Конспект открытого урока русского языка «Разделительный ъ и ь знаки» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект открытого урока "Разделительный ъ и ь знаки "
		Тип урока: повторение пройденного. 
		
		Формы обучения: групповая, фронтальная , самостоятельная работа , работа под руководством учителя , индивидуальная. 
		
		Цель: повторение правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков. 
		
		Задачи : 
упражнять учащихся в правописании разделительных мягкого и твердого знаков;
развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность память, умение работать самостоятельно и в группе, интерес к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;
развивать орфографическую зоркость.
		Оборудование: учебник "Русский язык" ( автор Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина), рабочая тетрадь "Русский язык" ( автор Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина) , карточки, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. 
		
		Ход урока: 
		
		1. Организационный момент. 
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
		Ни минуты не теряем.
		- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. 
		- Я желаю вам всем успеха! 
		- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.
		
		2. Мотивирование к учебной деятельности.
		Формирование обучающимися темы и цели урока. 
		Девиз нашего урока:
«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» (слайд 2,3)
- Что вы видите? (предложение)
- Из чего оно состоит? (из слов)
		- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.
		- Значит, сегодня мы повторим правописание разделительных ъ и ь знаков, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.
- Это и есть цель нашей деятельности. (слайд 4)
		
		3. Минутка чистописания. Словарная работа.
		 - Открыли тетради, записали число, классная работа. 
- Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь. (слайд 5)
- Вспомним написание словарных слов.
- Для чего нужно знать словарные слова?
Записать под диктовку.
Словарь: воробьи, сороки, друзья, деревня, жильё.
- Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (слайд 6)
- Составьте предложение из этих слов.
Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях.
Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.
		- Ребята, обратите внимание на экран и прочитайте фразу. Как вы ее понимаете? 
		Не для школы, а для жизни мы учимся. 
		
		- Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться? 
		- Запишите красиво фразу. Повторение правил посадки. 
		
		4. Работа над новым материалом.
А) - Сценка «Ъ и Ь».
		(Чтение стихотворения. Инсценирование). 
		- Не чересчур ли ты добряк? – 
		Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
		- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
		Нет, в алфавит ты не годишься! 
		-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
		Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
		- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
		Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
		- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
		Услышав этот спор, сказала буква А. 
		- Вы оба хороши, достойны чести, 
		Когда стоите в нужном месте. 
		- Значит, эти знаки важны в русском языке. 
		- Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте? 
Б)Разгадаем ребус. (слайд 7)
5. Актуализация опорных знаний.
		- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.
		- Обратите внимание на экран: найдите ошибки.  (слайд 8)
		Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.
- Проверяем. (слайд 9)
		Работа со схемой.
		- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда – разделительный ь знак?  (слайд 10, 11)
		(разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;
разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.) Перед е, ё, и, ю, я
		я в корнях стою, друзья.
		Приведите примеры. 
		Ь – показатель мягкости.
		6. Развитие умений – применение знания.
- Распределите слова в 2 столбика. Запишите. (слайд 12)
- В 1- Ь знак-показатель мягкости,
во 2 – Ь разделительный.
Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.
		- Проверка. (слайд 13)
		 
		7. Физкультминутка.  (слайд 14)
		- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.
		В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.
		
		- Отдохнули? Продолжаем работать. 
8. Самостоятельная работа в тетрадях. (слайд 15)
- Спиши слова в два столбика:
		в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком. 
		Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, 
		счаст_е, здоров…е.
Проверка. (слайд 16)
9. Закрепление.
Учебник .стр. 97
А) правило – прочитать.
		Б) стр. 99 упр.164
		в) Это интересно! (слайд 17)
		10. По времени: 
		Кроссворд 
		
		11. Итог урока. 
		- Что повторяли? 
-Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки ?
(слайд 18,)
(слайд 19)
(слайд 20)
- Выставление оценок по строкам стихотворения.
Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
		От души ребят поздравим..  (слайд 21)
		
		12. Домашнее задание.   (слайд 22)
		рабочая тетрадь стр.63, упр.101, 102
		
		13. Рефлексия.  (слайд 23)
		
		- Покажите с помощью цветных полосок свое настроение. 
		
		- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!Здесь будет файл: /data/edu/files/h1452955320.ppt ("Разделительный ъ и ь знаки")
Конспект открытого урока
по русскому языку
"Разделительный ъ и ь знаки"
4 класс
Учитель Кубалова А.К.





















