Урок литературного чтения в 4 классе. «Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»

4
0
Материал опубликован 9 January 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

 ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок литературного чтения в 4 классе.

Образовательная система « Школа 2100»

«Москва начала 19 века.

Интересны ли детям басни?

И.А. Крылов «Слон и Моська»»

Назарова Е. В.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Урок 30.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)

Тип: урок открытия новых знаний.

Цели:

Предметные:

- формирование типа правильной читательской деятельности;

- осознание целостности и динамики литературного процесса;

- обработка и систематизация сведений об И.А Крылове и его роли в литературном процессе;

- знакомство с басней как жанром литературы.

Метапредметные:

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

- формируется умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- происходит анализ объекта с целью выделения существенных признаков;

- извлекается необходимая информация из текста.

Коммуникативные УУД:

- формируется умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

- формируется осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;

- формируется стремление к приобретению новых знаний и умений.

РегулятивныеУУД:

- формируется умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- формируется установка на улучшение результата своей деятельности.

Методы: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
 

Ход урока

Этап урока

Цели

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

1).Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством театральной постановки

2).Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

1.Повторение. Беседа.

На доске стихотворение:

 

« Не на пользу читать, коли только вершки хватать».


 

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

- Сегодня мы отправимся в новое литературное путешествие. Какие шаги мы делаем, для изучения нового материала?

Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Как вы думаете, в этом стихотворении написано том, что действительно важно для уроков чтения?

- Итак, друзья, пожелайте друг другу удачи в вашей работе! Вперёд, открывать новые знания!

Работают с текстом, объясняют смысл пословицы.

Сначала узнаём, чего мы не знаем, а затем пытаемся сами открыть новое

Работа по рядам над речевым аппаратом.

Высказывание своих предположений.

Введение в тему

1).Актуализация мыслительных операций: анализ, сравнение;

2).Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

- С чего мы начинаем нашу работу по изучению нового материала?

- Какой период литературы мы изучили?

- Что интересного мы узнали о становлении детской литературы?

1)Работа с текстом статьи «Путешествие 3». Стр. 86

- В какой век мы сегодня отправляемся?

- Какие это годы?

- Выставим на машине времени эти годы, государство, в которое отправляемся и вперед.

- Вспомним из курса окружающего мира какие события происходили в этот период в нашей стране?

- Что нового могло появиться в детской литературе в 19 веке?

- А помогут нам в этом разобраться герои – помощники из нашего учебника: Николай Александрович, Оля и Игорь.

2) Чтение по ролям.

Н.А. - Друзья мои, я усовершенствовал машину времени, и мы снова отправляемся в путешествие. Нам предстоит полёт в 19 век. Я точно знаю, где мы приземлимся. Но для путешествия нам необходимо переодеться. У меня есть сюртук, плащ-накидка и даже цилиндр.

- А это для вас, сударыня! (протягивает муфту Оле).

О.: - Что это?

Н.А.: Муфта. Если замёрзнут руки, то их можно обе туда засунуть. Так делали дамы в прошлом веке. Ну, а длинное платье и тёплая накидка у вас найдутся?

О.: Конечно! Я готовила в прошлом году к новогоднему карнавалу костюм феи, а Игорь был эльфом. У него есть хорошенький фрак.

Н.А.: Ну, что ж, друзья мои, встречаемся у меня через несколько минут уже в костюмах.

- Ребята, как вы думаете, почему нашим героям надо переодеться?

- А что мы можем ждать от встречи с этим веком?

- Спасибо за высказанные предположения. А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задание: соедините авторов с произведениями, которые они написали.

3) Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Какими знаниями вы пытались воспользоваться?

- Почему не смогли выполнить?

4) Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, какую цель поставите перед собой?

- А какой новый автор появился? Мы знаем в каком жанре он писал?

- Давайте теперь уточним тему урока. («Москва начала 19 века. И.А. Крылов «Слон и Моська». Интересны ли детям басни?»).

С повторения

11-18 века

Ответы детей.

Работа с иллюстрацией.

Ответы детей. (1801-1900, 1812, 1861)

Предположения детей

Чтение текста по ролям.

Рассматривание слайдов, знакомство с толкованием слов сюртук, цилиндр, муфта.

Предположения детей.

Предположения детей

Работа в группах, проверка, выяснение затруднения.

Соединить авторов и произведения, которые они написали

Знаниями о литературе 11-18 веков

Появились новые авторы и произведения. Мы не знаем кто из них какое произведение написал

Узнать новых авторов 19 века и их произведения

Физкультминутка

1).Релаксация, сброс мышечного и зрительного напряжения.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Видео презентация физкультминутки.

Дети выполняют упражнения

Введение в тему

3).Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

6) Реализация построенного проекта.

1).Работа с текстом статьи «Путешествие 3». Стр. 88-89.

(чтение до слов «… был значительно моложе»).

2) Обсуждение прочитанного.

- Куда перенесла машина времени наших друзей?

- Какой они увидели Москву?

-Почему наши герои отправились вслед за незнакомцем?

- Кто этот человек? Что мы о нём знаем?

3) Доклад ученика и презентация об И.А Крылове.

4) Продолжение работы с текстом (от слов «…Позвольте выразить своё восхищение» до слов «…углубился в книгу»)

5) Анализ прочитанного и извлечение необходимой информации.

- Какое мнение о баснях у Николая Александровича?

- Какова точка зрения И.А. Крылова?

- Вопрос был один? А мнений сколько? Скажите, а можете ли вы сейчас сказать, чью точку зрения вы поддерживаете? Почему?

Анализ текста, отбор информации и обобщение.

Индивидуальный доклад об И.А. Крылове.

Сначала надо узнать, что такое басня, прочитать басни, составить своё мнение

Самостоятельная работа.

1). Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2). Формирование умения извлекать необходимую информацию из текста.

Регулятивные УУД

Личностные EEL

Познавательные УУД

- Итак, используя монолог И.А. Крылова, раскройте понятие басни и запишите его в рабочую тетрадь. стр. 37 задание II. 1.

- Сравним ваши предположения со статьёй из толкового словаря С.И. Ожегова.

- Можно ли назвать басни поучительными?

- Какая черта литературы 18 века сохранилась в литературе 19 века?

- Как «поучали» в 18 веке? А как в 19 веке?

Самостоятельная работа со слайдами презентации и с тетрадью.

Сравнение со статьёй словаря.

Работа с литературными понятиями.

1).Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений;

2). Формирование умения слушать.

Познавательные УУД

-В баснях очень часто используется такой приём, как иносказание.

- Как вы понимаете смысл этого слова?

(выражение, заключающее в себе скрытый смысл).

- Вспомните, какую книгу листал Крылов в лавке.

- А кто такой Эзоп? Чем он занимался?

Рассказ учителя:

- Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно.Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасисаи был убит. В своих баснях он обличал тех, кто был зол, жесток, глуп, жаден, но не указывал на конкретных людей. И его именем был назван был назван один из способов иносказания.

Эзопов язык — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль, которую прямо высказать нельзя.

Предположения детей.

Работа с текстом басни «Слон и Моська».

1). Формирование умения анализировать и осмысливать текст;

2). Формирование умения слушать и вступать в диалог;

3). Вести диалог диалога с автором;

4). Анализ текста с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1.Антиципация.

- Прочитайте название. Посмотрите на иллюстрацию. Подумайте, о чём пойдет речь в басне?

- Как вы думаете, чему эта басня может научить?

2. Прослушивание аудиозаписи басни в исполнении В. Гафта.

- Оправдались наши ожидания?

- Пользуясь памяткой в тетради, докажите, что это басня.

3. Беседа:

- Встречаются ли такие Моськи в нашей жизни?

-Что осуждает Крылов в этой басне?

- Подумайте, а нет ли таких черт в вашем характере? Принесут ли они вам пользу?

- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Чью же точку зрения на басни вы поддерживаете?

4.Работа в парах по карточке.

 

И.А. Крылов «Слон и Моська»

Жанр произведения

 

Форма речи

 

Герои произведения

 

Как сформулирован вывод

 

Мораль

 

Отношение

автора

 

 

Кто допустил ошибки?В каком месте?

- В чём причина допущенной ошибки?

- Как обозначим, что задание выполнено с ошибкой?

- Как её можно исправить?

Рассматривание иллюстраций, чтение заглавия, высказывание предположений.

Слушание аудиозаписи.

Работа в тетради.

Участие в обсуждении.

Коллективная беседа.

Работа в парах с текстом басни.

Коллективная проверка.

Самооценка.

Рефлексия.

1). Формирование осознания своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Скажите что же такое басня?

Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Кому можно сегодня поставить отметки и за что?

- А теперь вернёмся к началу нашего урока. Чью же точку зрения на басни вы поддерживаете: Николая Александровича или И.А. Крылова?

Ответы детей.

Предположения.

Высказывания детей с аргументами.

Высказывания детей с аргументами.

Домашнее задание.

1).Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений;

2).Формирование установки на улучшение результата своей деятельности

Познавательные УУД

Личностные УУД

-Используя материалы энциклопедий, ресурсов сети Интернет, подготовьте доклад о творчестве И.А. Крылова.

- Самостоятельное чтение басен Крылова И.А.

Запись в дневник.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.