Конспект урока ИЗО для 5 класса «Японский кроссворд»
План-конспект по уроку ИЗО, обучающихся 5 классов.
Педагог: Терешкова Елена Владимировна (МБОУ «СОШ №13» г. Обнинск)
Тема: «Составление японского кроссворда»
Цель занятия: Расширять представление детей о происхождении, решении и составлении японских кроссвордов.
Задачи: Формирование умения:
- взаимодействовать в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый;
- продуктивно взаимодействовать;
- умение выслушивать других и приходить к единому мнению;
- умение аргументировать свою точку зрения.
- Развивать интерес к составлению и решению кроссвордов.
- Развивать логическое и аналитическое мышление
- Развивать концентрацию внимания
- Развивать соревновательный дух.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа;
наглядные – демонстрация видов кроссвордов;
практические –изготовление кроссвордов;
репродуктивный- решение кроссвордов.
Оборудование для учителя:
Образцы кроссвордов, карточки, карандаши.
Оборудование и материалы для учащихся:
1. Листы альбомные.
2. Карандаши.
3. Ластики.
4. Линейки.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- получать изображения путем решения кроссвордов;
- составлять кроссворды с использованием рисунков;
- самостоятельно определять и выражать свои чувства и ощущения, возникающие в результате работы над решением и составлением кроссвордов, результатов своей трудовой деятельности.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы решения кроссворда;
- Умение выбирать эффективные способы составления кроссворда;
- Развивать творческие и математические способности при работе.
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.
Ход занятия:
1. Организационный момент
|
||
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
Подготовка рабочих мест. |
1. Приветствие 2. Проверка готовности к занятию. |
1 минута |
2. Погружение учащихся в тему урока
|
||
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
1. Предлагают пути решения проблемы. 2. Определяют тему занятия. |
1. Сформулировать проблему 2. Подвести к теме занятия.
|
3 минуты |
3.Раскрытие основного содержания урока
|
||
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
Просматривают виды кроссвордов. Просматривают поэтапное выполнение решения кроссворда.
|
1. Показать виды кроссвордов. 2. Объяснить технологию решения кроссвордов. 3. Напомнить о соблюдении правил работы. |
7 минут |
4. Закрепление основного содержания урока (практическая работа)
|
||
Деятельность воспитанников |
Деятельность педагога |
Примечание |
1. Решают ранее составленные кроссворды. 2. Составляют кроссворды. |
1. Помогать нуждающимся в помощи учащимся при выполнении ими практической работы.
|
30 минут |
5. Итоги занятия, рефлексия
|
||
Деятельность воспитанников |
Деятельность педагога |
Примечание |
1.Оценивают выполненную работу и занятие в целом. |
1. Провести рефлексию. 2. Дать оценку работе учащихся. 3. Дать домашнее задание |
4 минуты |
Кроссворд приобрел невероятную популярность во всём мире, и это неудивительно. Кроссворд – замечательная тренировка для мозга. Это познавательная игра для людей всех возрастов. Разгадывание кроссвордов расширяет кругозор, тренирует память, логическое и ассоциативное мышление.
Виды кроссвордов
Благодаря огромной популярности этой игры со словами, в мире появляется всё больше и больше разновидностей кроссвордов. Давайте ознакомимся с наиболее популярными видами кроссвордов.
• Классический – стандартный кроссворд, рисунок которого симметричен, слова-отгадки вписываются сверху вниз и слева направо. Загадки к такому кроссворду делятся на два типа – по горизонтали и по вертикали.
• Сканворд – один из самых популярных кроссвордов. Сетка идеального сканворда не содержит черных клеток, поэтому его сложно составлять, но просто решать. Задания к словам-отгадкам даются в квадратиках сетки, а не как у классического кроссворда – под сеткой. Отгадки вписываются относительно указателей. Заданием в сканворде может служить картинка или фотография.
• Алфавитный – слова, загаданные в таком кроссворде, имеют определённый общий признак, например, состоят из одного количества букв или начинаются с одинаковой буквы.
• Фрагментарный – в кроссвордах такого типа загадкой является фотография или картинка, а стрелка указывает направление написания отгадки.
• Кроссворд-ребус – схож с фрагментарным кроссвордом, но вместо фотографии загадкой является ребус или шарада, разгадав которую игрок вписывает отгаданное слово.
• Филворд, или венгерский кроссворд, – сетка этого кроссворда представляет собой поле, заполненное буквами. В этом поле необходимо искать и вычеркивать слова, которые читаются по ломаной линии, и ни одна буква слова не может быть использована в другом слове. Существует еще и немецкий филворд, в котором слова должны быть вычеркнуты только по прямой линии, а одна и та же буква может входить одновременно в несколько слов.
• Японский кроссворд – в отличие от других кроссвордов разгадкой будет не слово, а картинка. Числа, расположенные вертикально и горизонтально сетки, указывают на количество слитных клеток. Между группами чисел должна быть минимум одна пустая клетка. Задача игрока узнать, сколько же пустых клеток между группами цифр.
Пример решения маленького кроссворда:
1 Имеем исходный японский кроссворд. Для простоты его размеры 5х5 клеток. |
2 Обратим внимание на большие числа. Сверху стоит число 5. Поскольку в столбце 5 клеток, то весь столбец можно закрасить. |
3 Слева тоже есть число 5. Закрасим целиком четвертую сверху строчку кроссворда. Не забываем зачеркивать отработанные числа. |
4 Слева нашли число 3. Видим, что крайняя правая клетка строки закрашена, то закрашиваем 2 соседние, а остальные помечаем пустыми. |
5 3 и 4 столбцы имеют по две одиночные клетки. И они уже закрашены, значит помечаем остальные клетки как пустые. И зачеркиваем числа. |
6 Второй столбец имеет закрашенную клетку и 2 пустые выше. Закрашенные клетки не соприкасаются, значит, красим клетку из второй строки. |
7 Автоматически получили готовую вторую строку, а в третьей - единственный вариант. Закрашиваем и эту клетку. |
8 Последний шаг - красим последнюю клетку. Зачеркиваем тройку из первого столбца и две единицы из пятой строки. Кроссворд разгадан! |
В результате разгадывания кроссворда получили изображение буквы "А". Это простой кроссворд, но существуют огромные кроссворды, которые потребуют немалой тренировки для успешного разгадывания.
Домашнее задание: Составьте японский кроссворд первой буквы вашего имени на листочке в клетку.