Обобщающий урок-путешествие по русскому языку по разделу «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)
Тема урока:
«В гостях у Синтаксиса и Пунктуации» (обобщающий урок-путешествие)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по разделу «Синтаксис и Пунктуация», с помощью формы «урок-путешествие» ещё раз напомнить учащимся о трудных и важных правилах пунктуации; учить их правильно выделять в предложении главные и второстепенные члены, совершенствовать речевые навыки учащихся в связи с использованием в речи обращений, однородных членов и т.п.; развивать творческие способности и грамотность письма; воспитывать в современных школьниках морально-этические нормы, душевные ценности.
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд
Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово Синтаксис.
Слайд
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
У Я К Н А П Т И У Ц Пунктуация
Слайд
- Запишите тему в тетради.
Выступление Синтаксиса и Пунктуации (ученик и ученица исполняют роли)
С-с: - Здравствуйте, ребята! Я – братец Синтаксис.
П-я: - А я – сестрица Пунктуация.
С-с: - Синтаксис – наука непростая.
Меня серьёзно в школе изучают.
Должны вы знать без промедления
Мои все члены предложения.
И члены однородные,
И слова все вводные,
И диалог, и обращение…-
Должны всё знать, без исключения!
П-я: - Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки.
Надо знать всем, братцы,
Знаки пунктуации.
Ведь на письме, при чтении
Мы требуем почтения.
И вместе с Синтаксисом мы
Всегда надёжны и сильны.
Вместе: - В нашем дворце побывайте,
Багаж знаний пополняйте.
С-с: - Нет, постойте, есть преграда:
На вопрос ответить надо.
П-я: - Что изучается в нашем разделе?
(ответы учащихся)
- Каковы цели урока: повторить, обобщить наши знания и умения по данным разделам русского языка.
Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в страну «Синтаксис и пунктуация». В пути нас ждёт много интересных заданий.
Ну, что вперёд?
Первая станция «Словосочетание».
- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»
-Что такое словосочетание?
Слайд.
- На слайде даны фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.
Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют.
А теперь, сверим ответы.
Слайд
- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики.
Слайд
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение»
Слайд.
Вторая станция «Простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Работа в группах.
класс делится на 2 группы.
Задание 1.
У каждой группы на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.
Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.
1 группа. Куда летят осенью перелётные птицы?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
Слайд
правильно составленные предложения.
- Какие предложения вы составили, дайте хар-ку предложений.
Один уч-к из группы отвечает.
Станция «Сложное предложение».
«Цифровой диктант»
Ярко светит солнце, поют птицы.
На улице сыро, потому что идёт дождь.
Труд кормит, а лень портит.
У террасы росли кусты роз, они всегда дарили нам свой аромат.
Туча рассеялась, солнце засияло на мокрой траве.
С неба свет лился прямыми потоками, и вершины леса казались выпуклыми.
Народные сказки говорят нам о том, что добро всегда побеждает зло.
Лето собирает, а зима припасает.
Станция «Прямая Речь»
Игра «Крестики-нолики».
Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х», не согласны –«о».
Вопросы:
1.Прямая речь – это чужая речь.
2.Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.
3.Прямая речь пишется с маленькой буквы.
4.Прямая речь выделяется кавычками.
5.Прямая речь сопровождается словами автора.
6.Прямая речь- это чужая речь, переданная в измененной форме.
7.прямая речь пишется с большой буквы.
8. Речь, переданная дословно, без изменений –это прямая речь.
9.Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
10.Чужая речь передается только при помощи прямой речи.
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
х о о х х о х х о о
Станция «ЕГЭ» (Дополнительное задание на слайдах)
Заключительный этап урока
Слово учителя. «Волшебный микрофон».
- Ребята, мы покинули сказочный дворец и снова оказались в классе. Здесь мы с вами и подведём итоги нашего путешествия.
«Волшебный микрофон» знаний: выступить перед аудиторией и поделиться своими впечатлениями о разделе «Синтаксис и Пунктуация».
- Самым интересным сегодня на уроке для меня было…
- Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Какие темы вам больше всего запомнились из раздела?
- Какие темы показались лёгкими, а в чём вы испытываете трудности?
(ответы учащихся)
Представьте, что и на уроке русского языка можно работать с числами.
Расшифруй запись. Под цифрами спрятаны буквы. Запишите их. Кто угадал, какое это слово.
14 16 13 16 5 6 24
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».
Горбачёва Марина Юрьевна