Открытый урок по математике в 4 классе на тему: Решение задач на «Встречное движение».
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок по математике в 4 «Б» классе на тему:
«Встречное движение». Учитель Постникова А.А.
Цель:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, учить применять формулы для решения задач на движение.
Задачи:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
-Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
-Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах.
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Вид урока - урок применения знаний и умений.
Медиапродукт: презентация к уроку
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.
Комментарии: данный урок проводится в 4 классе . На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах.
Проводится 1 физкультминутка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 2.
Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
2. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. Слайд 3.
А) Цепочка примеров.
Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000
Б) Расположите дроби в порядке возрастания и узнаете тему нашего урока
Решение задач на ___________________. Слайд 4.
8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е Н Д
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях.
Самопроверка записи – на слайде. Слайд 4.
- Прочитайте, что у вас получилось?
Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.
- Что такое движение?
Д: - Движение – это перемещение ... в пространстве
Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 5.
3. Актуализация знаний.
А) Фронтальная работа:
- Какие величины не используются в задачах на движение?
Слайд 6.
Дети: тонны, центнеры, м2, кг.
- По каким признакам можно разделить данные величины на группы?
Дети: скорость, время, расстояние.
Б) Работа на индивидуальных карточках:
- Запишите у себя в карточках (карточка №1) величины под понятиями: скорость, время, расстояние.
Проверка по слайду. Слайд 7. Самопроверка.
-Использование жизненного опыта для решения задач. Соедини картинку со значением скорости (карточка №2).Слайд 8.Взаимопроверка.
В) Работа по алгоритму для решения задач на движение.
1 шаг:
Определить вид движения.
Работа по слайдам 9 - 12.
2 шаг:
Составление схемы или таблички.
3 шаг:
Вспомнить формулы.
Фронтальная работа с проговариванием (слайд 13).
Работа на индивидуальных карточках (карточка № 3).Слайд 14.
4 шаг:
Применить формулы на практике.Слайд 15.
4. Физкультминутка. Слайд 16.
5. Включение в систему знаний и повторение.
А) Работа по учебнику :
стр. 108 №1.Слайд 17. Проверка – слайд 18.
Стр. 108 №2. Проверка - слайд 19.
Б) Решение задач на движение по алгоритму:
1. Составьте задачу по рисунку. Слайд 20.
Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Они были в пути 2 часа. Какое расстояние проехали поезда?
- Какие величины известны?
Д: Скорость и время.
Какие нет?
Д: Расстояние между пунктами.
- С помощью чего мы решаем задачи на движение?
Д: чертеж, таблица
Начертите чертеж.
Проверьте.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?
Д: да, мы знаем скорость и время.
-Второй?
Д: тоже известно время и скорость поезда.
(решение) ( учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние?
Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.
- А есть ли другой способ решения задачи?
Д: думаем, что да
- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: можно узнать скорость сближения
-Что это такое?
Д: на сколько км они сближаются за 1 час.
- На сколько км каждый час сближаются поезда?
Д: на 150 км
-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?
Д: уменьшаться
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)
- Кто прокомментирует ответ?
- Кому не понятно решение задачи?
- Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд 21.
Д: «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и лошадь. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость лошади 7 км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
- Задайте вопрос?
Д: Через какое время они встретились.
- Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим (на слайде) Слайд 21.
- Что надо найти в задаче?
Д: время.
- Какой формулой мы воспользуемся?
- Что надо найти в этой задаче вначале?
Д: скорость сближения
Решение самостоятельно. Проверка по эталону. Слайд 22.
6.Итог урока.Слайд 23.
7.Рефлексия деятельности. Слайд 24.
Спасибо за урок!
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1446916147.ppt (Презентация к уроку "Решение задач на встречное движение")
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1446916390.docx (Индивидуальная карточка №1 )
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1446916416.docx (Индивидуальная карточка №2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1446916451.docx (Индивидуальная карточка №)
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1446916610.docx (карточка с таблицей мер)
Здесь будет файл: /data/edu/files/k1446916705.docx (карточка с видами задач на движение)
Степаненко Валентина Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Карине Рафаеловна
Карине Рафаеловна
Постникова Анжела Александровна
Паненкова Ирина Михайловна