Конспект урока географии для 8 класса на тему «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра»

0
0
Материал опубликован 30 October 2020

Конспект урока географии для 8 класса на тему: «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра».

Учитель: Дубоделова Людмила Васильевна, первой квалификационной категории

Тип урока Урок изучения нового материала

Тема «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра».

Цель урока: Изучить природные зоны России: арктические пустыни, тундру и лесотундру, выявить взаимосвязи природных компонентов в данных природных зонах.

Задачи:

1.Изучить особенности географического положения, природных условий и деятельности человека в природных зонах арктического и субарктического климатических поясов России

2.Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.

3.Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности, умению работать с картами, иллюстрациями, гербариями, таблицами

4.Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению  знаний, любви к Родине.

5.Воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде на примере изучения хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем

Оборудование: карта «Природные зоны России»; Презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра»; план характеристики природных зон; таблицы « Арктические пустыни Евразии»,  «Тундры Евразии», фотографии животных, иллюстрации из журналов, гербарии, атласы по географии 8 класса, мультимедийное оборудование, ноутбуки

Тип урока: изучение нового материала

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Технология исследовательского обучения

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами – исследование природных зон арктического и субарктического климатических поясов, установление причинно-следственных связей между компонентами .

II. Изучение нового материала

Учитель: На предыдущем уроке вы получили задание: распределиться по группам (по желанию), группам подготовить материал по конкретной природной зоне. Для этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов, стихи, видеофрагменты, презентации, отрывки из художественных произведений и т.д.

На столе приготовлены в помощь группам еще дополнительный материал: гербарий, фотографии животных, иллюстрации из журналов. Командиры групп подходят к столу и отбирают необходимый материал. Ваша задача – рассказать о конкретной природной зоне России и создать образ данной природной зоны. Класс разделен на три группы, по этому сегодня знакомимся с тремя природными зонами. На подготовку дается 5минут.

План описания природной зоны:

1. Географическое положение
2. Климат
3. Почвы
4. Растительность
5. Животный мир
6  Внешний облик зоны. Взаимосвязи между природными компонентами.
7. Хозяйственная деятельность человека

Первая группа: (Презентация) Наша зона – зона арктических пустынь. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики.

Постоянных жителей нет. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на промыслового зверя (привело к резкому сокращению численности арктических животных. )

Недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и деградация ледников. Ежегодно теряется около 0.2% всех запасов льда, и, возможно, когда-то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну, а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300м.

Вывод: Для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность. Такие условия сказываются на растительном и животном мире. Растительность почти отсутствует. Жизнь животных связана с морем.

Вторая группа: (Презентация) Зона тундры. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережья России. Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый.
(Видеофрагмент о Чукотке.) Природа в тундре очень ранима. След от гусениц вездехода не «заживает» десятки лет.

Вывод: Для тундры характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, почвы тундрово-глеевые, малоплодородные. Такие условия сказываются на растительном и животном мире. Растительность: мхи и лишайники, карликовая березка, полярная ива. Животный мир разнообразен: северный олень, песец, лемминг, куропатки, полярная сова.

Физкультминутка

Третья группа: (видеофрагмент) Природная зона лесотундра. Климат в лесотундре более мягкий, чем в тундре. Среди растительности встречаются древесные породы: ель, сосна, лиственница. Животный мир более богатый, представлен как тундровыми видами, так и таежными. Здесь обитают и северный олень и волк, и куропатка и рябчики. Деятельность человека не значительна. Это оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Земледелием здесь можно заниматься только в закрытом грунте.
Ландшафт лесотундры характеризуется просторами с редколесьем, зарослями кустарников, ерниками, избыточным увлажнением, наличием торфяников
. Вывод: Это переходная зона между тундрой и лесами

Ребята, как вы думаете, легко ли жить человеку в данных природных зонах? Почему? (Из-за суровых климатических условий). Действительно, для адаптации человека серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Тем не менее, Арктический Север все время вызывает интерес у людей. Почему?

1.Богатейшие запасы полезных ископаемых (нефть и газ на шельфе Баренцева моря)

2.Северный морской путь к морям Тихого океана (Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения)

3.Рыболовство

4.Охота на промыслового зверя

5.Испытание ядерного оружия (о.Новая Земля), радиоактивное загрязнение

Задание группам: Какие меры вы можете предложить по решению экологических проблем Арктики?

1.Прекращение испытания ядерного оружия

2.Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти

3.Ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрана редких животных

Доклад ученика о заповеднике на о.Врангеля Остров Врангеля-единственное место на нашей Земле, где гнездятся редкие птицы- белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной. В этом заповеднике сосредоточены самые крупные скопления моржей. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведиц появляются малыши. Еще одно интересное животное, которое охраняется на территории заповедника, - овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на обширных территориях нашей страны, а сейчас ученые охраняют его и исследуют на острове Врангеля.

Вывод: В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

III. Закрепление

Учитель: А сейчас проверим, насколько хорошо усвоили изученный материал. Заполните таблицу- отчет «Природные зоны». На работу отводится 10 минут. Затем взаимопроверка по эталону в презентации.

IV. Заключение

Учитель просит оценить работу всех учащихся в группах. Выставляет оценки в журнал. Подводит итог урока.

Рефлексия. Прием «Микрофон»

1.Что поразило вас в зонах арктических пустынь и тундр?

2.Понравилась ли вам экскурсия?

V. Домашнее задание

1.П.23, прочитать, ответить на вопросы после параграфа

2.Подготовить характеристику арктических пустынь и тундры по плану


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.