Конспект открытого урока «Разделительный ъ и ь знаки»

1
0
Материал опубликован 16 January 2016

Пояснительная записка к презентации

Конспект открытого урока "Разделительный ъ и ь знаки "

Тип урока: повторение пройденного. 

Формы обучения: групповая, фронтальная , самостоятельная работа , работа под руководством учителя , индивидуальная. 

Цель: повторение правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков. 

Задачи :

упражнять учащихся в правописании разделительных мягкого и твердого знаков;

развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность память, умение работать самостоятельно и в группе, интерес к предмету;

воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;

развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: учебник "Русский язык" ( автор Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина), рабочая тетрадь "Русский язык" ( автор Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина) , карточки, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. 

Ход урока: 

1. Организационный момент. 

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. 
- Я желаю вам всем успеха! 

- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

Формирование обучающимися темы и цели урока. 
Девиз нашего урока:

«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» (слайд 2,3)

- Что вы видите? (предложение)

- Из чего оно состоит? (из слов)

- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.
- Значит, сегодня мы повторим правописание разделительных ъ и ь знаков, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.

- Это и есть цель нашей деятельности. (слайд 4)


3. Минутка чистописания. Словарная работа.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь. (слайд 5)

- Вспомним написание словарных слов.

- Для чего нужно знать словарные слова?

Записать под диктовку.

Словарь: воробьи, сороки, друзья, деревня, жильё.

- Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (слайд 6)

- Составьте предложение из этих слов.

Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях.

Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.

- Ребята, обратите внимание на экран и прочитайте фразу. Как вы ее понимаете? 
Не для школы, а для жизни мы учимся. 

- Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться? 
- Запишите красиво фразу. Повторение правил посадки. 

4. Работа над новым материалом.

А) - Сценка «Ъ и Ь».

(Чтение стихотворения. Инсценирование). 
- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте. 
- Значит, эти знаки важны в русском языке. 
- Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте?

Б)Разгадаем ребус. (слайд 7)

5. Актуализация опорных знаний. 

- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.
- Обратите внимание на экран: найдите ошибки.  (слайд 8)
Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.

- Проверяем.  (слайд 9)

Работа со схемой.
- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда – разделительный ь знак?  (слайд 10, 11)
(разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;

разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.) Перед е, ё, и, ю, я

я в корнях стою, друзья.
Приведите примеры. 

Ь – показатель мягкости.
6. Развитие умений – применение знания.

- Распределите слова в 2 столбика. Запишите. (слайд 12)

- В 1- Ь знак-показатель мягкости,

во 2 – Ь разделительный.

Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.

- Проверка. (слайд 13)
 

7. Физкультминутка.  (слайд 14)
- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.
В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.

- Отдохнули? Продолжаем работать.

8. Самостоятельная работа в тетрадях. (слайд 15)

- Спиши слова в два столбика:

в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком. 
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, 
счаст_е, здоров…е.

Проверка. (слайд 16)

9. Закрепление.

Учебник .стр. 97

А) правило – прочитать.

Б) стр. 99 упр.164
в) Это интересно! (слайд 17)

10. По времени: 
Кроссворд 


11. Итог урока. 
- Что повторяли?

-Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки ?

(слайд 18,)

(слайд 19)

(слайд 20)

- Выставление оценок по строкам стихотворения.

Не устанем повторять,

Любим мы отметку «пять»

Кто ж сегодня отличился?

Кто на славу потрудился?

Ну, кому поставить «пять»?

Попрошу вас предлагать.

И «четвёрочку» поставим

От души ребят поздравим..  (слайд 21)

12. Домашнее задание.  (слайд 22)
рабочая тетрадь стр.63, упр.101, 102

13. Рефлексия.  (слайд 23)

- Покажите с помощью цветных полосок свое настроение. 

- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1452955679.ppt ("Разделительный ъ и ь знаки ")

Конспект открытого урока

по русскому языку

"Разделительный ъ и ь знаки"

4 класс

Учитель Кубалова А.К.

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 4 классе по теме «Разделительные Ъ и Ь». Кубалова Анжела Казбековна– учитель начальных классов ГКООУ санаторная школа – интернат им.М.С.Бароева». УМК «Перспектива»

Девиз нашего урока: Друз…я, учен…е нас об…единяет!

Девиз нашего урока: Друзья, ученье нас объединяет!

Цели: Развивать навыки речевого слуха. Осознавать необходимость употребления разделительных знаков. Знать условия употребления разделительных Ъ и Ь и верно писать соответствующие слова.

Каллиграфическая минутка Ъ Ь Ъ Ь

Словарь: ВОРОБЬИ, СОРОКИ, ДРУЗЬЯ, ДЕРЕВЬЯ, ЖИЛЬЁ.

Е ‘ ‘ ‘

Найдите ошибки: Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.

Сел кашу. Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля. Съел кашу. Пью воду. Веду съёмку. Забил колья.

Разделительный Ь

Ь –показатель мягкости разделительный Ь. Распределите слова по двум столбикам. ДРУЗ…Я, ПАЛ…ТО, ПЕЧЕН…Е, П…ЁТ, КАПЕЛ…КА, МАЛ…ЧИК, СОЛ…, В…ЮГА

Ь –показатель мягкости разделительный Ь. пальто друзья капелька печенье мальчик пьёт соль вьюга Проверь себя

Сначала «напишем» глазами Ъ, потом Ь. В воздухе написать буквы вытянутой одной рукой, двумя руками, головой. Затем в течение минуты быстро-быстро поморгаем. Ъ Ь

разделительный Ъ разделительный Ь. Распределите слова по двум столбикам. ОБ…ЯВЛЕНИЕ, ОТ…ЕЗД, ОБЕЗ…ЯНА, ПОД…ЁМ, ВОРОБ…И, РАЗ…ЯСНИЛ, СЧАСТ…Е, ЗДОРОВ…Е

Проверь себя. разделительный Ъ разделительный Ь объявление обезьяна отъезд воробьи подъём счастье разъяснил здоровье

Это интересно! Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Условия употребления Ъ и Ь. Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я: после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную ( в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем): аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-: адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек) в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, но трехэтажный

Условия употребления Ъ и Ь. Разделительный Ь пишется: внутри слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: крестьянин, вьюга в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О: медальон, шампиньон

Я знаю, что разделительный Ъ знак пишется ……………. Я знаю, что разделительный Ь знак пишется ……………. На этом уроке я узнал (а) ……………………………………. Я умею грамотно писать слова с разделительными Ъ и Ь. Я знаю, над чем мне надо работать.

Сегодня я работал лучше, чем вчера Я мог бы работать лучше Не доволен работой Оцени себя

Домашнее задание. раб.тетрадь,стр.63 упр. 101, 102

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации