Обобщающий урок-путешествие по русскому языку по разделу «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)

2
1
Материал опубликован 5 January 2020 в группе

Тема урока:

«В гостях у Синтаксиса и Пунктуации» (обобщающий урок-путешествие)
 

Цель урокаобобщить и систематизировать знания по разделу «Синтаксис и Пунктуация», с помощью формы «урок-путешествие» ещё раз напомнить учащимся о трудных и важных правилах пунктуации; учить их правильно выделять в предложении главные и второстепенные члены, совершенствовать речевые навыки учащихся в связи с использованием в речи обращений, однородных членов и т.п.; развивать творческие способности и грамотность письма; воспитывать в современных школьниках морально-этические нормы, душевные ценности.

Организационная структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд

Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало. 


 

Актуализация и проблемное учебное действие.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

Слайд:

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И

3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное

4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А

6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки

7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз

- В итоге получилось слово Синтаксис.

Слайд

- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.

У Я К Н А П Т И У Ц Пунктуация

Слайд

Запишите тему в тетради.

Выступление Синтаксиса и Пунктуации (ученик и ученица исполняют роли)

С-с: - Здравствуйте, ребята! Я – братец Синтаксис.

П-я: - А я – сестрица Пунктуация.

С-с: - Синтаксис – наука непростая.

Меня серьёзно в школе изучают.

Должны вы знать без промедления

Мои все члены предложения.

И члены однородные,

И слова все вводные,

И диалог, и обращение…-

Должны всё знать, без исключения!

П-я: - Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки.

Надо знать всем, братцы,

Знаки пунктуации.

Ведь на письме, при чтении

Мы требуем почтения.

И вместе с Синтаксисом мы

Всегда надёжны и сильны.

Вместе: - В нашем дворце побывайте,

Багаж знаний пополняйте.

С-с: - Нет, постойте, есть преграда:

На вопрос ответить надо.

П-я: - Что изучается в нашем разделе?

(ответы учащихся)


 

- Каковы цели урока: повторить, обобщить наши знания и умения по данным разделам русского языка.

 Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в страну «Синтаксис и пунктуация». В пути нас ждёт много интересных заданий.

Ну, что вперёд?

Первая станция «Словосочетание».



 

-  Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»

-Что такое словосочетание?

Слайд.

-  На слайде даны фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.

Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.

Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют.

А теперь, сверим ответы.

Слайд

- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.

-  Проверим, что записали мальчики.

Слайд

-  Что можно составить из словосочетания? (предложения)

-  Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)

-  Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение»

Слайд.

Вторая станция «Простое предложение».



 

- Что такое простое предложение?

Работа в группах.

класс делится на 2 группы.

Задание 1.

У каждой группы на парте лежат конверты.

-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.

- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.

Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.

1  группа. Куда летят осенью перелётные птицы?

2  группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.

Слайд

правильно составленные предложения.

- Какие предложения вы составили, дайте хар-ку предложений.

Один уч-к из группы отвечает.

Станция «Сложное предложение».

«Цифровой диктант»

Ярко светит солнце, поют птицы.

На улице сыро, потому что идёт дождь.

Труд кормит, а лень портит.

У террасы росли кусты роз, они всегда дарили нам свой аромат.

Туча рассеялась, солнце засияло на мокрой траве.

С неба свет лился прямыми потоками, и вершины леса казались выпуклыми.

Народные сказки говорят нам о том, что добро всегда побеждает зло.

Лето собирает, а зима припасает.

Станция «Прямая Речь»

Игра «Крестики-нолики».

Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х», не согласны –«о».

Вопросы:

1.Прямая речь – это чужая речь.

2.Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

3.Прямая речь пишется с маленькой буквы.

4.Прямая речь выделяется кавычками.

5.Прямая речь сопровождается словами автора.

6.Прямая речь- это чужая речь, переданная в измененной форме.

7.прямая речь пишется с большой буквы.

8. Речь, переданная дословно, без изменений –это прямая речь.

9.Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.

10.Чужая речь передается только при помощи прямой речи.

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

х о о х х о х х о о

Станция «ЕГЭ» (Дополнительное задание на слайдах)

Заключительный этап урока

Слово учителя. «Волшебный микрофон».

- Ребята, мы покинули сказочный дворец и снова оказались в классе. Здесь мы с вами и подведём итоги нашего путешествия.

«Волшебный микрофон» знаний: выступить перед аудиторией и поделиться своими впечатлениями о разделе «Синтаксис и Пунктуация».

- Самым интересным сегодня на уроке для меня было…

- Что нового я узнал сегодня на уроке?

- Какие темы вам больше всего запомнились из раздела?

- Какие темы показались лёгкими, а в чём вы испытываете трудности?

(ответы учащихся)

Представьте, что и на уроке русского языка можно работать с числами.

Расшифруй запись. Под цифрами спрятаны буквы. Запишите их. Кто угадал, какое это слово.

14 16 13 16 5 6 24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

Домашнее задание 

Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть заявленную презентацию!

6 January 2020

Похожие публикации