12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Голубева47
Молодой специалист
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака»



Разработала:
ГОЛУБЕВА
Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов


 

Конспект урока литературного чтения на тему
«Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака»».


 


 


 


 


 


 


 


 

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

УМК: Начальная школа 21 века

Тема: Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака».

Задачи:

Обобщить знания о творчестве С.Я. Маршака; сформировать представление об отношении С.Я. Маршака к писательскому труду на основе рассказа В. Субботина «С Маршаком».

Создать условия для актуализации знаний по содержанию произведений С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом».

Развивать познавательные УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение) в процессе выполнения занимательных заданий: установления соответствий, подбора подходящих по смыслу слов.

Развивать регулятивные УУД (саморегуляция, оценка) на основе приёма «Незаконченное предложение».

Способствовать воспитанию интереса к уроку литературного чтения через выполнение занимательных и познавательных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные:

Рассказывают о жизни автора;

Называют произведения автора и их жанры;

Рассуждают о личностных качествах С.Я. Маршака;

Определяют мнение автора и высказывают собственное мнение о поэтических образах и поступках персонажей на основе прочитанных произведений;

Рассказывают о замысле автора;

Читают произведение осознанно, выразительно, правильно.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Устанавливают соответствия между отрывками произведений и их названиями;

Вставляют подходящие по смыслу слова в отрывках произведений;

Выполняют творческую работу: составление синквейна в группах.

Регулятивные УУД:

Осуществляют выбор задания из предложенных, оценивая свои возможности;

Оценивают результат своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Вступают в учебное сотрудничество со сверстниками;

Личностные:

Понимают и выполняют требования учителя.

Оборудование:

Для учителя

Учебник литературного чтения для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Для учащихся

Учебная хрестоматия: 3 класс: Ч. 1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина], учебник литературного чтения для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина.

План урока:

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – 4 минуты 10:35

Проверка домашнего задания – 7 минут 10:39

Актуализация знаний учащихся – 3 минуты 10:46

Первичное восприятие текста – 1 минута 10:49

Анализ прочитанного текста – 5 минут 10:50

Закрепление знаний – 8 минут 10:55

Самостоятельная работа учащихся – 8 минут 11:03

Применение знаний в нестандартной ситуации – 7 минут 11:11

Рефлексия – 2 минуты 11:18

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, средства

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой учащихся на учебную деятельность

Постановка задач урока.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Начать сегодняшний урок я хочу словами С.Я. Маршака:

Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.

- Как вы думаете, почему книга – умный и верный помощник?

-Верно, ребята, книги могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас сердце забьется сильнее, с их страниц прозвучат интересные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть и на всю жизнь. Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звёздах и планетах, о растениях и животных.

- Ребята, я не зря начала урок с цитаты этого замечательного автора. Я думаю, вы уже догадались, что мы сегодня поговорим о С.Я. Маршаке. Это заключительный урок по разделу.

- Как вы думаете, какие же задачи предстоит нам сегодня решить?

Учитель дополняет ответы детей.

- Книга может рассказать о многом, научить чему-то.

1. Вспомнить биографию С.Я. Маршака;

2. Узнать о факте из жизни С.Я. Маршака;

3. Вспомнить содержание произведений С.Я. Маршака.

4. Написать тест по теме.

Форма: фронтальная.

Методы: беседа, рассказ.

Средства: презентация, компьютер, выставка книг

Приёмы: рассуждение над эпиграфом урока, целеполагание

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3.

РУУД:

целеполагание.

2. Проверка домашнего задания

Контроль и оценка усвоения знаний учащихся по раннее изученной теме

- Хорошо, а начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Какое задание вам было задано?

- Прочитаем действие первое.

Хор – 3 человека

Рассказчик – 1 человек

Котята – 2 человека

Кот Василий – 1 человек

Кошка – 1 человек

Оценивать буду по тому, на сколько выразительно вы читали, на сколько правильно и дружно.

Чтение по ролям.

Форма: фронтальная.

Методы: работа с книгой, устный опрос

Средства: учебник.

Приёмы: чтение по ролям.

Слайд 4

КУУД:

навыки учебного сотрудничества со сверстниками;

умение разрешать возможные конфликты при чтении произведения по ролям.

3. Актуализация знаний учащихся

Определение границ опорных знаний.

- Все молодцы, ребята. Спасибо вам.

- Одна из задач, которую мы поставили на урок, - вспомнить биографию С.Я. Маршака. Кто хочет рассказать нам, что же это был за человек?

Самуил Яковлевич Маршак был поэтом, сказочником, переводчиком и образцовым мастером детской литературы. Знакомство с этим замечательным автором мы с вами начинаем с самого раннего детства. Например, вспомните вот такое стихотворение: «Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный! Желтый! Голубой! Не угнаться за тобой».

А ещё он был корреспондентом газеты и путешествовал в Грецию, в Турцию, Сирию и под впечатлениями от путешествия создавал новые произведения.

А первые стихи Маршак пытался писать в 4 года, представляете? Не каждый сможет написать хоть одно слово в четыре года, а он уже пробовал писать стихи. А в 12 лет С.Я. писал целые поэмы.

Был такой эпизод в жизни Маршака, когда он обучался в Англии и там начал переводить для нас с вами произведения зарубежных писателей: вспомните стихотворение «Робин-бобин кое-как подкрепился натощак: съел телёнка утром рано, двух овечек и барана. Съел корову целиком и прилавок с мясником. Сотню жаворонков в тесте и коня с телегой вместе, пять церквей и колоколен, да ещё и не доволен!».

Это английская песенка, на русский язык ее перевел С.Я. Маршак.

Дети рассказывают факты из биографии писателя.

 

Форма: фронтальная.

Методы: беседа, рассказ.

Средства: презентация.

Слайд 5

ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.

4. Первичное восприятие текста

Обеспечение эмоционального восприятия изучаемого произведения

- Ребята, вы много узнали о жизни и творчестве Маршака. А хотите узнать о том, как С.Я. работал над своими произведениями?

Тогда приготовьтесь внимательно слушать.

Поможет нам в этом рассказ Василия Субботина «С Маршаком». Откройте учебник на странице 99.

- Я буду читать, а вы следите внимательно, и готовьтесь ответить на вопросы по тексту.

Читает

Внимательно слушают и следят за учителем.

Форма: фронтальная.

Методы: работа с книгой.

Средства: учебник.

Приёмы: слушание Слайд 6.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу

5. Анализ прочитанного текста

Проверка качества восприятия текста, понимания прочитанного

- Ребята, о каком факте из жизни Маршака рассказал нам Василий Субботин?

- С каким вопросом обращался Маршак к окружающим?

Почему?

Какие строчки вам помогли узнать, какой вопрос задавал Маршак людям?

Зачитайте.

- Ребята, встретились ли вам в тексте какие-нибудь непонятные слова?

-Что вы узнали о Маршаке из рассказа?

Как он относился к своему писательскому труду?

Давайте обратимся к словарику качеств человека и выберем слова, которые характеризуют отношение Маршака к писательскому труду.

Если вам непонятны какие-то качества, то справа указаны некоторые определения этих слов. Подумайте 1 минуту в парах, кто будет готов, поднимите руки.

- Автор рассказал о том, как Маршак сочинял стихотворения.

- Маршак советовался с людьми о том, какую лучше ему строчку вставить в стихотворение. Он сомневался и терялся в своих вариантах. Ему было интересно мнение других.

Строфа - это определённое количество строк, объединённые одной рифмой.

Мерило - Единица измерения, мера, которою измеряют (устар.)

Трудолюбие
Ответственность
Усердие
Доверие
Отвращение
Ненависть
Упорство
Безответственность
Равнодушие

Форма: фронтальная.

Методы: беседа, работа с книгой.

Средства: учебник, словарик качеств

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.

ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

6. Закрепление знаний

Организация работы

по более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала

ФИЗМИНУТКА

- Какие произведения С.Я. Маршака изучали на предыдущих уроках?

- В чем заключается главная мысль стихотворения «Урок родного языка»?

- Что необходимо людям для того, чтобы жить спокойно и трудиться?

Какие качества могут помочь людям сохранить мир на Земле?

- А как вы понимаете слово мир?

Мир - что это для вас?

- Согласитесь, что растения, животные и различные составляющие нашей планеты – это частички целого мира. А значит, и ландыш является частью мира. Ребята, это было следующее стихотворение, которое вы изучили.

- Как поэт относится к ландышу?

Докажите это словами из текста.

- А как к ландышу относится природа?

Зачитайте слова, которые это подтверждают.

- Как вы поняли словосочетание «колокольчики весны»?

Как вы думаете, если бы эти колокольчики ожили, о чем бы они сообщили нам своим нежным звоном?

- Колокольчики звенят по-разному. Вспомните, как звучали колокольчики, когда загорелся кошкин дом в одноимённой сказке.

Какие события происходили до пожара?

- Какими была Кошка и Кот Василий?

- Какими были Котята?

- Для чего они пришли к тёте Кошке?

- Какой ответ услышали котята?

- Когда сгорел кошкин дом, что были вынуждены делать Кошка с Котом?

Кто пришел им на помощь?

- Как вы думаете, правильно поступили котята? Почему?

- «Ландыш», «Урок родного языка», «Кошкин дом»

-Автор хотел сказать, что никому не нужна война. Дети хотят, чтобы был мир на свете.

- Мир. Для мира необходима любовь, взаимопонимание.

- Мир – это планета.
- Мир – дружба.

- Поэт называет ландыш прохладным, хрупким и душистым. Он относится к нему с трепетом, с душой.

- Природа относится к ландышу бережно. Лес всё своё благоухание отдаёт цветку.

- Это выражение значит, что колокольчики звенят о приходе весны.

- Звучали, властно, грозно, они звучали о том, что случилась беда.

- В дом к кошке приходили котята, просили поесть, но их прогнал кот Василий. Затем к кошке пришли гости, а после того как ушли, случился пожар и кошкин дом сгорел.

- Они были злыми эгоистами, не хотели помочь сироткам.

- Жалостливые, бедные, голодные

- Они пришли к тётке в надежде, что их примут, накормят и обогреют.

- Кот Василий их прогнал, а кошка сказала, что их топить в речке надо.

- Они ходили по гостям и просились, чтобы их впустили.

- Котята. Кошка и Кот заметили землянку и решили постучаться туда, оттуда вышли котята и они их впустили.

- Старший брат не хотел пускать их к себе, но он сказал, что нельзя быть без крова в дождь и снег, что не трудно им для гостей найти место.

- Котята поступили правильно, потому что нужно прощать обиды, но во-первых, не нужно зазнаваться и отворачиваться, когда кто-то просит помощи, особенно, если это близкие люди.

Слайд 7.

Форма: фронтальная.

Методы: беседа.

Средства: презентация.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

ПУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательство (обоснование своего мнения с опорой на строки из текста).

КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ЛУУД:

нравственно-этическая ориентация (бережное отношение к природе, помощь близким, чувство прекрасного)

7. Самостоятельная работа учащихся

Диагностика уровня обученности по разделу.

- Ребята, так как этот урок заключительный по разделу, нам необходимо закрепить и обобщить наши знания не только устно, но и письменно, поэтому вам сейчас нужно выполнить тест, за который все получат отметки.

- Работать будете по вариантам. В первом и втором заданиях вам необходимо выбрать один вариант ответа. В третьем задании вам необходимо только соединить стрелочками отрывки из произведений и их названия. В 4 задании вам необходимо вставить подходящие по смыслу слова в отрывки произведений. Под номерами вам предложены слова. Дан отрывок, на котором пропущены слова и вам необходимо на месте пропусков поставить цифры, под которыми находятся слова (Показывает пример на слайде). В пятом задании необходимо выбрать один вариант ответа. В 6 задании вам сначала надо решить ребус. Затем необходимо определить, в каком из произведений встречается отгаданное слово и выбрать нужную букву.

Раздаёт тесты

Выполняют самостоятельную работу, задают вопросы.

Слайд 11.

Форма: индивидуальная.

Методы: объяснение, тест.

Средства: раздаточный материал.

ПУУД (анализ, синтез, классификация, сравнение):

устанавливают соответствия между отрывками произведений и их названиями;

вставляют подходящие по смыслу слова в отрывках произведений;

выполняют творческую работу.

РУУД саморегуляция

8. Применение знаний в нестандартной ситуации

Выявление границ применения знаний.

- Ребята, в завершении раздела «Произведения С.Я. Маршака» я бы хотела предложить вам небольшую творческую работу. Синквейн. (Выводит на слайд алгоритм) Объединитесь в группы по 4 человека, пожалуйста.

1. Существительное

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. короткое предложение, раскрывающее суть темы

5. Слово-ассоциация

Для примера показывает ребятам синквейн на тему «Весна»

Выслушивание групп.

1.Весна.
2.Теплая, долгожданная.
3. Приходит, оживляет, воодушевляет.
4. Чудесная пора любви.
5. Солнце.

1. Маршак

2. Талантливый, разносторонний

3. Творит, радует, вдохновляет

4. Маршак мастер детской литературы.

5. Сказочник

Форма: групповая.

Методы: устный опрос.

Приёмы: синквейн

ПУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

9. Рефлексия

Оценка учащимися собственной учебной деятельности

- Ребята, давайте подведём итог урока. Какие задачи стояли перед нами в начале урока?

- Подумайте, все ли мы задачи с вами выполнили? Как мы выполняли эти задачи?

Поделитесь своим мнением и продолжите фразу:

- Я узнал…

- Мне необходимо знать …, чтобы …

- Мне было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

1. Вспомнить биографию С.Я. Маршака;

2. Узнать о факте из жизни С.Я. Маршака;

3. Вспомнить содержание произведений С.Я. Маршака.

4. Написать тест по теме.

- Да.

- Отвечали на вопросы, читали текст, писали тест)

Высказывают мнение

Слайд 12.

Форма: фронтальная.

Методы: беседа.

Приём: самооценка.

РУУД:

Умение оценивать результат своей деятельности.


Презентация к уроку Обобщение по разделу "С. Я. Маршак"
PPTX / 1.89 Мб

Сам. работа 1 вариант
DOCX / 82.25 Кб

Сам. работа 2 вариант
DOCX / 109.1 Кб

Словарик настроений
DOC / 43.5 Кб

Физминутка "Старушка и пудель"
DOCX / 11.52 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.