Конспект урока для детей с ОВЗ в классе школы-интерната VIII вида «Моя семья»
Конспект урока
для детей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе школы
- интерната 8 вида.
Тема: « Моя семья».
Цель: уточнение знаний детей о семье, знакомить детей с составом семьи, помочь понять родственные отношения.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- активизация словаря;
- формирование у детей представлений о членах его семьи и о тех, кто в ней проживает;
- учить детей употреблять обобщающее слово «семья» в активной речи;
коррекционно-развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление, память.
-развитие коммуникативных отношений детей;
- развитие общей моторики и мелкой моторики рук;
коррекционно-воспитательные:
-воспитание заботливого отношения к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью; базовых эмоций личности.
Словарная работа: мама, папа, бабушка, дедушка, семья.
Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи. фотографии мам и пап; молоток, кастрюля, пирамидка, неваляшка, мяч, кукла.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я – Марина Ивановна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Сереженька, Вовочка ...).
2. Объявление темы занятия
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья).
Сегодня мы с вами поговорим о самом главном - о семье. У каждого из вас есть семья. Когда мы говорим о семье, мы улыбаемся. Потому что любим свою семью. Семья –– это родные люди, живущие рядом с вами. Семью – это ребенок, его родители – мама и папа, братья и сестра, бабушка и дедушка. Семья – это счастье и надежная опора.
- Подумайте и расскажите о своей семье.
3.Пальчиковая игра «Моя семья» (Цель: развитие мелкой моторики рук).
Логопед: А теперь мы поиграем пальчиками! Сжали кулачок.
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик я – Это вся моя семья.
Логопед: дети на какой звук начинается слово: «семья»
Дети: на звук «С».
4.Беседа о маме (Цель: закреплять родственные отношения; закрепление имён мам в активном словаре детей).
Логопед: Давайте пройдем за столы.
-Послушайте стихотворение:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
-Ребята, скажите, пожалуйста, о ком это стихотворение?
Дети: О маме!
Логопед: А вам хорошо с мамой?
Дети: Да.
Логопед: Как зовут твою маму, Матвей?
-А твою маму как зовут, Ксения?
-А твою, Сережа?
Дети отвечают на вопрос педагога.
Логопед: Ребята, посмотрите на фотографии, которые лежат у вас на столах и попробуйте найти свою маму.
Дети выполняют задание педагога.
Логопед: дети, а какие обязанности у мамы?
Дети: мама готовит, убирает, стирает
5.Беседа о папе (Цель: закреплять родственные отношения; закрепление имён пап в активном словаре детей; продолжать учить детей находить своего папу на фотографиях).
Логопед: Ребята, а теперь послушайте стихотворение про папу:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь нужно помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
-Итак, ребята, о ком это стихотворение?
Дети: О папе.
Логопед: Как зовут твоего папу, Матвей?
- Как зовут твоего папу, Ксения?
-А твоего, Сережа?
Дети отвечают на вопрос педагога.
Логопед: Ребята, посмотрите на фотографии, которые лежат у вас на столах и теперь попробуйте найти своего папу.
Дети выполняют задание педагога.
Логопед : дети, а какие обязанности у папы?
Дети: следит за тем, чтобы все в доме работало и если. что то сломалось чинит.
6. Физкультминутка: кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
7.Беседа про бабушек и дедушек, артикуляционная гимнастика
Логопед: Дети послушайте внимательно стихотворение:
Дедушка и бабушка у окошка рядышком,
В стекла дышат, щурятся: кто идет по улице,
Им несет Тимошка рыжиков лукошко,
В кружечке у Вики горстка земляники,
Маша и Сережа прибежали тоже,
К бабушке и деду с хлебушком к обеду!
Логопед: Дети о ком это стихотворение?
Дети: про бабушек и дедушек.
Логопед: дети, а как зовут ваших дедушек и бабушек?
Дети отвечают.
Логопед: дети, а теперь давайте все вместе сделаем артикуляционную гимнастику для язычка и ротика.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)
С ними худые –лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись(губы тянутся вперед)
Утром проснулись-в улыбочку губы (снова широкая улыбка)
Чистим мы свои верхние зубы, вправо и влево, внутри и снаружи (широкий язык за верхними зубами, соответствующие движения широким языком)
С нижними зубами тоже мы дружим
Губы сомкнем мы и рот прополощем( поочередное надувание щек)
8. Игра «Мамины помощники»
1). Ситуация: Мама готовит обед.
Логопед: Ребята, что нужно маме, чтобы приготовить обед?
Перед детьми лежат кастрюля, неваляшка и кукла.
-Что вы выберете, ребята?
Дети: Кастрюлю.
Логопед: Конечно! Молодцы!
2). Ситуация: Папа чинит стул.
Логопед: Ребята, что нужно папе, чтобы починить стул?
Перед детьми лежат пирамидка, молоток и мяч.
-Что вы выберете, ребята?
Дети: Молоток.
9. Игра “Кто кем приходится?”
Логопед: дети, я буду задавать вопросы, а вы подумайте и ответе.
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
10.Итог занятия (Цель: учить детей употреблять обобщающее слово «семья» в активной речи).
Логопед: Итак, ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, как можно назвать одним словом папу, маму, бабушку, дедушку и вас?
Дети: Семья!
Логопед: Вот какие вы молодцы, ребята!
.