Конспект урока ИЗО для 5 класса «Японский кроссворд»
План-конспект по уроку ИЗО, обучающихся 5 классов.
Педагог: Терешкова Елена Владимировна (МБОУ «СОШ №13» г. Обнинск)
Тема: «Составление японского кроссворда»
Цель занятия: Расширять представление детей о происхождении, решении и составлении японских кроссвордов.
Задачи: Формирование умения:
- взаимодействовать в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый;
- продуктивно взаимодействовать;
- умение выслушивать других и приходить к единому мнению;
- умение аргументировать свою точку зрения.
- Развивать интерес к составлению и решению кроссвордов.
- Развивать логическое и аналитическое мышление
- Развивать концентрацию внимания
- Развивать соревновательный дух.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа;
наглядные – демонстрация видов кроссвордов;
практические –изготовление кроссвордов;
репродуктивный- решение кроссвордов.
Оборудование для учителя:
Образцы кроссвордов, карточки, карандаши.
Оборудование и материалы для учащихся:
1. Листы альбомные.
2. Карандаши.
3. Ластики.
4. Линейки.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- получать изображения путем решения кроссвордов;
- составлять кроссворды с использованием рисунков;
- самостоятельно определять и выражать свои чувства и ощущения, возникающие в результате работы над решением и составлением кроссвордов, результатов своей трудовой деятельности.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы решения кроссворда;
- Умение выбирать эффективные способы составления кроссворда;
- Развивать творческие и математические способности при работе.
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.
Ход занятия:
|
1. Организационный момент
|
||
|
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
|
Подготовка рабочих мест. |
1. Приветствие 2. Проверка готовности к занятию. |
1 минута |
|
2. Погружение учащихся в тему урока
|
||
|
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
|
1. Предлагают пути решения проблемы. 2. Определяют тему занятия. |
1. Сформулировать проблему 2. Подвести к теме занятия.
|
3 минуты |
|
3.Раскрытие основного содержания урока
|
||
|
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
|
Просматривают виды кроссвордов. Просматривают поэтапное выполнение решения кроссворда.
|
1. Показать виды кроссвордов. 2. Объяснить технологию решения кроссвордов. 3. Напомнить о соблюдении правил работы. |
7 минут |
|
4. Закрепление основного содержания урока (практическая работа)
|
||
|
Деятельность воспитанников |
Деятельность педагога |
Примечание |
|
1. Решают ранее составленные кроссворды. 2. Составляют кроссворды. |
1. Помогать нуждающимся в помощи учащимся при выполнении ими практической работы.
|
30 минут |
|
5. Итоги занятия, рефлексия
|
||
|
Деятельность воспитанников |
Деятельность педагога |
Примечание |
|
1.Оценивают выполненную работу и занятие в целом. |
1. Провести рефлексию. 2. Дать оценку работе учащихся. 3. Дать домашнее задание |
4 минуты |
Кроссворд приобрел невероятную популярность во всём мире, и это неудивительно. Кроссворд – замечательная тренировка для мозга. Это познавательная игра для людей всех возрастов. Разгадывание кроссвордов расширяет кругозор, тренирует память, логическое и ассоциативное мышление.
Виды кроссвордов
Благодаря огромной популярности этой игры со словами, в мире появляется всё больше и больше разновидностей кроссвордов. Давайте ознакомимся с наиболее популярными видами кроссвордов.
• Классический – стандартный кроссворд, рисунок которого симметричен, слова-отгадки вписываются сверху вниз и слева направо. Загадки к такому кроссворду делятся на два типа – по горизонтали и по вертикали.

• Сканворд – один из самых популярных кроссвордов. Сетка идеального сканворда не содержит черных клеток, поэтому его сложно составлять, но просто решать. Задания к словам-отгадкам даются в квадратиках сетки, а не как у классического кроссворда – под сеткой. Отгадки вписываются относительно указателей. Заданием в сканворде может служить картинка или фотография.

• Алфавитный – слова, загаданные в таком кроссворде, имеют определённый общий признак, например, состоят из одного количества букв или начинаются с одинаковой буквы.

• Фрагментарный – в кроссвордах такого типа загадкой является фотография или картинка, а стрелка указывает направление написания отгадки.

• Кроссворд-ребус – схож с фрагментарным кроссвордом, но вместо фотографии загадкой является ребус или шарада, разгадав которую игрок вписывает отгаданное слово.

• Филворд, или венгерский кроссворд, – сетка этого кроссворда представляет собой поле, заполненное буквами. В этом поле необходимо искать и вычеркивать слова, которые читаются по ломаной линии, и ни одна буква слова не может быть использована в другом слове. Существует еще и немецкий филворд, в котором слова должны быть вычеркнуты только по прямой линии, а одна и та же буква может входить одновременно в несколько слов.

• Японский кроссворд – в отличие от других кроссвордов разгадкой будет не слово, а картинка. Числа, расположенные вертикально и горизонтально сетки, указывают на количество слитных клеток. Между группами чисел должна быть минимум одна пустая клетка. Задача игрока узнать, сколько же пустых клеток между группами цифр.

|
1 |
2 |
|
3 |
4 |
|
5 |
6 |
|
7 |
8 |
В результате разгадывания кроссворда получили изображение буквы "А". Это простой кроссворд, но существуют огромные кроссворды, которые потребуют немалой тренировки для успешного разгадывания.
Домашнее задание: Составьте японский кроссворд первой буквы вашего имени на листочке в клетку.






Имеем исходный японский кроссворд. Для простоты его размеры 5х5 клеток.
Обратим внимание на большие числа. Сверху стоит число 5. Поскольку в столбце 5 клеток, то весь столбец можно закрасить.
Слева тоже есть число 5. Закрасим целиком четвертую сверху строчку кроссворда. Не забываем зачеркивать отработанные числа.
Слева нашли число 3. Видим, что крайняя правая клетка строки закрашена, то закрашиваем 2 соседние, а остальные помечаем пустыми.
3 и 4 столбцы имеют по две одиночные клетки. И они уже закрашены, значит помечаем остальные клетки как пустые. И зачеркиваем числа.
Второй столбец имеет закрашенную клетку и 2 пустые выше. Закрашенные клетки не соприкасаются, значит, красим клетку из второй строки.
Автоматически получили готовую вторую строку, а в третьей - единственный вариант. Закрашиваем и эту клетку.
Последний шаг - красим последнюю клетку. Зачеркиваем тройку из первого столбца и две единицы из пятой строки. Кроссворд разгадан!