Конспект урока русского языка «Части речи» (3 класс)
Русский язык
УМК «Перспективная начальная школа» (начало учебного года)
3 класс
Тема: Части речи
Цель: закрепить знания о изученных частях речи
Задачи:
-формировать правильное употребление научной терминологии (название частей речи),
- отрабатывать умение определять часть речи по определённым признакам, -- расширять словарный запас детей,
- учить правильно выстраивать свое речевое высказывание.
Ход урока
Здравствуйте ребята! Посмотрите на соседа слева и улыбнитесь ему, посмотрите на соседа справа и улыбнитесь ему. Пусть в нашем классе царит дружелюбная атмосфера и это поможет нам хорошо повести наш урок.
1 Минутка чистописания
Жж
жгж
животное
Значение слова: кого мы называем животным (птиц, насекомых, зверей и т. д.)
Животное – живой организм, существо обладающее способностью двигаться и питаться, в отличие от растений готовыми органическими соединениями.
(С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»)
2 Презентация 1 слайд
лес красный бегать
слон небо играть
весёлая лететь сильный
Что общего у всех этих слов? Что это? (это части речи) А что такое части речи? (все слова русского языка) Какие части речи вы знаете? (существительное, прилагательное, глагол) Дайте характеристику имени существительному? Дайте характеристику имени прилагательному? А что мы знаем о глаголе (это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, в нач. ф. отвечает на вопрос что сделать?, что делать?)
Маша распределила слова так, в первый столбик она выписала существительные во второй прилагательные, а в третий – глаголы. Правильно ли Маша выполнила задание? (нет) Давайте поможем Маше исправить ошибки. Дети называют слова и объясняют, в какой столбик какое слово нужно записать и почему.
2 слайд Проверьте правильность распределения
Сущ. Прил. Глаг.
лес красный бегать
слон весёлая играть
небо сильный лететь
Назовите тему урока: Части речи (3 слайд)
Определите цель нашего урока
Мы будем закреплять знание частей речи для правильного употребления их в устной речи и на письме
А как мы будем это делать с помощью чего? Мы будем выполнять различные упражнения, и отрабатывать полученные знания о частях речи на практике.
Откройте1 часть учебника на с. 43 найдите и прочитайте упр.37
Один ребёнок читает вслух. Ищем в тексте и называем все глаголы: любили, поспорить, говорил, приходит, уходит, пробудился, смотри, пришло, заплакал, ушла;
Находим однокоренные глаголы: приходит – уходит, пришло – ушла; Как называется эта часть слова – приставка.
Выписываем остальные с приставками глаголы и выделяем приставки
поспорить, пробудился,заплакал
Физминутка
Отправляемся в поход!
Сколько нас открытий ждёт! Мы шагаем друг за другом лесом, полем, лугом. Мы походим на носках, мы идём на пятках, мы идём как все ребята и как мишка косолапый. Видим скачут по опушке две весёлые лягушки. Крылья пёстрые мелькают в поле бабочки летают. К речке быстрой мы спустились. Наклонились и умылись. Вот как славно освежились. А теперь пора домой возвращаться нам с тобой!
Отдохнули! Продолжим нашу работу. Вспомните слова каких изученных частей речи вам встретились в физминутке и запишите их в тетрадь, поставив в начальную форму, распределив по частям речи.
Существительное: поход, открытие, лес, поле, луг, носок, пятка, ребёнок, мишка, опушка, лягушка, крыло, бабочка.
Глагол: отправляться, ждать, шагать, идти, скакать, мелькать, летать, спуститься, наклониться, умыться, освежиться, возвращаться.
Прилагательное: косолапый, весёлый, пёстрый, быстрый.
Дети самостоятельно выписывают слова, три ребёнка работают у доски. Проверка. Как вы определили, что это имена существительные? (Отвечают на падежные вопросы, а в начальной форме на вопросы кто? что?, обозначают предмет) Как определяли глаголы? (обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делать?, что сделать? в начальной форме.) Прилагательные? (отвечают на вопросы какая?, какое?, какие?, в начальной форме какой? И обозначают признак предмета)
Открываем тетрадь на печатной основе с. 30 упр. 23 один ученик читает задание. Называем существительные, подчёркиваем орфограммы и называем их номера. На какие вопросы отвечает существительное в начальной форме (кто?, что?) самостоятельно выполняем задание - ставим в начальную форму и выписываем все существительные в скобках указывают род Находим существительное со значением признака (синеве – синий) записываем. Меняемся тетрадями и проверяем друг у друга
Задание на доске:
Синяя, большое, звонкий
К какой части речи относятся эти слова ( прилагательные) почему? Обозначают признак. Определяем род и число. Запишите прилагательные с подходящими по смыслу существительными
Выслушиваем нескольких человек
Синяя лента, большое яблоко, звонкий смех.
Прилагательное имеет свой род? Нет оно изменяется по родам и связано с существительным.
Доска
С каким словарным словом мы сегодня познакомились? (животное) Назовите животных. Определите к какой части речи они относятся (к существительным) Почему?
Запишите два животных женского рода, мужского рода в столбик, подберите подходящие по смыслу глаголы и запишите рядом
Сорока летает
Ящерица бегает
Слон ест
Кит плавает
Взаимопроверка, зачитываем несколько пар слов вслух.
Просмотрите свои работы и оцените, на сколько, хорошо вы усвоили тему Части речи. Если вы считаете, что хорошо знаете – поднимите зелёную карточку. Если считаете что недостаточно хорошо – жёлтую, а если вам нужно ещё проработать эту тему – красную. Спрашиваю у нескольких, почему поднял ту или иную карточку.
Рефлексия: назовите ещё раз тему нашего урока. Что мы знаем о каждой части речи. Что вам понравилось на уроке, чему научились, что не получилось. Так для чего нужно изучать части речи? Спасибо за урок.