12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Швец Ольга Ильинична18 Россия, Калужская обл., Калуга |
Конспект урока «Храм»
Конспект урока «Храм»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Калуги
РФ, Калужская область, город Калуга
Название темы урока: Храм (урок 14)
Цель:
Заложить представление о значимости храмов для нашего Отечества, нашей культуры
Сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Изучить правила поведения в храме.
Развивать интерес к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Формирование чувства гордости за свою малую родину на основе знакомства историей, святынями Калужского края (Свято-Троицкий кафедральный собор).
Планируемые УУД:
Личностные:
Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
Воспитывать сознательное бережное отношение к Калужской истории и культурному наследию и на этой основе формировать мотивацию нравственного поведения
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные:
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий Отечества и малой родины
Предметные:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;
Осознание ценности и духовности в человеческой жизни.
Формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.
Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объёме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
Знакомство школьников с наиболее значимыми Православными храмами города Калуги.
Тип урока: Открытие новых знаний через заочную экскурсию в храм.
Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация
Интеграция в содержание урока материала других предметов – литература, география
Предполагаемый результат: развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; повышение познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей.
План урока с хронометражем
I Организационный этап 5 минут
1. Приветствие.
2. Определение темы занятия учениками.
II Операционно-исполнительный этап. 20 минут
1. Сообщение темы урока.
2. Изучение нового материала.
3. Словарная работа (объяснение новых слов).
4. Первичное восприятие нового материала.
Физкультминутка.
III. Рефлексивно-оценочный этап. 13 минут
1. Закрепление изученного материала.
2. Правила поведения в храме.
3. Рефлексия.
IY. Домашнее задание 2 минуты
Ход урока
I Организационный этап
Здравствуйте, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
Что вы ждёте от урока? (ответы детей)
Послушайте стихотворение Анисимова Александра, которое поможет определить тему нашего урока.
Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола.
Бим – бом – бом. Дин – дин – дин – дин.
Кто-то с мамой, кто один,
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это – …… (Православный храм).
II Операционно-исполнительный этап.
Сформулируйте тему нашего урока. («Храм», «Православный храм»).
Запись на доске.
Обсудите и запишите по три слова, с которым ассоциируется слово «храм».
(церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…)
1 Что такое храм? Зачем люди приходят в храм?
2 Правила поведения в храме.
3 Как устроен православный храм.
Это и будет планом нашего урока.
Перед вами рабочий лист урока. Прочитав текст дайте определение, что такое храм? (Работа в парах).
Храм (от праслав. *chormъ > храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Что такое храм?
Храм — это особое здание, посвященное Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения.
Слово «храм» произошло от слова «хоромы». Это Божий дом, здание, построенное
для молитвенных собраний. Первые христиане не строили специальных храмов для
Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу.
Какие храмы Калуги вы знаете? В каких были сами? (ответы детей)
Русские люди во все времена старались посвящать Богу лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах.
Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм.
Свою экскурсию мы начнем с посещения Калужского Троицкого кафедрального собора (презентация)
Первое упоминание о нем, как "соборном храме во имя Живоначальныя Троицы", относится к 1610 году.
Этот деревянный старинный собор был сожжен отрядами запорожцев, обманом захвативших Калугу в 1618 году. Через некоторое время деревянный собор вновь отстроили с помощью боярина Романова.
Однако к концу XVII века и этот деревянный храм обветшал. Около 1687 года построили новый каменный собор в честь царя Феодора Романова. Храм, выстроенный из белого камня. Каменный храм простоял 100 лет.
В 1786 году принято решение и начато строительство собора, который стоит и поныне. Старый каменный храм разобрали и использовали в качестве строительного материала. Автор проекта нового храма - губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин. Собор строили 33 года.
Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.
Кто из вас был в этом соборе? (ответы детей)
Давайте рассмотрим внешнее устройство храма. (рабочий лист урока – схема)
Вход в храм начинается с паперти. Это западная часть храма. В прежние времена
на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.
Далее проходим через притвор. Над притвором обычно строится колокольня.
Чтение и исследовательская работа с текстом (Чтение текста учебника с. 48-50)
Найдите ответ на вопрос: что такое алтарь?
В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Сюда
заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане.
Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца.
А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.
Через паперть и притвор мы проходим в среднюю часть храма, в которой люди
стоят на службе.
Иконостас – это целая стена из икон. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Напротив царских врат есть полукруглый выступ – амвон. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери Слева и справа от царских врат находятся северные и южные врата.
Рядом находятся клиросы – это место, где при богослужении располагаются клиры – певчие. Напротив царских ворот перед амвоном стоит центральный аналой – это высокий стол с наклонной поверхностью, на который кладутся Евангелие (для чтения), крест и икона, соответствующая церковному событию данного дня по православному календарю. А за иконостасом находится алтарь. Это самое святое место. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.
Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. В храме также существуют правила. Давайте с ними познакомимся:
Прежде чем зайти в собор,
головной сними убор
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай
Не гляди по сторонам
Не полезно это нам.
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Время даром не губи
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди
на молитву приходи.
Физкультминутка.
III Рефлексивно-оценочный этап
Закрепление основных понятий урока
Подведем итог нашего путешествия. Еще раз вспомним, как устроен храм.
Назовите новые, для вас, названия частей храма. (ответы детей)
А сейчас наклейте в тетрадь схему храма с определениями.
Игра «Рыбалка». Коллективная работа.
Выловите слова, которые относятся к теме «Храм»
(Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).
Вывод:
Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
IV Задание на дом:
Учебник. Урок 14. Ответить на вопросы после параграфа (с. 48-50)
По желанию можно посетить храм.
Рассказать членам семьи и друзьям о православном храме.
Подобрать вместе с родителями изображения храма. Нарисовать храм.
Интернет-ресурсы: