Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горные породы и минералы. Их образование»
Предмет Ознакомление с окружающим миром Класс 4 « в» Тема Горные породы и минералы. Их образование Тип урока Открытие нового знания Цель урока Формировать первоначальное представление о горных породах и минералах Задачи урока Раскрывать отличия между видами горных пор по способу образования Развивать готовность к применению полученных знаний на практике. Проводить проверку и коррекцию учебных заданий Учитывать различные точки зрения, формулировать свою точку зрения, уметь использовать термины.. Планируемые результаты Личностные: учиться высказывать свое предположение, уметь выслушивать других, умение работать в группе Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия по плану, оценивают свою работу, работу одноклассников… Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения, задают вопросы… Предметные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от известного, осуществлять анализ объектов, относить объекты к известным понятиям, представлять информацию в виде таблицы, схемы. Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий Используемые педагогические технологии Проблемный, метод модерации Оборудование Раздаточный материал (горные породы), лупа, ИКТ средства |
1. Организационный.
У- Здравствуйте, ребята!
-Сегодня у нас необычный урок: у нас гости ,учителя нашей школы и учителя школ района, так же мы сегодня работаем в группах.
-Вы уже выбрали руководителей групп?
-Это Маша, Вадим и Кристина, они очень ответственные , серьезные ребята, поэтому у вас сегодня работа в группах пройдет отлично и вы со всем справитесь.
-Возьмёмся в своих группах за руки и пожелаем друг другу Удачи!!!
-Итак, внимание на экран!
2. Актуализация знаний
Посмотрите на слайд и скажите, герои какого произведения и кто автор (если вспомните) изображены на слайде?
Д- Сказ Бажова «Каменный цветок» / 1 слайд/ ( словарная работа Сказ- это старинное предание)
У-Кто пришел ? К кому ? Зачем?
Д- Данила –мастер , пришел к Хозяйке медной горы за камнем для каменного цветка
У:А где происходят события изложенные в сказке?
Д: Уральские горы.( показ по карте)
У: Сегодня мы с вами будем покорителями гор.
У Сможете предположить ,о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке ОМ?
Д-(варианты ответов) О горных породах…
У. Молодцы! Мы с вами сделали один шаг на вершину горы.
3. Выявить место и причины затруднений.
У : Я предлагаю вам посмотреть на образцы двух горных пород, чем они похожи и чем отличаются?, /2 слайд/
Д: Первый образец не однородного цвета с вкраплениями состоит из разных веществ, второй однородного цвета состоит из одного вещества
У- Как вы думаете, может ли второй образец называться по- другому?
Д- ( варианты ответов)
У- Это минерал , хотя в сказе он называется самоцветом, это не научное, а историко- бытовое название. На слайде изображен –малахит, из которого и сделал Данила –мастер каменный цветок..
У: Какой вывод можно сделать?
Д- Горные породы состоят из нескольких веществ минералов, а минералы из одного вещества.. / 3 слайд/
У: Молодцы! Еще один шаг к покорению горной вершины.
У : А как вы думаете, что мы сегодня с вами будем делать на уроке?( посмотрите на ваш стол)
Д: Будем изучать горные породы…
У- Правильно, рассмотрим некоторые горные породы.. А еще? Хотите узнать о способе их образования?
Д- Да..
У А кто занимается изучением горных пород их местонахождением или месторождением?
Д: Геологи..
У; А еще есть такая профессия петрограф ( камень пишу) исследуют состав камня..
У: Мы с вами тоже будем исследователями, будем изучать горные породы по способу их образования… Каждая группа работает над своими экземплярами горных пород и записывает в таблицу все показатели … в таблицах все расписано. Для этого у вас на столе лежит лист с описанием образования тех или иных горных пород и лупа.. читаем.. рассматриваем , делаем вывод и записываем в таблицу. Каждая группа исследователей работает за всеми 3-мя столами на это вам по 5 минут..
1 стол- горные породы осадочного происхождения ( соль, мел, песок, галька, глина, торф)
2 стол- горные породы магматического происхождения(гранит, пемза, базальт, туф)
3 стол- горные породы метаморфические(мрамор, гнейс, кварцит)
1 группа- 1 стол, 2 стол, 3 стол, возвращается к 1 -му столу
2 группа- 2 стол, 3 стол, 1 стол, возвращается ко 2-му столу
3 группа- 3 стол, 1 стол, 2 стол, возвращается к 3-му столу
|
Затем один из исследователей ( руководитель группы) отчитывается, другие дополняют….. если что-то не понятно поднимаем руку я подойду…( не забываем соблюдать технику безопасности, на столе влажные салфетки ) в рот экземпляры не брать…
Мы с вами сегодня будем грызть гранит науки!
У: Руководителям групп выдается «Лист самооценки», где вы будете ставить отметку за работу за каждым столом , каждому из вашей группы.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Начинаем исследование, звучит спокойная музыка, дети работают заполняют таблицу.
Магматические горные породы | Осадочные горные породы | Метаморфические горные породы | |||||||
глубинные | излившиеся | неорганические | органические |
| |||||
|
| обломочные | химические |
|
| ||||
гранит | базальт, обсидиан пемза туф | Валуны, щебень, галька, гравий, песок, глина | калийные и поваренные соли, гипс | торф, каменный уголь, нефть, природный газ, а также мел, известняки | рыхлый песчаник – кварцит, гранит – в гнейс. |
1 группа ( вывод) ------------ дополнение групп /5 слайд/
2 группа ( вывод) ------------ дополнение групп/6 слайд
3 группа (вывод) ------------ дополнение групп/ 7 слайд/
У: Молодцы! Давайте сделаем вывод./ 8 слайд/
Еще один шаг к вершине горы,.
5. Первичная проверка
У: Посмотрите на следующий слайд, как вы думаете, что изображено на этом слайде?
Д: Способы добычи горных пород../9 слайд/
У А есть ли горные породы на территории нашей республики? Какие? Как используются горные породы? И приносят ли они пользу?
Д: Да их называют полезными ископаемыми
У: Об этом мы будем говорить на следующем уроке..
У:А это только некоторые профессии связанные с горными породами и минералами( гончар, стеклодув, ювелир, обжиг кирпичей
А перед вами минералы , минералов более 3000, но только около 200 видов широко распространены, из них 4 считаются драгоценными ( алмаз, рубин, сапфир и изумруд) /10, 11 слайд/
У: В каждом из нас тоже есть самоцветы, это наши положительные черты характера!!!
6. Обобщение и систематизация знаний
У Предлагаю проверить наши исследовательские группы , как они усвоили сегодняшний материал.. Каждая группа готовит один или два вопроса другим группам
( дети готовят вопросы, задают и отвечают…)
7. Подведение итогов
У: Руководителям исследовательских групп оценить работу своих исследователей.
1-ая группа-
2-ая группа-
3-тья группа-
А как руководитель организовал работу своей группы?
У: Ребята, как вы думаете, мы добились поставленной цели? Покорили гору?
8. Рефлексия
У вас на столах цветные стикеры, если вы узнали что-то новое на уроке , мы с вами соорудим гору самоцветов( минералов) если же вы это уже знали, то разложите самоцветы россыпью…
Оценка и выставление отметок..
Верещагина Наталья Викторовна