12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Сергеевна105
Мне нравиться моя работа, и ученики.
Россия, Хабаровский край

Обобщение. Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»

Цель урока:

- повторить и обобщить изученный материал, расширять словарный запас учащихся;

- развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; творческие способности, речь память, мышление, артикуляционный аппарат; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся;

- воспитывать любовь к творчеству, усидчивость.

План:

I. Оргмомент.

- Артикуляционная гимнастика

- Речевая разминка

II. Проверка домашнего задания

III. Самоопределение темы урока

VI. Физминутка

V. Рефлексия

IV.Итог урока

VII.Домашнее задание

Оборудование: иллюстрации по произведениям, портреты писателей К.Паустовский, И. Куприн, М. Горький, карточки с заданиями, карточка для речевой разминки, текст к игре «Веселая путаница», цветные карандаши (зеленый, синий), учебник.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Прозвенел звонок значит начался урок.

- Посмотрите, все ли готово к уроку: учебник, пенал, цветные карандаши (зеленый,синий).

Артикуляционная гимнастика

- Для того чтобы мы хорошо читали и четко говорили разбудим мышцы губ и свой язычок. 1.«Улыбка»

Широка Амур-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель:вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание:Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

«Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Речевая разминка.

- А теперь проверим как наш Язычок проснулся по тренируемся на скороговорке.

Пошел Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат

Шел через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

Всем классом прочитайте: 1. «Птичьим базаром»

2. медленно

3. тихо, потом громко.

4. громко, потом тихо

5. с вопросительной интонацией

6. с сердитой

7. с веселой

8. скороговоркой

II. Проверка Д/З.(Рассказы учащихся)

Путешествие –первое.

- Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом.

- Чтобы вам легче было рассказать историю о том, как вы оказались в пруду, я предлагаю вам отгадать загадки

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.(щука)

На воде увидел ты белые цветы.

Это жители воды на ночь прячут лепестки. (лилия водяная)

Не кузнец, а с клещами.(рак)

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине, и щука не проглотит. (ерш)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.(стрекоза)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (рыбы)

-Мы вспомнили только малую часть обитателей водоемов. Расскажите историю о том, как вы оказались в пруду. (Рассказы детей.) На доску прикрепляют свои рисунки.

–Скажите пожалуйста, ваши истории правдивы. – как их можно назвать. Если это не правда, выдумка. (небылицы) это смешной рассказ или стишок. Это то чего не бывало, не бывает. (Слово Небылицы вешаю на доску)

-Поэтому сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Заглянем в те уголки которые мы посетили, на уроках чтения.

-Скажите пожалуйста с какими небылицами Вы знакомы? ПУТАНИЦА, ЧУДО-ДЕРЕВО, ФЕДОРИНО ГОРЕ

-Кто написали эти небылицы? Корней Чуковский.

А сейчас немного

Дыхательная гимнастика: -На горке 33 Егорки (делаем глубокий вдох), считаем при выдохе 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка……..

Я вам предлагаю вспомнить еще одно произведение.

Путешествие второе

Возьмите карточку с заданием 1. (работа в парах)

Работа с отрывком из ранее прочитанного текста .- Прочитайте отрывок. Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:

«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.» .

(М.Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни».).

– На что похожи? Актинии. Откройте учебники на странице проверьте себя.

-Итак это реальная история?

-Нет . Как назовем его ? Небылица

III. Самоопределение темы урока.

- Мы продолжаем путешествие

-Посмотрите, кто у нас в гостях… Да ведь это же…..(воробей Пашка и Маша)

Возьмите карточку с заданием 2 (работа по парам)

Работа с отрывком из ранее прочитанного текста- Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

« - От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

(К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)

-Откройте учебник на странице проверьте себя.

-Скажите пожалуйста такая история могла произойти с девочкой Маша. – Она могла быть? (да) если это то, что было -можно ее назвать Былью. – Итак Быль - если это то, что было правда. На доску вывешиваю –надпись Были.

-Читаем Были-небылицы.

Пришло время отдохнуть.

Встали на разминку.

VI. Физминутка

Все ребята повернулись, Все ребята потянулись, а потом они присели

И за парту тихо сели.

- На этом наше путешествие не заканчивается, узнаете кто это? Показ иллюстрации к рассказу И. Куприна «Слон»

Возьмите карточку с заданием 3 (работа по парам)

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова «Слон оказывается больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - …». – С чем сравнивают ноги, уши? –На что похож хобот?

(И.А.Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец). – Откройте учебники на странице .проверьте себя.

Как вы думаете это быль или небылица? –Почему?

- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?

- А теперь, чтобы вернуться домой, мы с вами поиграем. Игра называется «Веселая путаница» - Ребята, дается три минуты вам,

Чтоб всех расставить по местам!

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо! – кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть ! – и начали рассказ …

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Нахохотался я до слез.

- И вдруг пошел ко дну.

- Там пес кота в повозке вез.

- Закричал: «Тону!»

- Там клоун был без головы.

- А тут ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

- Погодите-ка, друзья,

Ничего не понял я …

Повторите все до точки,

Только – чур! – поодиночке …

- Отчего произошла путаница?

- Расставьте все по местам.

Чтение детей

Итак, мы вернулись домой.

V. Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

-Если вам понравилось наше путешествие внизу своего листка нарисуйте смайлик с улыбкой зеленого цвета.

-Если вам было скучно, нарисуйте синим цветом.

IV.Итог урока.

- Итак что такое быль? Это то, что было правда.

- Что такое небылица? Это смешной рассказ или стишок. Это то чего не бывало, не бывает.

VII. Домашнее задание. Нарисовать рисунок к тексту «Веселая путаница»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.