Конспект урока русского языка «Части речи» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 21 July 2020 в группе

Русский язык

УМК «Перспективная начальная школа» (начало учебного года)

3 класс

Тема: Части речи

Цель: закрепить знания о изученных частях речи

Задачи:

-формировать правильное употребление научной терминологии (название частей речи),

- отрабатывать умение определять часть речи по определённым признакам, -- расширять словарный запас детей,

- учить правильно выстраивать свое речевое высказывание.



Ход урока

Здравствуйте ребята! Посмотрите на соседа слева и улыбнитесь ему, посмотрите на соседа справа и улыбнитесь ему. Пусть в нашем классе царит дружелюбная атмосфера и это поможет нам хорошо повести наш урок.

1 Минутка чистописания

Жж

жгж

животное

Значение слова: кого мы называем животным (птиц, насекомых, зверей и т. д.)

Животное – живой организм, существо обладающее способностью двигаться и питаться, в отличие от растений готовыми органическими соединениями.

(С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

2 Презентация 1 слайд

лес красный бегать

слон небо играть

весёлая лететь сильный

Что общего у всех этих слов? Что это? (это части речи) А что такое части речи? (все слова русского языка) Какие части речи вы знаете? (существительное, прилагательное, глагол) Дайте характеристику имени существительному? Дайте характеристику имени прилагательному? А что мы знаем о глаголе (это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, в нач. ф. отвечает на вопрос что сделать?, что делать?)

Маша распределила слова так, в первый столбик она выписала существительные во второй прилагательные, а в третий – глаголы. Правильно ли Маша выполнила задание? (нет) Давайте поможем Маше исправить ошибки. Дети называют слова и объясняют, в какой столбик какое слово нужно записать и почему.

2 слайд Проверьте правильность распределения

Сущ. Прил. Глаг.

лес красный бегать

слон весёлая играть

небо сильный лететь

Назовите тему урока: Части речи (3 слайд)

Определите цель нашего урока

Мы будем закреплять знание частей речи для правильного употребления их в устной речи и на письме

А как мы будем это делать с помощью чего? Мы будем выполнять различные упражнения, и отрабатывать полученные знания о частях речи на практике.

Откройте1 часть учебника на с. 43 найдите и прочитайте упр.37

Один ребёнок читает вслух. Ищем в тексте и называем все глаголы: любили, поспорить, говорил, приходит, уходит, пробудился, смотри, пришло, заплакал, ушла;

Находим однокоренные глаголы: приходит – уходит, пришло – ушла; Как называется эта часть слова – приставка.

Выписываем остальные с приставками глаголы и выделяем приставки

поспорить, пробудился,заплакал

Физминутка

Отправляемся в поход!

Сколько нас открытий ждёт! Мы шагаем друг за другом лесом, полем, лугом. Мы походим на носках, мы идём на пятках, мы идём как все ребята и как мишка косолапый. Видим скачут по опушке две весёлые лягушки. Крылья пёстрые мелькают в поле бабочки летают. К речке быстрой мы спустились. Наклонились и умылись. Вот как славно освежились. А теперь пора домой возвращаться нам с тобой!

Отдохнули! Продолжим нашу работу. Вспомните слова каких изученных частей речи вам встретились в физминутке и запишите их в тетрадь, поставив в начальную форму, распределив по частям речи.

Существительное: поход, открытие, лес, поле, луг, носок, пятка, ребёнок, мишка, опушка, лягушка, крыло, бабочка.

Глагол: отправляться, ждать, шагать, идти, скакать, мелькать, летать, спуститься, наклониться, умыться, освежиться, возвращаться.

Прилагательное: косолапый, весёлый, пёстрый, быстрый.

Дети самостоятельно выписывают слова, три ребёнка работают у доски. Проверка. Как вы определили, что это имена существительные? (Отвечают на падежные вопросы, а в начальной форме на вопросы кто? что?, обозначают предмет) Как определяли глаголы? (обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делать?, что сделать? в начальной форме.) Прилагательные? (отвечают на вопросы какая?, какое?, какие?, в начальной форме какой? И обозначают признак предмета)

Открываем тетрадь на печатной основе с. 30 упр. 23 один ученик читает задание. Называем существительные, подчёркиваем орфограммы и называем их номера. На какие вопросы отвечает существительное в начальной форме (кто?, что?) самостоятельно выполняем задание - ставим в начальную форму и выписываем все существительные в скобках указывают род Находим существительное со значением признака (синеве – синий) записываем. Меняемся тетрадями и проверяем друг у друга

Задание на доске:

Синяя, большое, звонкий

К какой части речи относятся эти слова ( прилагательные) почему? Обозначают признак. Определяем род и число. Запишите прилагательные с подходящими по смыслу существительными

Выслушиваем нескольких человек

Синяя лента, большое яблоко, звонкий смех.

Прилагательное имеет свой род? Нет оно изменяется по родам и связано с существительным.

Доска

С каким словарным словом мы сегодня познакомились? (животное) Назовите животных. Определите к какой части речи они относятся (к существительным) Почему?

Запишите два животных женского рода, мужского рода в столбик, подберите подходящие по смыслу глаголы и запишите рядом

Сорока летает

Ящерица бегает

Слон ест

Кит плавает

Взаимопроверка, зачитываем несколько пар слов вслух.

Просмотрите свои работы и оцените, на сколько, хорошо вы усвоили тему Части речи. Если вы считаете, что хорошо знаете – поднимите зелёную карточку. Если считаете что недостаточно хорошо – жёлтую, а если вам нужно ещё проработать эту тему – красную. Спрашиваю у нескольких, почему поднял ту или иную карточку.

Рефлексия: назовите ещё раз тему нашего урока. Что мы знаем о каждой части речи. Что вам понравилось на уроке, чему научились, что не получилось. Так для чего нужно изучать части речи? Спасибо за урок.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.