматическая основа предложения» для 9 класса

Начало формы

1. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (Рыбаков А.)

2. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (Алексеев М.)

 

3. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Гранин Д.)

4. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (Соколов-Микитов И.)

5. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки. (Дубровский Е.)

6. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Пастернак Б.)

7. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Тёмное облако дыма заволакивало небо.(Колесников Ю.)

8. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости (Паустовский К.)

9. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (Кузнецова С.)

10. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации. (Платов Л.)

- Проверь себя, оцени выполнение работы.

1. три палатки стояли

2. Пинчук решил заштопать

3. приезжали директора

4.  хорош лес.

5. ветер нёс

6. пылилось несколько коробок

7. облако заволакивало

8. не взяли

9. вижу

10. туман - прикрытие

7. Рефлексия.

Конец формы

- Достигнуты ли поставленные цели?

- Что помогло реализовать цель?

- Над чем еще надо поработать?


 

8. Домашнее задание.

а) выполнить работу над допущенными ошибками;

б) повторить теоретический материал;

в) тестовые задания .

Литература.

1. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация/Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Н.М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2016.

2. https://4oge.ru/

3. http://www.fipi.ru

4.  http://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/.

 


 

Приложение.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).

Обратите внимание!

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: 
На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

Форма

Примеры

1. Имя

 

1.1. Имя существительное

Старший сын (кто?) уехал в столицу.

1.2. Местоимение

Он (кто?) уехал в столицу.

1.3. Имя прилагательное

Старший (кто?) уехал в столицу.

1.4. Причастие

Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.

1.5. Имя числительное

Двое (кто?) уехали в столицу.

2. Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.

3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного

 

3.1. Наречие

Настало и роковое послезавтра (что?).

3.2. Предлог

«В» (что?) является предлогом.

3.3. Союз

«А» (что?) – противительный союз.

3.4. Частица

«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.

3.5. Междометие

Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма

Значение

Примеры

1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже

Количественное значение

Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.

2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из

Избирательное значение

Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.

3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!)

Значение совместности

Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.

4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже

Фазисное значение

Стоял конец сентября..

5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)

Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие

Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..

6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя

Неопределённое значение

Что-то неприятное было во всем его облике..

 

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.


 

Сказуемое и его основные типы

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.


Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).


Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

 

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения


Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.


ПГС одно слово:


1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бацпрямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.


ПГС — словосочетание:


1. ПГС — фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание — может иметь следующее строение и типовое значение:


1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия: 
Я иду, иду, а до леса еще далеко.


2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие: 
Вот уж сказал так сказал.


3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого: 
Сам спать не спит и другим не даёт. 
Жду не дождусь весны.


4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки: 
А он возьми да и скажи/ знай себе распевает.


5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели: 
пойду погуляюв саду.


6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия: 
Я собрался былов кино, но не пошел.


7) конструкция со значением интенсивности действия: 
Он только и делает, что спит.


2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:


Он принял участиев конференции (=участвовал).

 

Составное глагольное сказуемое


Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.


Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого — называет действие.


Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия — указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).


Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):


Я начал/ продолжил/ закончил читатьэту книгу.


Модальное значение может выражаться


1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.


2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:


Я был готов/ не прочь / в состоянии подождать.


Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:


Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)
Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).
Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочетучаствовать).


Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:


Я начал хотеть есть.
Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.


Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться — в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:


Не прийти — значит обидеть.


Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:


1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;
2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: 
Все просили ее .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } спеть (все просили, а спеть должна она);
3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: 
Он вышел на улицу погулять.


Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

 

Составное именное сказуемое


Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:
приименная часть (связка) + именная часть.


Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.


Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.


Приименная часть бывает:


1) отвлеченная: глагол быть (в значении 'являться', а не 'находиться' или 'иметься'), который выражает только грамматическое значение сказуемого — наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом.


2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.

Например: Он оказался студентом. Она казалась усталой.


3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.

Например: Мы вернулись домой усталые. Он работал дворником. Он жилотшельником.


Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.


Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.


Однословное выражение именной части:


1) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.

Например: Он учитель / был учителем. Юбка была в клетку.


2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

Например: Слова его были умны. Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.


3) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано.


4) местоимение: Этот карандаш мой!


5) числительное: Он был восьмым в очереди.


6) наречие: Разговор будет начистоту. Мне было жаль старика.


Неоднословное выражение именной части:


1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:


а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.

Например: Мальчик был пяти лет.


б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).

Например: Он лучший ученик в классе.


2) фразеологизм: Он был притчей во языцех.


Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:


Он имел вид смурной и рассеянный — фразеологизм в связочной части;


Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.


Например: Она хотела казаться усталой. Он постепенно начиналстановиться специалистом в этой области.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.