Урок литературного чтения в 4 классе. «Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок литературного чтения в 4 классе.
Образовательная система « Школа 2100»
«Москва начала 19 века.
Интересны ли детям басни?
И.А. Крылов «Слон и Моська»»
Назарова Е. В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Урок 30.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)
Тип: урок открытия новых знаний.
Цели:
Предметные:
- формирование типа правильной читательской деятельности;
- осознание целостности и динамики литературного процесса;
- обработка и систематизация сведений об И.А Крылове и его роли в литературном процессе;
- знакомство с басней как жанром литературы.
Метапредметные:
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- формируется умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- происходит анализ объекта с целью выделения существенных признаков;
- извлекается необходимая информация из текста.
Коммуникативные УУД:
- формируется умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
- формируется осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников;
- формируется стремление к приобретению новых знаний и умений.
РегулятивныеУУД:
- формируется умение контролировать процесс и результат своей деятельности;
- формируется установка на улучшение результата своей деятельности.
Методы: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Ход урока
Этап урока |
Цели |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
1).Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством театральной постановки 2).Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
1.Повторение. Беседа. На доске стихотворение:
« Не на пользу читать, коли только вершки хватать».
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? - Сегодня мы отправимся в новое литературное путешествие. Какие шаги мы делаем, для изучения нового материала? Речевая разминка. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Как вы думаете, в этом стихотворении написано том, что действительно важно для уроков чтения? - Итак, друзья, пожелайте друг другу удачи в вашей работе! Вперёд, открывать новые знания! |
Работают с текстом, объясняют смысл пословицы. Сначала узнаём, чего мы не знаем, а затем пытаемся сами открыть новое Работа по рядам над речевым аппаратом. Высказывание своих предположений. |
||||||||||||||
Введение в тему |
1).Актуализация мыслительных операций: анализ, сравнение; 2).Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
- С чего мы начинаем нашу работу по изучению нового материала? - Какой период литературы мы изучили? - Что интересного мы узнали о становлении детской литературы? 1)Работа с текстом статьи «Путешествие 3». Стр. 86 - В какой век мы сегодня отправляемся? - Какие это годы? - Выставим на машине времени эти годы, государство, в которое отправляемся и вперед. - Вспомним из курса окружающего мира какие события происходили в этот период в нашей стране? - Что нового могло появиться в детской литературе в 19 веке? - А помогут нам в этом разобраться герои – помощники из нашего учебника: Николай Александрович, Оля и Игорь. 2) Чтение по ролям. Н.А. - Друзья мои, я усовершенствовал машину времени, и мы снова отправляемся в путешествие. Нам предстоит полёт в 19 век. Я точно знаю, где мы приземлимся. Но для путешествия нам необходимо переодеться. У меня есть сюртук, плащ-накидка и даже цилиндр. - А это для вас, сударыня! (протягивает муфту Оле). О.: - Что это? Н.А.: Муфта. Если замёрзнут руки, то их можно обе туда засунуть. Так делали дамы в прошлом веке. Ну, а длинное платье и тёплая накидка у вас найдутся? О.: Конечно! Я готовила в прошлом году к новогоднему карнавалу костюм феи, а Игорь был эльфом. У него есть хорошенький фрак. Н.А.: Ну, что ж, друзья мои, встречаемся у меня через несколько минут уже в костюмах. - Ребята, как вы думаете, почему нашим героям надо переодеться? - А что мы можем ждать от встречи с этим веком? - Спасибо за высказанные предположения. А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задание: соедините авторов с произведениями, которые они написали.
3) Выявление места и причины затруднения. - Какое задание вы должны были выполнить? - Какими знаниями вы пытались воспользоваться? - Почему не смогли выполнить? 4) Построение проекта выхода из затруднения. - Итак, какую цель поставите перед собой? - А какой новый автор появился? Мы знаем в каком жанре он писал? - Давайте теперь уточним тему урока. («Москва начала 19 века. И.А. Крылов «Слон и Моська». Интересны ли детям басни?»). |
С повторения 11-18 века Ответы детей. Работа с иллюстрацией. Ответы детей. (1801-1900, 1812, 1861) Предположения детей Чтение текста по ролям. Рассматривание слайдов, знакомство с толкованием слов сюртук, цилиндр, муфта. Предположения детей. Предположения детей Работа в группах, проверка, выяснение затруднения. Соединить авторов и произведения, которые они написали Знаниями о литературе 11-18 веков Появились новые авторы и произведения. Мы не знаем кто из них какое произведение написал Узнать новых авторов 19 века и их произведения |
||||||||||||||
Физкультминутка |
1).Релаксация, сброс мышечного и зрительного напряжения. |
Личностные УУД Регулятивные УУД |
Видео презентация физкультминутки. |
Дети выполняют упражнения |
||||||||||||||
Введение в тему |
3).Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
6) Реализация построенного проекта. 1).Работа с текстом статьи «Путешествие 3». Стр. 88-89. (чтение до слов «… был значительно моложе»). 2) Обсуждение прочитанного. - Куда перенесла машина времени наших друзей? - Какой они увидели Москву? -Почему наши герои отправились вслед за незнакомцем? - Кто этот человек? Что мы о нём знаем? 3) Доклад ученика и презентация об И.А Крылове. 4) Продолжение работы с текстом (от слов «…Позвольте выразить своё восхищение» до слов «…углубился в книгу») 5) Анализ прочитанного и извлечение необходимой информации. - Какое мнение о баснях у Николая Александровича? - Какова точка зрения И.А. Крылова? - Вопрос был один? А мнений сколько? Скажите, а можете ли вы сейчас сказать, чью точку зрения вы поддерживаете? Почему? |
Анализ текста, отбор информации и обобщение. Индивидуальный доклад об И.А. Крылове. Сначала надо узнать, что такое басня, прочитать басни, составить своё мнение |
||||||||||||||
Самостоятельная работа. |
1). Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2). Формирование умения извлекать необходимую информацию из текста. |
Регулятивные УУД Личностные EEL Познавательные УУД |
- Итак, используя монолог И.А. Крылова, раскройте понятие басни и запишите его в рабочую тетрадь. стр. 37 задание II. 1. - Сравним ваши предположения со статьёй из толкового словаря С.И. Ожегова. - Можно ли назвать басни поучительными? - Какая черта литературы 18 века сохранилась в литературе 19 века? - Как «поучали» в 18 веке? А как в 19 веке? |
Самостоятельная работа со слайдами презентации и с тетрадью. Сравнение со статьёй словаря. |
||||||||||||||
Работа с литературными понятиями. |
1).Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений; 2). Формирование умения слушать. |
Познавательные УУД |
-В баснях очень часто используется такой приём, как иносказание. - Как вы понимаете смысл этого слова? (выражение, заключающее в себе скрытый смысл). - Вспомните, какую книгу листал Крылов в лавке. - А кто такой Эзоп? Чем он занимался? Рассказ учителя: - Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно.Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасисаи был убит. В своих баснях он обличал тех, кто был зол, жесток, глуп, жаден, но не указывал на конкретных людей. И его именем был назван был назван один из способов иносказания. Эзопов язык — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль, которую прямо высказать нельзя. |
Предположения детей. |
||||||||||||||
Работа с текстом басни «Слон и Моська». |
1). Формирование умения анализировать и осмысливать текст; 2). Формирование умения слушать и вступать в диалог; 3). Вести диалог диалога с автором; 4). Анализ текста с целью выделения существенных признаков. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
1.Антиципация. - Прочитайте название. Посмотрите на иллюстрацию. Подумайте, о чём пойдет речь в басне? - Как вы думаете, чему эта басня может научить? 2. Прослушивание аудиозаписи басни в исполнении В. Гафта. - Оправдались наши ожидания? - Пользуясь памяткой в тетради, докажите, что это басня. 3. Беседа: - Встречаются ли такие Моськи в нашей жизни? -Что осуждает Крылов в этой басне? - Подумайте, а нет ли таких черт в вашем характере? Принесут ли они вам пользу? - А теперь вернёмся к началу нашего урока. Чью же точку зрения на басни вы поддерживаете? 4.Работа в парах по карточке.
Кто допустил ошибки?В каком месте? - В чём причина допущенной ошибки? - Как обозначим, что задание выполнено с ошибкой? - Как её можно исправить? |
Рассматривание иллюстраций, чтение заглавия, высказывание предположений. Слушание аудиозаписи. Работа в тетради. Участие в обсуждении. Коллективная беседа. Работа в парах с текстом басни. Коллективная проверка. Самооценка. |
||||||||||||||
Рефлексия. |
1). Формирование осознания своих возможностей в учении на основе сравнения своих возможностей и возможностей одноклассников. |
Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Скажите что же такое басня? Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Кому можно сегодня поставить отметки и за что? - А теперь вернёмся к началу нашего урока. Чью же точку зрения на басни вы поддерживаете: Николая Александровича или И.А. Крылова? |
Ответы детей. Предположения. Высказывания детей с аргументами. Высказывания детей с аргументами. |
||||||||||||||
Домашнее задание. |
1).Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений; 2).Формирование установки на улучшение результата своей деятельности |
Познавательные УУД Личностные УУД |
-Используя материалы энциклопедий, ресурсов сети Интернет, подготовьте доклад о творчестве И.А. Крылова. - Самостоятельное чтение басен Крылова И.А. |
Запись в дневник. |