Урок русского яыка в 3 классе «Повторение: части речи»
Русский язык
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»
(4 четверть)
Урок 130
Тема урока: Повторение: части речи
Цель урока:
1. Развитие умения употреблять и определять в предложениях различные части речи.
2. Развивать внимание, логическое мышление, орфографические и каллиграфические навыки письма; обогащать словарный запас; активизировать связную речь учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку, культуре труда.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО
Этапы и структура урока.
1. |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины). Оформление тетради (число, классная работа). — Какая погода сегодня за окном? — Какое настроение она навевает на вас? — Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока. |
|
2. |
Работа над ошибками. |
Учитель предлагает двум-трем учащимся прочитать сочинения (среди них есть хорошие работы и менее удачные). — Чье сочинение вы считаете самым удачным и почему? (Можно предложить учащимся обменяться тетрадями с соседом по парте и высказать свое мнение о сочинении.) При оценке сочинений учащиеся должны учитывать следующее: 1) правильность передачи идеи текста (нет ли фактических ошибок); 2) последовательность изложения; 3) полноту передачи содержания (не пропущено ли что-то важное); 4) точность употребления слов; 5) правильность построения предложений. |
|
3. |
Чистописание |
Учитель: Сегодня мы будем писать буквы Пп сочетаниях с гласными буквами: пап опу упв пти - Продолжите строку, соблюдая закономерность. |
|
4. |
Словарная работа. |
У: – Загадка: без рук , без топорёнка построена избёнка. – Что обозначает слово “гнездо”? Гнездо – место жилья, кладки яиц и выведения детенышей у птиц, насекомых и некоторых животных. - Характеристика слова “гнездо” Определение части речи. (существительное) Какие слова относятся к существительным? Какие еще части речи вы знаете? (глагол, прилагательное) - Что такое глагол? - Что такое прилагательное? Наша задача на уроке – учиться употреблять и определять в предложениях различные части речи. Подберем глаголы и прилагательные, наиболее подходящие к слову гнездо? (работа в группах по 3 чел.) составлять вить мастерить собирать уютное прибранное красивый высокое (читают слова, убирают лишнее слово, объясняют выбор) У: – Какой материал используют птицы, когда вьют гнезда? (практическая работа) Отобрать материал, пригодный для строительства гнезда. Мох, трава, веточки, камушки, тряпочки, шерсть, стекло, пух. (материал натуральный) |
|
5. |
Актуализация знаний. |
Звуковая разминка – упр. 273. |
|
КУКУШКА Кто из нас не слыхал звонкого кукования! В конце апреля среди лесных полян и садов раздается громкое “ку-ку, ку-ку, ку-ку” – это кукует самец кукушки, его крик подхватывает второй, третий…” “Кли-кли-кли” – отзывается кукушечка. Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнезда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает. Новорожденный кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несет к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине. Нередко птицы узнают подброшенные кукушечьи яйца и покидают свое потревоженное гнездо или выбрасывают чужое яйцо. И все-таки кукушки не вымирают, потому что откладывают много яиц. Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть. По Т. Шорыгиной Вопросы: 1. Как кукушка обходится без гнезда? 2. Какую пользу приносят кукушки? У: – Найдите в тексте однокоренные слова. (кукушка, кукования, кукует, кукушонок, кукушат, кукушечьи, кукушечка) У: – Выпишите их. Обозначьте корень. У: – Назовите части речи. У: – В каком слове написали разделительный Ь? |
|
6. |
Работа по теме урока.. |
Упр. 275 - комментированное письмо. |
|
Упр. 276 - комментированное письмо. - Как определить падеж существительного? |
|
7. |
Физкультминутка |
Игра с мячом “Лови-говори”. Исправь предложения, вернув мяч: Длинный червяк склевал скворца. |
|
8. |
Самостоятельная работа творческого х-ра. |
Упр. 278 . Проверка – фронтально. |
|
9. |
Итог урока. |
- Задайте друг другу вопросы о частях речи. |
|
10. |
Домашнее задание. |
Упр. 277 |
|
11. |
Рефлексия |
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились? |