План урока по русскому языку в 4-ом классе на тему «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
План урока по русскому языку в 4-ом классе на тему:
«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
Учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».
Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;
2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;
3) развивать умение анализировать, делать выводы;
4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.
I. Организация детей к уроку.
II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.
- Кто такой Владимир Мономах?
(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).
- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?
- Найдите союзы в тексте.
- Какова роль союзов в предложении?
(соединяют части предложения или однородные члены).
III. Работа по карточкам.
- Соедините вид предложения с нужными союзами:
- Проверка работы (коллективная).
IV. Постановка проблемы:
- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!
(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).
V. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.
VI. Закрепление изученного.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Повторим написание соединений букв с буквой ч.
- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Ччч еч чч Ччч Ча ач еч чу уч Учу Ччч
- Прочитайте предложение:
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).
- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.
- Какие еще пословицы об учении знаете?!
- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.
- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему данного предложения: [-- О, а О].
- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.
(Чтение стихотворения ученицей).
- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).
- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?
Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.
-Под диктовку запись первого предложения.
Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему предложения.
[О --, О и О].
VII. Работа с текстом.
- Прочитайте текст на доске:
Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у человека бьется доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.
- Как понимаете выражение «доброе сердце»?
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Составьте схему первого предложения.
[-- О и О].
- Почему не поставили запятую?
VIII. Работа с учебниками.
Упражнение 70 страница 45.
1. Прочитайте текст.
- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).
2. Расставьте в нем знаки препинания.
(У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).
1) Чернобородый – разбор по составу;
2) день – фонетический разбор;
3) в лесу – морфологический разбор.
день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.
д – [д'] – согласный, звук мягкий.
е – [э] – гласный, уд.
н – [н'] – согласный, звук мягкий.
в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.
3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:
[= –], а [= –] - (первое предложение)
[– = О и О], и [= –] – (третье предложение)
4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.
4-ое предложение [– =], но [– О и О].
5-ое предложение [ = ], а [ = – ].
IX. Анализ сочинений.
- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».
- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!
- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.
- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.
- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.
1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.
2. Я люблю уроки математики и русского языка.
3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.
X. Итог урока. Чему научились на уроке?