Конспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы образования имен существительных»
Конспект урока по русскому языку для 6 класса
Тема: «Основные способы образования имен существительных»
Учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №30
Силионовой Юлии Андреевны
Учебный комплекс: русский язык 6 класс. Рыбченкова Л.М.
Форма урока: урок-практикум
Тип урока: повторение пройденного материала
Оборудование: учебник, проектор, доска, дидактический материал (карточки с заданиями)
Цель: закрепить навык определения основных способов образования имен существительных
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение определять способы образования имен существительных;
Учить видеть средства образования имен существительных;
Формировать умение создавать монологические высказывания на лингвистическую тему.
Развивающие:
Развивать культурно-речевые навыки школьников;
Способствовать развитию связной речи учащихся;
Развивать основные мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
Развивать логическое мышление шестиклассников;
Развивать аудиальную, визуальную, кинестетическую модальности восприятия материала.
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к делу;
Воспитывать культуру речевого поведения шестиклассников
Этап урока |
Время |
Действия учителя |
Действия учеников |
Организационно-мотивационный |
5 мин. |
Настрой учащихся на урок. Проведение разминки. Актуализация понятий, организация деятельности по определению цели урока. |
Настраиваются на урок. Отгадывают слово по составным частям. Формулируют цель урока. |
Основная часть |
15 мин. |
Знакомит учащихся с основными способами образования имен существительных. Повторение средств словообразования. Учитель называет способ словообразования, просит детей вспомнить соответствующее ему средство. Отработка умения определять способы образования. Задание 1: соотнесите слово и способ словообразования Непогода-погода А.Суффиксальный Безрукавка-рукав Б.Бессуффиксный Читатель-читать В.Приставочно-суфф-ый Водолаз- вода+лазить Г.Приставочный Ход –ходить Д.Сложение Задание 2: Определить способ и средство образования слова Листопад; ветерок; повтор; несчастье; подоконник; пароход; домик. Задание 3: Исключить лишнее слово в зависимости от способа словообразования 1.бензовоз, железобетон, лесник, самовар 2. предыстория, ходок, пригород, антициклон 3. лесостепь, учитель, доченька, печка |
Вспоминают средства образования словообразования. Соотносят средство и способ словообразования. Учатся давать полные монологические высказывания на лингвистическую тему. Самостоятельно определяют способы словообразования имен существительных. Исключают лишнее слово. |
Итог урока |
5-7 мин |
Обобщает и систематизирует знания учащихся с помощью вопросов: Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока? Что мы узнали? Какие основные способы служат для образования имен существительных? Комментирует дифференцированное домашнее задание: Если материал урока вам понятен, выбираете задание на розовой карточке: самостоятельно придумываете 5 словообразовательных пар; определяете средство и способ их образования. Если у вас остались вопросы по содержанию урока, выбираете зеленую карточку: определяете способ и средство образования в заданных словах: рыбак, извозчик, переход, ледокол, опёнок. |
Отвечают на вопросы учителя, Записывают домашнее задание |
Рефлексия и оценка |
2 мин |
Создает мотивационное поле для дальнейшего изучения материала, оценивает работу учащихся |
Участвуют в оценке проведенного урока, самооценка |