Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы» (3 класс)
Обобщение. Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»
Цель урока:
- повторить и обобщить изученный материал, расширять словарный запас учащихся;
- развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; творческие способности, речь память, мышление, артикуляционный аппарат; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся;
- воспитывать любовь к творчеству, усидчивость.
План:
I. Оргмомент.
- Артикуляционная гимнастика
- Речевая разминка
II. Проверка домашнего задания
III. Самоопределение темы урока
VI. Физминутка
V. Рефлексия
IV.Итог урока
VII.Домашнее задание
Оборудование: иллюстрации по произведениям, портреты писателей К.Паустовский, И. Куприн, М. Горький, карточки с заданиями, карточка для речевой разминки, текст к игре «Веселая путаница», цветные карандаши (зеленый, синий), учебник.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Прозвенел звонок значит начался урок.
- Посмотрите, все ли готово к уроку: учебник, пенал, цветные карандаши (зеленый,синий).
Артикуляционная гимнастика
- Для того чтобы мы хорошо читали и четко говорили разбудим мышцы губ и свой язычок. 1.«Улыбка»
Широка Амур-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель:вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание:Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Речевая разминка.
- А теперь проверим как наш Язычок проснулся по тренируемся на скороговорке.
Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
Всем классом прочитайте: 1. «Птичьим базаром»
2. медленно
3. тихо, потом громко.
4. громко, потом тихо
5. с вопросительной интонацией
6. с сердитой
7. с веселой
8. скороговоркой
II. Проверка Д/З.(Рассказы учащихся)
Путешествие –первое.
- Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом.
- Чтобы вам легче было рассказать историю о том, как вы оказались в пруду, я предлагаю вам отгадать загадки
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает.(щука)
На воде увидел ты белые цветы.
Это жители воды на ночь прячут лепестки. (лилия водяная)
Не кузнец, а с клещами.(рак)
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине, и щука не проглотит. (ерш)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.(стрекоза)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (рыбы)
-Мы вспомнили только малую часть обитателей водоемов. Расскажите историю о том, как вы оказались в пруду. (Рассказы детей.) На доску прикрепляют свои рисунки.
–Скажите пожалуйста, ваши истории правдивы. – как их можно назвать. Если это не правда, выдумка. (небылицы) это смешной рассказ или стишок. Это то чего не бывало, не бывает. (Слово Небылицы вешаю на доску)
-Поэтому сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Заглянем в те уголки которые мы посетили, на уроках чтения.
-Скажите пожалуйста с какими небылицами Вы знакомы? ПУТАНИЦА, ЧУДО-ДЕРЕВО, ФЕДОРИНО ГОРЕ
-Кто написали эти небылицы? Корней Чуковский.
А сейчас немного
Дыхательная гимнастика: -На горке 33 Егорки (делаем глубокий вдох), считаем при выдохе 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка……..
Я вам предлагаю вспомнить еще одно произведение.
Путешествие второе
Возьмите карточку с заданием 1. (работа в парах)
Работа с отрывком из ранее прочитанного текста .- Прочитайте отрывок. Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:
«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.» .
(М.Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни».).
– На что похожи? Актинии. Откройте учебники на странице проверьте себя.
-Итак это реальная история?
-Нет . Как назовем его ? Небылица
III. Самоопределение темы урока.
- Мы продолжаем путешествие
-Посмотрите, кто у нас в гостях… Да ведь это же…..(воробей Пашка и Маша)
Возьмите карточку с заданием 2 (работа по парам)
Работа с отрывком из ранее прочитанного текста- Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.
« - От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
(К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)
-Откройте учебник на странице проверьте себя.
-Скажите пожалуйста такая история могла произойти с девочкой Маша. – Она могла быть? (да) если это то, что было -можно ее назвать Былью. – Итак Быль - если это то, что было правда. На доску вывешиваю –надпись Были.
-Читаем Были-небылицы.
Пришло время отдохнуть.
Встали на разминку.
VI. Физминутка
Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, а потом они присели
И за парту тихо сели.
- На этом наше путешествие не заканчивается, узнаете кто это? Показ иллюстрации к рассказу И. Куприна «Слон»
Возьмите карточку с заданием 3 (работа по парам)
- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова «Слон оказывается больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - …». – С чем сравнивают ноги, уши? –На что похож хобот?
(И.А.Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец). – Откройте учебники на странице .проверьте себя.
Как вы думаете это быль или небылица? –Почему?
- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?
- А теперь, чтобы вернуться домой, мы с вами поиграем. Игра называется «Веселая путаница» - Ребята, дается три минуты вам,
Чтоб всех расставить по местам!
- Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо! – кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть ! – и начали рассказ …
- Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Нахохотался я до слез.
- И вдруг пошел ко дну.
- Там пес кота в повозке вез.
- Закричал: «Тону!»
- Там клоун был без головы.
- А тут ребята шли.
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли.
- Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я …
Повторите все до точки,
Только – чур! – поодиночке …
- Отчего произошла путаница?
- Расставьте все по местам.
Чтение детей
Итак, мы вернулись домой.
V. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
-Если вам понравилось наше путешествие внизу своего листка нарисуйте смайлик с улыбкой зеленого цвета.
-Если вам было скучно, нарисуйте синим цветом.
IV.Итог урока.
- Итак что такое быль? Это то, что было правда.
- Что такое небылица? Это смешной рассказ или стишок. Это то чего не бывало, не бывает.
VII. Домашнее задание. Нарисовать рисунок к тексту «Веселая путаница»