Сценарий урока ИЗО для 5 класса «Художественное конструирование изделий»
5 класс
Тема урока: Художественное конструирование изделий
Цели урока:
Дидактическая - подготовить учащихся к восприятию знаний о разнообразии моделей передника и об изменении формы детали, научить изменять выкройку в соответствии с выбранным фасоном, оформлять детали выкроек.
Развивающая - развивать творческие способности учащихся, развивать пространственное воображение, способность создавать эскизы моделей.
Воспитательная - воспитывать художественный вкус.
Оборудование: Образцы и изделия различного фасона, образцы отделки для передника (тесьма, аппликация, вышивка, канты).
Инструменты и материалы: чертёж базовой выкройки передника, цветные и простые карандаши, линейка, ножницы, клей.
Профориентация: художник-модельер.
Основные понятия: моделирование, линии фасона, отделка изделия.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1 мин.
II. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ, ЗАДАНИЕМ УРОКА 1 мин.
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 мин
IV.СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ПРАКТИЧЕСКИМ
ЗАКРЕПЛЕНИЕМ 15 мин.
V.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫКРОЙКИ. 15 мин.
VI.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УЧЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. 6 мин.
VII.ИТОГИ ЗАНЯТИЯ. 1 мин.
VIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1 мин.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель:
- Здравствуйте, девочки! Садитесь, пожалуйста. Я вижу, что все вы уже готовы и можно начать урок.
II.ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ, ЗАДАНИЕМ УРОКА
Учитель:
Сегодня проведём урок по теме «Моделирование выкройкИ передника». Это очень интересная тема. Сегодня вы узнаете о разнообразии моделей передника, об изменении формы детали, научитесь изменять выкройку в соответствии с выбранным фасоном, оформлять детали выкроек. Процесс моделирования непрерывно связан с развитием ваших творческих способностей. Но сначала давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
На прошлом уроке вы познакомились с построением чертежа передника. Этот чертёж вы видите на доске. В классе у нас три творческие группы. Сейчас оценим уровень подготовки к занятию каждой группы. Подсчёт результатов работы на уроке будет производить Алтухова Надя. Она будет заносить их в соответствующую оценочную таблицу.
Вопросы
Назовите основные линии передника.
Покажите основные линии передника на манекене.
Какие детали передника вы видите на чертеже? Какие детали отсутствуют?
Учитель оценивает ответы учащихся.
IV.СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАКРЕПЛЕНИЕМ
Модель - это образец изделия. Если изготовить передник по нашему чертежу основной выкройки, то передник будет простого покроя. Для выполнения более сложного фасона необходимо осуществить процесс моделирования. Что же такое процесс моделирования? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. А сейчас рассмотрим эскизы передников, представленные нашей творческой группой из учащихся. Все они разные по фасону и отделке. Как это осуществить при изготовлении изделия? Это достигается за счёт изменения основной выкройки и использования отделочных материалов.
Учитель рассказывает о приёмах изменения формы деталей передника; линии низа, формы карманов и нагрудника: демонстрирует их на доске. Учитель предлагает заслушать дополнительную информацию об отделке передника, подготовленную учащимися. Учитель обобщает сообщения учащихся:
Выбирая отделку для изделия, необходимо помнить, что она должна гармонично сочетаться с деталями изделия и соответствовать его функциональному назначению. Не следует перегружать изделие большим количеством отделки.
Каждой группе было предложено разработать эскизы передников.
Для гувернантки.
Для работника кафе.
Для мамы.
Давайте рассмотрим эти эскизы и ответим на вопросы.
Представитель каждой группы выходит к доске со своим эскизом и
комментирует.
Вопросы:
Что общего и отличительного в этих моделях передника?
Какие изменения нужно внести в основную выкройку передника, моделируя данный фасон?
Какие варианты оформления характерны для вашей модели, целесообразно ли такое оформление?
Учитель заслушивает ответы учащихся. Учитель:
Изменение выкройки производится в соответствии с фасоном изделия. На основе базисной сетки можно смоделировать большое количество
фасонов передников, но одного размера.
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ работа. Моделирование выкройки.
Практическая работа имеет музыкальное фоновое сопровождение. Последовательность выполнения (записывается на доске)
1.Рассмотрите созданный вами эскиз фартука. Определите необходимые изменения, которые соответствуют выбранному вами фасону изделия.
2.Нанесите на выкройку основы передника линии фасона.
3.Вырежьте детали выкройки по новым линиям.
4.Подготовьте детали выкройки к раскрою:
а) написать название деталей;
б) обозначить верх детали (Д);
в) указать направление нити основы (<->);
г) на симметричной детали (передник) указать линию сгиба;
д) на парных деталях (карман) указать их количество;
е) указать величину припусков по срезам на швы и подгиб.
После взаимоконтроля учитель оценивает работу групп.
Учитель:
-Теперь вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него: в чём же заключается процесс моделирования? Ответ: процесс моделирования заключается в создании нового по внешнему виду швейного изделия путём изменения формы деталей и выкроек, а также художественного оформления изделия (вышивкой, тесьмой, аппликацией, кружевом и т.д.), другими словами, это - процесс создания одежды, новой по фасону и отделке. Занимаются этим художники-модельеры.
VI. закрепление новых знаний и учений учащихся.
Учитель:
Приёмщику заказов в ателье пошива одежды необходимо уметь создавать эскизы моделей по словесному описанию заказчика.
Предлагаю всем на некоторое время представить себя в роли такого приёмщика. Создайте зрительный образ по словесному описанию и зафиксируйте его в виде эскиза.
Описание модели
Передник с нагрудником, форма нагрудника и карманов - овальная, по краю нагрудника и вокруг карманов - узкая оборка, нижняя часть передника с закруглёнными углами.
VII. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.
Заключительное слово учителя:
- Используя приёмы моделирования, можно создать разнообразные фасоны передников.
Учитель подводит итоги занятия и результаты работы групп, выставляет оценки.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1-уровень. Подобрать ткань и отделочные материалы для
изготовления передника.
2-уровень. Создать эскиз передника для повара.
3-уровень. Составить карточки-задания по моделированию передника.
Учитель благодарит учащихся за хорошую организацию урока.
Юлия Станиславовна