12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Швец Ольга Ильинична18
Россия, Калужская обл., Калуга

Конспект урока «Храм»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Калуги

РФ, Калужская область, город Калуга

Название темы урока: Храм (урок 14)

Наименование УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». Кураев А. В.

Цель:

Заложить представление о значимости храмов для нашего Отечества, нашей культуры

Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Изучить правила поведения в храме.

Развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Формирование чувства гордости за свою малую родину на основе знакомства историей, святынями Калужского края (Свято-Троицкий кафедральный собор).

Планируемые УУД:

Личностные:

Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

Воспитывать сознательное бережное отношение к Калужской истории и культурному наследию и на этой основе формировать мотивацию нравственного поведения

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Метапредметные:

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий Отечества и малой родины

Предметные:

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;

Осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

Формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

Знакомство школьников с наиболее значимыми Православными храмами города Калуги.

Тип урока: Открытие новых знаний через заочную экскурсию в храм.

Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация

Интеграция в содержание урока материала других предметов – литература, география

Предполагаемый результат: развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; повышение познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей.

План урока с хронометражем

I Организационный этап 5 минут

1. Приветствие.

2. Определение темы занятия учениками.

II Операционно-исполнительный этап. 20 минут

1. Сообщение темы урока.

2. Изучение нового материала.

3. Словарная работа (объяснение новых слов).

4. Первичное восприятие нового материала.

Физкультминутка.

III. Рефлексивно-оценочный этап. 13 минут

1. Закрепление изученного материала.

2. Правила поведения в храме.

3. Рефлексия.

IY. Домашнее задание 2 минуты

Ход урока

I Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

Что вы ждёте от урока? (ответы детей)

   Послушайте стихотворение Анисимова Александра, которое поможет определить тему нашего урока.

Этот дом – не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола, звонкие колокола.

Бим – бом – бом. Дин – дин – дин – дин.

Кто-то с мамой, кто один,

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это – …… (Православный храм).

II Операционно-исполнительный этап.

Сформулируйте тему нашего урока. («Храм», «Православный храм»).

Запись на доске.

Обсудите и запишите по три слова, с которым ассоциируется слово «храм».

(церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…)

1 Что такое храм? Зачем люди приходят в храм?

2 Правила поведения в храме.

3 Как устроен православный храм.

Это и будет планом нашего урока.

  Перед вами рабочий лист урока. Прочитав текст дайте определение, что такое храм? (Работа в парах).

   Храм (от праслав. *chormъ > храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

   Что такое храм?

   Храм — это особое здание, посвященное Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения.

Слово «храм» произошло от слова «хоромы». Это Божий дом, здание, построенное

для молитвенных собраний. Первые христиане не строили специальных храмов для

молитв и богослужений, они собирались в обычных жилых домах. Позднее появились христианские храмы (церкви). В храмах людей встречают свечи и иконы. Огонёк свечи тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу.

Какие храмы Калуги вы знаете? В каких были сами? (ответы детей)

Русские люди во все времена старались посвящать Богу лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм.

Свою экскурсию мы начнем с посещения Калужского Троицкого кафедрального собора (презентация)

Первое упоминание о нем, как "соборном храме во имя Живоначальныя Троицы", относится к 1610 году.

Этот деревянный старинный собор был сожжен отрядами запорожцев, обманом захвативших Калугу в 1618 году. Через некоторое время деревянный собор вновь отстроили с помощью боярина Романова.

Однако к концу XVII века и этот деревянный храм обветшал. Около 1687 года построили новый каменный собор в честь царя Феодора Романова. Храм, выстроенный из белого камня. Каменный храм простоял 100 лет.

В 1786 году принято решение и начато строительство собора, который стоит и поныне. Старый каменный храм разобрали и использовали в качестве строительного материала. Автор проекта нового храма - губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин. Собор строили 33 года.

Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.

Кто из вас был в этом соборе? (ответы детей)

Давайте рассмотрим внешнее устройство храма. (рабочий лист урока – схема)

Вход в храм начинается с паперти. Это западная часть храма. В прежние времена

на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

Далее проходим через притвор. Над притвором обычно строится колокольня.

Чтение и исследовательская работа с текстом (Чтение текста учебника с. 48-50)

Найдите ответ на вопрос: что такое алтарь?

В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Сюда

заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане.

Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца.

А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Через паперть и притвор мы проходим в среднюю часть храма, в которой люди

стоят на службе.

Иконостас – это целая стена из икон. В центре иконостаса двери. Они называются Царские вратаЧерез них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Напротив царских врат есть полукруглый выступ – амвон. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери Слева и справа от царских врат находятся северные и южные врата.

Рядом находятся клиросы – это место, где при богослужении располагаются клиры – певчие.  Напротив царских ворот перед амвоном стоит центральный аналой – это высокий стол с наклонной поверхностью, на который кладутся Евангелие (для чтения), крест и икона, соответствующая церковному событию данного дня по православному календарю.   А за иконостасом находится алтарь. Это самое святое место. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

   Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. В храме также существуют правила. Давайте с ними познакомимся:

Прежде чем зайти в собор,

головной сними убор

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай

Не гляди по сторонам

Не полезно это нам.

Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Время даром не губи

Службу Божью полюби.

И пока душа в груди

на молитву приходи.

Физкультминутка.

III Рефлексивно-оценочный этап

Закрепление основных понятий урока

Подведем итог нашего путешествия. Еще раз вспомним, как устроен храм.

Назовите новые, для вас, названия частей храма. (ответы детей)

А сейчас наклейте в тетрадь схему храма с определениями.

Игра «Рыбалка». Коллективная работа.

Выловите слова, которые относятся к теме «Храм»

(Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).

Вывод:

Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

IV Задание на дом:

Учебник. Урок 14. Ответить на вопросы после параграфа (с. 48-50)

По желанию можно посетить храм.

Рассказать членам семьи и друзьям о православном храме.

Подобрать вместе с родителями изображения храма. Нарисовать храм.







Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html Картотека приветствий для занятий

https://drevo-info.ru/articles/3927.html Древо, открытая православная энциклопедия.

http://eparhia-kaluga.ru/kaluzhskaja-eparhija/prihody/kaluga...tml Приходы Калужской епархии

https://yandex.ru/images/search?text=схема%20православного%20храма&stype=image&lr=6&source=wiz Схема храма.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм Википедия. Определения.

https://interpretive.ru/termin/hram.html Национальная историческая энциклопедия

http://novomuchenniki.prihod.ru/nachinajushhemu_khristianinu Правило благочестивого поведения в храме (Русская православная церковь. Московский Патриархат. Воронежская Митрополия. Воронежская и Лискинская епархия. Лискинское благочиние)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.