12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина266

Презентация
PPTX / 3.2 Мб

/data/files/j1603714152.pptx (Презентация)Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке

Цели и задачи учебного задания:

изучить основные способы образования слов в русском языке;

формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;

формировать орфоэпические и орфографические навыки;

формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;

формировать умение обобщать и делать выводы;

воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.

Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, экран;

опорный конспект урока;

обучающая презентация;

карточки с заданиями.

Структура урока:

Организационный момент.

Синтаксическая разминка.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Первичное закрепление материала.

Формирование умений и навыков.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент 

II. Синтаксическая разминка (слайд 1).

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения.

Дождик прошел по садовой дорожке.

Дождик (подлежащее, выражено существительным) прошел (сказуемое, выражено глаголом) по садовой (определение, выражено прилагательным) дорожке (дополнение, выражено существительным).



      Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.

III. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение раздела «Словообразование». Давайте вспомним основные понятия, касающиеся этой темы. (слайд 2)

- Что такое словообразование?

- Что такое морфема? (значимая часть слова.)

-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)

-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

IV. Изучение нового материала.

- Вы уже сказали, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы новые слова. Сегодня мы с вами начнем знакомится с основными способами образования слов в русском языке. Запишите тему урока «Основные способы образования слов в русском языке» (слайд 3).

1. Исследовательская работа (слайд 4).

- Запишите слово лес.

- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Добавить суффикс -ок-.)

Такой способ словообразования называется суффиксальным.

Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Добавить приставку пере-.)

Такой способ называется приставочный.

Запишите существительное снег. Прибавьте к основе приставку под- и суффикс –ник-. Что у вас получилось? Подснежник. Как будет называться такой способ? Приставочно – суффиксальный.

О четвертом способе прочитайте самостоятельно в учебнике на с.57 п.26. Как называется этот способ? Бессуфиксный (безаффиксный). Запомните! Таким способом образуются только имена существительные.

Запишите в тетрадь слово осмотреть. Образуйте от него новое слово бессуфиксным способом. Получилось осмотр.

2. Работа с тетрадями для правил.

- А теперь давайте запишем эти способы словообразования в тетради для правил (слайд 5).





Способы образования слов

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно - суффиксальный

4. Бессуффиксный (безаффиксный)

5. Сложение основ, слов

6. Переход одной части речи в другую



V. Физкультинутка

Ходит Суффикс по дорожке ходьба на месте 3-4 сек.
И играет на гармошке…  
руки перед грудью, рывки руками
Вот домишко. Это домик.  
наклониться, разогнуться
Где-то здесь гуляет гномик.  
повороты головы
Вот домище великана,  
подняться на носочки, руки вверх, 
Великана Истукана…  
потянуться
Побежали от него,  
бег на месте 2-3 сек.
чтоб не тронул никого!!!

VI. Первичное закрепление материала (слайд 6).

Работа с учебником.

С.97 Упр.173 (по цепочке)

t1603714062aa.png



















VII. Формирование умений и навыков.

Схематический диктант (работа у доски)Слайд 7

Задание: не записывая слов, составьте их схемы. Например: зорька t1603714062ab.png

Грибника, ручной, засветит, комариный, березовый, подорожник.

Цифровой диктант

Самостоятельная работа (самопроверка)Слайд 8

Определите способ образования слов, записывая цифры: 1 – приставочный способ, 2 – суффиксальный, 3 – приставочно - суффиксальный, 4 – бессуффиксный.

Развесёлый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн), переход(бессуфс.), подводный (пристав.), водный (суффикс.), домик (суффикс.), насыпь (бессуф.)

Ответ: 1 3 3 1 4 4 1 2 2 4 (слайд 9

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 15)

Перед вами 3 смайлика, которые обозначают:

t1603714062ac.jpgt1603714062ad.jpg- мне все понятно




- мне не все понятно, но я попробую разобраться сам





t1603714062ae.jpg







- я ничего не понял, мне нужна ваша помощь!!!





IX. Домашнее задание (слайд 10):

Выучить способы образования слов (используя правило в учебнике и записи в тетради для правил).



Подготовить карточку, включив в неё 10 слов, образованных разными способами.





X. Дополнительные упражнения (слайд 11)

С. 97, упр. 171.

t1603714062af.png

Сt1603714062ag.png . 97, упр. 172.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.